Организация управления торговлей Министерство торговли РФ (Минторг России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах массового потребления и торговых услугах, организацию торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями, защиту прав и интересов покупателей.
Соответственно в функции министерства входят: разработка и реализация государственной политики торговли и общественного питания; координация работы по защите потребительского рынка от некачественных отечественных и импортных товаров; организация конкурсного размещения заказов на поставку товаров народного потребления; организация федеральных ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления; поддержка деятельности товарных бирж; определение технологических требований к услугам розничной торговли и производству продукции общественного питания для внутреннего потребительского рынка; организация государственного контроля за качеством товаров и защитой прав потребителей и т.д.
Следует учитывать, что основные функции в области организации внутренней торговли отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (развитие розничной, фирменной и оптовой торговли, управление подведомственными торговыми предприятиями и т.д.).
Государственный контроль и надзор
Государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядка и дисциплины цен, за качеством и безопасностью товаров народного потребления в организациях промышленности, торговли и общественного питания непосредственно осуществляет Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция), входящая в систему Министерства торговли.
В ее задачи входит искоренение злоупотреблений в торговле и общественном питании, недопущение на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объектами контроля являются все организации и предприятия торговли и общественного питания независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие и производящие товары или услуги.
Госторгинспекция состоит из Департамента и территориальных управлений в субъектах РФ. Главный государственный инспектор по торговле – глава Департамента – назначается Правительством РФ.
Департамент Госторгинспекции организует работу и контролирует деятельность территориальных инспекций; вносит предложения о снятии с производства товаров, опасных для здоровьяижизни; производит контрольные закупки; проверяет документацию торговых организаций; дает обязательные для них предписания об устранении выявленных нарушений, о снятии с реализации товаров, о приостановлении приемки товаров, о наложении на виновных штрафных санкций. Аналогичны функции и полномочия территориальных инспекций, которые также контролируют соблюдение порядка применения цен, стандартов по качеству товаров, решают жалобы покупателей, причем их решения обязательны для продавцов. В своей деятельности органы Госторгинспекции руководствуются также Федеральным законом «О защите прав потребителей» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какова современная система управления отраслями промышленного производства?
2. В чем состоят основные функции управления агропромышленным комплексом?
3. Какие особенности характерны для действующей системы управления транспортным комплексом?
4. Как можно различить функции управления природопользованием и охраной природных ресурсов?
5. Из каких элементов слагается система управления финансовой деятельностью?
Глава 23. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ
Управление образованием
Система образования – общего (начальные, средние школы, гимназии, лицеи), начального профессионального (училища и т.п.), среднего специального (техникумы, колледжи и т.п.) и высшего профессионального (университеты, академии, институты) – развивается под регулирующим воздействием Министерства общего и профессионального образования РФ (Минобразование России). Оно, однако, не является единственным органом исполнительной власти, действующим в данной сфере.
Учебные заведения различного профиля могут быть подведомственны иным федеральным органам исполнительной власти. Это особенно заметно в сфере деятельности министерств обороны, внутренних дел, здравоохранения и ряда служб (например, налоговой, таможенной и т.д.). В этих условиях возрастает координирующая роль Минобразования.
Министерство общего и профессионального образования – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в образовательной сфере и координирующий в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти. Он осуществляет государственное управление общим и профессиональным образованием во всех его формах путем регулирования, а также руководства непосредственно находящимися в его ведении наиболее крупными и имеющими общефедеральное значение образовательными учреждениями. В его функции входит также общее руководство научной деятельностью вузов.
Министерство в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «Об образовании» от 13 января 1996 г.
Минобразование в пределах своей компетенции принимает меры по реализации концепции образования; контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и таких же органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в этой области; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; реализует кадровую политику в сфере образования и научной деятельности; определяет перечень профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; определяет порядок такой подготовки; устанавливает правила приема в государственные образовательные учреждения; разрабатывает государственные образовательные стандарты; утверждает положения о государственной аттестации выпускников образовательных учреждений; устанавливает порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации таких учреждений и т.д.
К его ведению отнесено также общее руководство в сфере подготовки научно-педагогических кадров. В настоящее время в структуре Минобразования функционирует Высшая аттестационная комиссия (ВАК), призванная обеспечивать проведение единой политики в области подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации.
Минобразование создает, реорганизует и ликвидирует подведомственные ему учреждения, устанавливает для них контрольные цифры ежегодного приема обучающихся. В отношении неподведомственных образовательных учреждений, включая негосударственные и частные, оно осуществляет общее регулирование! (например, по вопросам методического характера), а также контроль за соблюдением ими законодательства об образовании.
