Санитарно-эпидемиологический надзор
В сфере здравоохранения действует специальная надзорная служба, представленная Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России.
Основные функции этой службы связаны с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этих целях служба разрабатывает и утверждает правила, нормы и гигиенические нормативы; осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства; проводит санитарно-гигиеническую экспертизу строящихся и эксплуатируемых предприятий и других объектов; устанавливает нормы гигиенической и эпидемиологической безопасности продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления, объектов природной среды (атмосферы, вод, почвы) и т.д.
В настоящее время в порядке надзора осуществляются мероприятия по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, наркотических и психотропных средств, незаконного использования этилового спирта, а также по обеспечению помощи населению в условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Для этого действует Всероссийская служба медицинских катастроф.
Департамент надзора возглавляет Главный государственный санитарный врач. Он и другие должностные лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор, наделены значительными полномочиями административного характера. Так, они вправе изымать образцы (пробы) материалов, веществ, пищевых продуктов для проведения гигиенической экспертизы; приостанавливать или прекращать работы по строительству, эксплуатацию действующих предприятий и транспортных средств; временно отстранять от работы носителей инфекционных заболеваний; применять меры административной ответственности к нарушителям санитарно-гигиенических правил (ст. 42– 45 КоАП) и т.д.
Решения органов надзора, принятые в рамках их компетенции, обязательны на всей территории РФ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В каких организационных формах осуществляется государственное управление высшей школой?
2. Что характерно для организации управления в области науки?
3. Как осуществляется управление средствами массовой информации?
4. Каковы основные задачи органов исполнительной власти в сфере труда и социального развития?
5. Что вы знаете о государственном надзоре в сфере здравоохранения?
Глава 24. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Управление в области обороны
В этой области отношения, связанные с обеспечением прежде всего военных мер по защите государства, его территории и суверенитета, а также населения от возможного вооруженного нападения, регламентированы Федеральными законами «Об обороне» от 31 мая 1996 г. и «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (СЗРФ. 1998. № 18. Ст. 1464).
Основу оборонной системы страны составляют ее Вооруженные Силы.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными СиламиРФ. Он в случае агрессии против РФ или ее непосредственной угрозы вводит на территории государства или в отдельных ее местностях военное положение. Об этом он незамедлительно сообщает Федеральному Собранию. Президент также назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину страны, а также уставы Вооруженных Сил РФ (например, дисциплинарный, внутренней службы), объявляет призывы граждан на военную службу.
Систему военного управления и непосредственного руководства Вооруженными Силами возглавляет Министерство обороны РФ.
Оно несет ответственность за развитие и состояние Вооруженных Сил, их боеготовность, состояние воинской дисциплины.
Вооруженные Силы страны, находящиеся в ведении Минобороны, составляют ракетные войска стратегического назначения, военно-воздушные силы, военно-морской флот и сухопутные войска. Кроме того, определенные функции оборонного характера осуществляются военными формированиями специального назначения, находящимися в непосредственном ведении иных федеральных органов исполнительной власти. Это пограничные войска Федеральной пограничной службы; внутренние войска МВД; железнодорожные войска Федеральной службы железнодорожных войск; войска Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ. Координация деятельности всех формирований воинского типа возложена на Генеральный штаб Вооруженных СилРФ.
Минобороны России участвует в разработке военной доктрины; разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил и координирует по вопросам обороны деятельность других видов войск; финансирует выполняемые в целях обороны работы; выступает заказчиком производства вооружения и военной техники (государственный оборонный заказ); разрабатывает федеральную программу вооружения; обеспечивает мобилизационную готовность Вооруженных Сил РФ и т.д. В его компетенцию входит также социальная защита военнослужащих.
Генеральный штаб Вооруженных Сил – орган оперативного военного управления, осуществляющий планирование строительства и применения оборонных сил страны, обеспечение их оперативной и мобилизационной подготовки, разведывательную деятельность в интересах обороны, разработку мобилизационного плана, мер по воинскому учету и подготовке граждан к военной службе и т.д.
Помимо Генерального штаба в аппарате Минобороны действуют главнокомандующие видами (родами) войск с главными штабами и военными советами.
