Обратная связь
|
Система административного права В юридической литературе распространенной остается точка зрения, в соответствии с которой понятие «административное право» рассматривается в трех ипостасях. Во-первых, его рассматривают как самостоятельную отрасль правовой системы Российской Федерации, имеющей свой предмет и метод правового регулирования. Во-вторых, административное право выступает как специальная юридическая учебная дисциплина, изучаемая в образовательных учреждениях в соответствии с установленными образовательными стандартами. В–третьих, административное право рассматривается как сфера научного познания, направленная на установление системы научных взглядов, представлений, специальных знаний, теоретических положений о закономерностях, существующих в сфере организации деятельности органов исполнительной власти, принципов, форм и методов их деятельности, способов обеспечения законности в сфере государственного управления, а также развития институтов самой отрасли административного права.
Для обеспечения единства и одновременно дифференциации административно-правовых норм необходима их систематизация. Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Рассматривая предмет административного права, мы пришли к выводу о том, что административное право регулирует широкий круг общественных отношений. В административном праве их много (институты субъектов административного права, государственной службы, правовых актов управления, административного принуждения и др.). Таким образом, система административного права – это единство и дифференциация административно-правовых норм, однородные группы которых образуют взаимосвязанные административно-правовые институты. Иными словами, система административного права как отрасли права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.
Вместе с тем правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства, и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, постольку институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.
В соответствии с названным признаком в юридической литературе принято разделять две части административного права: Общую и Особенную. По проблеме отнесения правовых институтов к Общей или Особенной части в административном праве существуют дискуссионные проблемы. Не вдаваясь в их существо, отметим, что к Общей части относятся группы норм, закрепляющие:
а) основные принципы государственного управления;
в) основы государственной службы;
г) формы и методы государственно-управленческой деятельности и реализации исполнительной власти;
д) способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;
е) административные правонарушения и административная ответственность.
К Особенной части относятся три большие группы норм, осуществляющие:
а) государственное управление в административно-политической сфере (обороны, внутренних дел, государственной безопасности, юстиции, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и т. д.)
б) государственное управление в социально-культурной сфере (образование, культура, наука, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.);
в) государственное управление в отдельных отраслях хозяйственной деятельности (агропромышленной, строительной сфере, тяжелой и легкой промышленности и т.д) ;
Учеными-административистами выдвигаются предложения и об отдельной систематизации административно-процессуальных норм, которые в настоящее время «растворены» в Общей и Особенной частях, т. е. о создании третьей части административного права – процессуальной. Однако пока данное предложение своего законодательного закрепления не нашло. Сегодня принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих лишь отдельные виды административных производств, другие подобные акты находятся в стадии разработки.
Систематизация административного права имеет не только теоретическое, но и практическое значение: она помогает правильному пониманию содержания административно-правовых норм, способствует решению задач унификации и кодификации административного права.
Разница систематизации административного права как отрасли права и административного права как науки заключается в том, что при систематизации административного права как отрасли права «кирпичиками», подлежащими систематизации, являются непосредственно нормы административного права. При систематизации же административного права как науки в роли таких «кирпичиков» выступают наши знания в этой сфере. В связи с проведением административного реформирования органов исполнительной власти особую актуальность приобретает административное право как наука. Прежде всего, она должна быть направлена на поиск новых теоретических положений о познании предмета правового регулирования административного права, о закономерностях, действующих в сфере государственного управления, механизме административно-правового регулирования. На основе анализа точек зрения, имеющихся в теории права и отраслевых юридических науках, обобщения административного законодательства и практики его применения можно сделать вывод, что предмет познания науки административного права охватывает предмет отрасли права, административно-правовые категории, практика деятельности органов исполнительной власти, способы обеспечения законности и служебной дисциплины, административные деликты и систему административной ответственности.
Развитие науки административного права трудно представить без изучения ее истории, ранее применявшегося законодательства, прежних концепций по соответствующим проблемам. Российская наука административного права имеет богатые традиции. Значительный вклад в разработку теоретических и теоретико-прикладных проблем административного права внесли А.П.Алехин, Д.Н.Бахрах, Ю.М.Козлов, А.П.Коренев, В.М.Лазарев, А.Е.Лунев, В.М.Манохин, Л.Л.Попов, М.С.Студеникина, А.П.Шергин, И.И.Веремеенко, Д.М.Овсянко, Н.С.Салищева, Д.Н.Сорокин и другие ученые административисты.
Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Именно конституционное право определяет понятие, основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, правовые основы их взаимодействия с другими видами государственной власти; именно конституционное право закрепляет права и свободы человека и гражданина, реализация значительной части которых осуществляется в рамках административно-правовых отношений.
Вместе с тем административное право тесно соприкасается с гражданским правом, также в ряде случаев регулируя имущественные отношения или используя гражданско-правовые методы. Прослеживается тесная взаимосвязь административного права с трудовым – по урегулированию отношений, касающихся государственной службы. Где проходит граница административного права с финансовым, земельным, природоохранительным, определить очень сложно, поскольку правоотношения в этих областях зачастую регулируются нормами административного права и административно-правовыми средствами. По своей сути административное право взаимодействует практически со всеми отраслями права правовой системы России. Это объясняется прежде всего широким кругом правоотношений, регулируемых нормами административного права.
|
|