Нормативные правовые акты Минобразования обязательны для исполнения для всех органов, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Ему предоставлено право инспектировать все виды таких учреждений независимо от их ведомственной подчиненности и характера (например, частные).
Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют примерно такие же функции и полномочия в отношении подведомственных им образовательных учреждений.
Образовательные учреждения
Все они осуществляют образовательный процесс в его различных формах (очное, вечернее, заочное, экстернат), руководствуясь утверждаемыми Правительством РФ типовыми положениями. Так, действуют такого рода положения об образовательных учреждениях дошкольного типа, о начальных, основных (девятилетних) и средних учреждениях, о вечернем образовательном учреждении, о высшем и послевузовском образовании и т.д.
Образовательные учреждения проходят лицензирование, т.е. получают в соответствующем органе управления образованием разрешение на осуществление образовательной деятельности. Кроме того, установлен порядок государственной аккредитации учреждений, суть которой в подтверждении соответствия данного учреждения требованиям законодательства об образовании, что дает ему право на приобретение государственного статуса. В частности, учреждение после аккредитации вправе выдавать своим выпускникам официальные государственные аттестаты и дипломы. Это право закрепляется выдачей государственного свидетельства, действующего в течение пяти лет. Одновременно принимается устав учреждения.
В течение этого срока образовательное учреждение проходит аттестацию, целью которой является установление соответствия его деятельности требованиям, вытекающим из лицензии и свидетельства об аккредитации, а также образовательным стандартам. По результатам аттестации учреждение может лишиться государственной аккредитации. Например, это возможно при обнаружении несоответствия его деятельности государственному образовательному стандарту, устанавливающему качественные характеристики подготовки по той или иной специальности независимо от формы образования (образовательная программа).
Контроль за правомерностью деятельности аккредитованных образовательных учреждений осуществляется Государственной аттестационной службой Минобразования. При обнаружении несоответствия образования государственному стандарту служба направляет учреждению рекламацию. Если в течение двух лет последует повторная рекламация, образовательное учреждение лишается аккредитации.
Минобразование вправе лишить образовательное учреждение лицензии в случае нарушения им условий деятельности.
Управление внутренними делами образовательных учреждений организуется в зависимости от их типа. Так, средние учебные заведения управляются советами, педагогическими советами, советами попечителей – выборными органами, возглавляемыми руководителями – заведующими, директорами. Порядок выборов и полномочия органов определяются их уставами.
Управление высшими учебными заведениями строится на следующих основах. Ученый совет является органом общего руководства, выборы в состав которого проводятся общим собранием педагогического коллектива путем тайного голосования.
Возглавляет вуз ректор, избираемый на срок до пяти лет. Итоги выборов подлежат утверждению со стороны органа управления образованием, которому данный вуз подведомствен.
Структурные подразделения вуза – факультеты, отделения. Они возглавляются деканами, избираемыми ученым советом. Кафедра – основное научно-педагогическое подразделение вуза. Заведующие кафедрами также избираются ученым советом.
Функции Минобразования в области аттестации научных и научно-педагогических кадров распространяются на всю систему вузов и научно-исследовательских учреждений. Суть их состоит в обеспечении единства требований в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации и в осуществлении государственного контроля в этой области.
В вузах и научно-исследовательских учреждениях образуются специализированные диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций. Их создает Высшая аттестационная комиссия. Она же утверждает персональный состав советов и предметы их деятельности (перечни научных специальностей).
ВАК присуждает ученую степень доктора наук на основании ходатайства диссертационного совета, на заседании которого в результате тайного голосования была положительно оценена публично защищенная докторская диссертация. ВАК проводит научную экспертизу докторских диссертаций, причем имеет право отказать в присуждении искомой ученой степени.
Результаты публичной защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук вступают в силу с момента принятия специализированным советом соответствующего решения и не нуждаются в их подтверждении со стороны ВАК. Но аттестационная комиссия вправе проводить выборочные проверки диссертационных дел.
ВАК также присваивает по представлению ученых советов вузов и научно-исследовательских учреждений ученое звание профессора.
Ученое звание доцента, старшего научного сотрудника и др. присваивается на основании решения ученого совета руководителем соответствующего учреждения.
Управление в области науки
Научная деятельность проявляется в различных организационных формах: фундаментальная, ведомственная, вузовская. Ее государственное регулирование осуществляется на основе Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г.