Следующим звеном системы военного управления являются военные округа, флоты, объединяющие воинские формирования, действующие на территории округа, флота. Последние могут не совпадать с существующим административно-территориальным делением, т.е. являться межтерриториальными единицами. Командующие округами, флотами, а также их штабы, военные советы осуществляют задачи оперативно-стратегического характера.
Органы строевого управления – командующие военными объединениями (армия), соединениями (корпус), частями (полк).
Органы гарнизонного управления – начальник гарнизона или старший морской начальник, а также военные коменданты гарнизонов.
Их основная задача– обеспечение воинской дисциплины, гарнизонной и караульной служб.
Территориальные органы – военные комиссариаты в городах, субъектах РФ. Они осуществляют учет военнообязанных, проведение призывов, военных сборов.
Такова организационная система военного управления. Ее особенностью является строгая централизация, вертикальные связи между ее звеньями, руководство работой которых сосредоточено в Минобороне.
Военная служба
Защита Отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации (ст. 59 Конституции РФ). Граждане несут военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Военная служба может быть реализована в следующих основных формах: призыв; мобилизация в военное время; добровольное поступление на службу по контракту.
Призыв на военную службу проводится ежегодно и распространяется на граждан мужского пола в возрасте от 17 до 27 лет. Призываются граждане, состоящие на воинском учете в военных комиссариатах. Периодически призываются на военную службу также граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил для прохождения военных сборов.
Организация призыва отнесена к компетенции органов местного самоуправления. Они действуют при этом совместно с военными комиссарами и призывными комиссиями, создаваемыми главами органов местного самоуправления. В составе призывной комиссии кроме названных лиц – врачи, проводящие медицинское обследование призывников; представитель местного органа внутренних дел, а также органа образования. В ее состав могут включаться представители общественных объединений.
Призывная комиссия может принять решение: о призыве гражданина на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва (например, по состоянию здоровья, студента заочной формы обучения); об освобождении от призыва (например, негодным по состоянию здоровья); о зачислении в запас; о направлении на альтернативную гражданскую службу (в соответствии с п. 3 ст. 59 Конституции РФ).
Призывная комиссия также распределяет призывников по видам и родам войск. Решения комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую призывную комиссию или в суд.
Добровольное поступление на военную службу по контракту (или в качестве курсантов и слушателей военных учебных заведений). Контракт может быть заключен с мужчинами и женщинами в возрасте от 18 до 40 лет.
Подготовка граждан к военной службе осуществляется в учебных заведениях профессионального образования. Студенты вузов изучают программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Военную службу проходят только граждане РФ. Не подлежат призыву лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеющие непогашенную судимость, а также если в отношении них ведется следствие.
Прохождение военной службы возможно в двух основных вариантах: действительная служба и служба в запасе.
Действительная военная служба (служба в кадрах) – непосредственное выполнение обязанностей военнослужащего в воинских частях и в военных учебных заведениях в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.
Службу несут солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, офицеры (включая генералов и адмиралов). Установлена система воинских званий, знаков различия, военной формы. Начало прохождения военной службы сопровождается принятием военной присяги.
Служебные обязанности военнослужащих определяются общевойсковыми уставами. Они находятся на полном государственном содержании за счет средств федерального бюджета. Государство гарантирует их правовую и социальную защиту.
Прохождение действительной военной службы нередко характеризуют как разновидность государственной службы. Это верно в отношении офицерского состава, а также контрактников. Относительно рядового и сержантского состава столь категорическое утверждение прочных оснований не имеет.
Для лиц офицерского состава установлены предельные сроки пребывания на службе в зависимости от воинского звания. Так, он установлен в пределах от 40 до 60 лет (начиная с младшего лейтенанта и кончая генералами). Увольнение их осуществляется приказами соответствующих командиров, министра обороны, а высших офицеров – указами или распоряжениями Президента РФ.
Увольнение солдат и матросов происходит по окончании срока, на который они призывались (от 12 до 24 месяцев).
Военная служба в запасе
В запас зачисляются военнослужащие по окончании службы и достижения предельного возраста службы (для офицерского состава). Если они будут признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья, то их переводят в отставку и снимают с воинского учета.
Лица рядового и сержантского состава находятся в запасе до 50, офицеры – до 60 лет, генералы и маршалы – до 65 лет. При нахождении в запасе граждане могут призываться для прохождения военных сборов сроком не более двух месяцев. За запасниками сохраняются и присвоенные им воинские звания.
|