Министерство науки и технологий РФ (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения.
Миннауки: определяет приоритетные направления развития науки и техники; организует работы в области разрешения важнейших научно-технических проблем; осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию при формировании государственной научно-технической политики; утверждает номенклатуру специальностей научных работников; координирует работы по формированию и использованию государственной системы научно-технической информации; готовит предложения о присвоении научным организациям статуса государственных научных центров и т.д.
Миннауки также осуществляет государственную аккредитацию научных организаций по представлению органов исполнительной власти. Российской академии наук и отраслевых академий наук. При осуществлении своих функций министерство взаимодействует с Российской академией наук, отраслевыми академиями, другими научными сообществами.
Определенную роль в регулировании отношений в сфере научной деятельности играет Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). На него возложены исполнительные, контрольные, разрешительные и регулирующие функции применительно к государственной регистрации и охране прав на изобретения. Агентство рассматривает заявки о выдаче патентов и свидетельств, проводит их экспертизу, осуществляет государственную регистрацию и выдает охранные документы. Патент является официальным документом, свидетельствующим об исключительном праве его владельца на использование зарегистрированного изобретения. На основе лицензии возможна передача такого права физическим и юридическим лицам.
Научные организации
Научная организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. Это научно-исследовательские организации; научные организации вузов; опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации. Учреждаются они на основе государственной аккредитации и выдачи соответствующих свидетельств.
Управление научными организациями осуществляется на базе сочетания государственного регулирования и самоуправления, т.е. в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. При учреждении научных организаций утверждаются их уставы. Руководители государственных научных организаций назначаются либо избираются в соответствии с их уставами. Органы исполнительной власти, учреждающие их, осуществляют контроль за эффективным использованием ими государственного имущества.
Центральное место в системе научных организаций принадлежит Российской академии наук (РАН). Она является высшим научным учреждением России и представляет собой общероссийскую самоуправляемую организацию, действующую на основе российского законодательства и собственного устава.
РАН объединяет действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов академии, а также других научных сотрудников академических учреждений (институты, лаборатории и т.д.). Все имущество, используемое РАН, передано в ее собственность.
РАН действует на основе устава, утвержденного общим собранием академии – ее высшим органом, решающим все основные вопросы ее деятельности. В период между общими собраниями действует в качестве исполнительного органа Президиум РАН в составе президента и вице-президентов, главного ученого секретаря, академиков – секретарей отделений, избираемых отделениями и утверждаемых общим собранием.
Отделения РАН – творческие и организационные центры, объединяющие членов академии по одной или нескольким специальностям по соответствующему направлению деятельности. Например, отделение философии и права. В составе отделений действуют научно-исследовательские институты. Например, Институт государства и права.
РАН имеет свои региональные отделения. Например, Уральское, Сибирское, Дальневосточное.
РАН и ее отделения и филиалы, институты обеспечивают исследования по основным направлениям фундаментальной науки, а также научные исследования прикладного характера.
В стране существует немало отраслевых академий наук. Например, Российская академия архитектуры, Российская академия медицинских наук и т.д. Это либо государственные научные учреждения, действующие в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти, либо самоуправляемые научные сообщества, не финансируемые государством. Например, Российская академия естественных наук (РАЕН).
Следует иметь в виду, что академиями сейчас называются многие высшие учебные заведения. Например, Московская государственная юридическая академия.
Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена в научно-исследовательских учреждениях системы соответствующих министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти РФ и ее субъектов. В основном в них проводятся исследования по прикладным направлениям науки, что не исключает и фундаментальные научные работы. Руководство ими осуществляется по линии названных ранее государственных органов преимущественно на госбюджетной основе. Например, Всероссийский научно-исследовательский институт глазных болезней, подведомственный Министерству здравоохранения РФ, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД РФ и т.д.
Вузовская наука – проявление эффективного использования научного потенциала вузов параллельно с решением образовательных и воспитательных задач. Государственная и финансовая дисциплина при проведении научных исследований обеспечивается руководителями вузов. Исполнители: профессорско-преподавательский состав, докторанты, аспиранты, стажеры. К научной работе привлекаются студенты.
В последние годы появилась новая форма научных организаций – государственные научные центры. Они создаются на базе существующих академических, ведомственных и вузовских научных коллективов в интересах сохранения и развития ведущих научных школ мирового уровня. Создаются также федеральные научно-производственные центры (связь науки и оборонного производства).
|