Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Неопозитивизм в российской социологии 11 глава

Теория среднего уровня

Одной из центральных в работах Мертона была идея соединения теоретиче­ского и эмпирического, макро- и микросоциологического уровней знания.



Часть 11. Современный этап


Уже в середине 1950-х it. он считал, что наступил «золотой век» их единст­ва. Однако в то время Мертон выдавал желаемое за действительное. Парал­лельному развитию эмпирической и теоретической социолоши предстоял еще долгий путь. Сам ученый внес немалый вклад в преодоление этою па­раллелизма, этой сложившейся своеобразной социологической дихотомии, и сделал он это прежде всего своей теорией среднего уровня, или среднего ран­га (The theory of the middle range), которая базировалась па его концепции функционального анализа.

Последняя приобретала у американского социолога «полуэмпиричес­кий» характер — в том смысле, что открывала возможности перевода этого анализа в операциональную плоскость, а затем - в плоскость конкретного социологического исследования. Важная особенность функционального анализа как концепции состоит в том, что он позволяет интерпретировать эмпирические данные, применять их для создания обобщающих теорий. Эту особенность очень хорошо видел и использовал при создании теории среднего ранга Мертоп. Ее контуры вырисовывались в его трудах 1940— 1950-х гг., однако принципы создания были детально описаны и системати­зированы в работе «О социологических теориях среднего уровня», опубли­кованной в книге американского социолога «Теоретическая социология» (издана в Нью-Йорке в 1967 г.).

Работа социолога над теориями среднего уровня имела двойственный характер. С одной стороны, она включала в себя обоснование необходи­мости особого типа теорий, специфической аналитической деятельности, которая существенным образом должна была отличаться от других типов теоретизирования (в первую очередь сугубо абстрактного). Это была ра­бота методологического характера, поскольку касалась общей теоретиче­ской ориентации, анализа понятий, логики их построения, связи с интер­претацией получаемых эмпирических данных. С другой стороны, американский ученый трудился над созданием конкретных теорий сред­него уровня в различных областях, точнее говоря, отраслях социологиче­ской науки (об этом подробнее будет сказано чуть дальше).



Согласно анализируемой теории Мертона, существуют три уровня со­циологического знания: широкие социологические теории, теории средне­го ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в изобилии в повседнев­ных исследованиях. Теории среднего ранга выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Исходя ил этих теорий, Мертон приходит к выводу о необходимости «посредника» между эмпири­ческими исследованиями действительности и теоретическими обобщения­ми закономерностей социального поведения. Теории среднего уровня мо­гут быть как результатом обобщения большой группы социальных фактов, так и средством конкретизации отдельных областей социологии.

Американский социолог считал эти теории единственно реал ьно сущест­вующими и заслуживающими внимания. Социологическая теория в про-


Глава 22 Развитие социологической теории П. Сорокин, Т. Парсонс, Р Мертон 405

гом смысле слова - ого и есть, но Мертопу, теория среднего уровня. Имен­но такая теория позволяет «создать» язык эмпирического исследования. Всеохватывающие системные теории «высшего уровня» представлялись ему достаточно абстрактными, рабочие же гипотезы «низшего уровня» — второстепенными, не имеющими подлинно социологического значения. Ис­ходной какторией анализа в теориях среднего уровня для американского социоло1а выпупала социальная группа, поскольку именно через нее осу­ществляется связь между индивидом и общественными структурами.

Мер гон прекрасно понимал, что в социологии, как и в любой другой науке (а он, как уже было сказано выше, добился заметных результатов в разработке социологии пауки), должны существовать теории разного уровня. Одни используются для объяснения широких социальных про­цессов, дру: ие «обслуживают» более локальные, конкретные. Благодаря пцателыюму описанию и анализу различных теорий Мертон ом в 1960— 1970-х 1 г. наиболее разработанной концепцией социологического знания считалась фехуровпевая. По мерс развития этой концепции прежде все­го обогащалось продет явление о втором уровне социологического знания. Оно, в свою очередь, стимулировало разработку общих социологических теорий и развише конкретных социологических исследований. Теории среднего уровня по сравнению с общей социологической теорией имеют более узкую облай ь применения. Каждая из них в своей предметной об­ласти ограничена относительно автономными сферами общественной жизни, изучением тенденций их развития, механизмов действия.

Вместе с тем ученый показал, что все три уровня социологического зна­ния тесно связаны между собой. Более того, переход от одного к другому открывает перед социологом каждый раз новые возможности. Особое зна­чение имеет переход от общетеоретического к операциональному уровню, результат которого конкретизируется в эмпирическом исследовании. От­носительная самостоятельность уровней и их значимость давали основа­ние Мертопу надеяться, что по мере развития социологии будет усиливать­ся взаимодействие социологов, занятых разработкой каждого из них.

Он разрабат ывал теории среднего уровня в самых различных областях социологического знания: социологии массовых коммуникаций и пауки, военной социологии и социологии медицины, социологии власти и соци­ологии политики. Но, пожалуй, самый глубокий след оставила его теория среднею уровня в сфере изучения отклоняющегося поведения. Здесь на его идеи существенно повлияли взгляды Э. Дюркгейма, изучавшего ано­мию, самоубийство, иные формы девиантпого поведения.

Исследование девиантного поведения и способов адаптации

Изучая дисфункциональные явления, Мсртоп уделил большое внимание анализу различных -типов девиантного поведения, которые он рассматривал как реакцию на деформации и напряжения социальной структуры. Результа-



 


Глава 22 Развитие социологической теории: П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон 407

достижения, характерными для данного общества. Мертон не противопо­ставляет их друг другу, точно так же как не считает девиацию исключи­тельно негативным явлением (что делают многие).

Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общест­венно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их до­стижения. В отличие от исключительно позитивной характеристики ин­новационного типа поведения, присущей отечественной социологии, в западных теориях и типологиях отклоняющегося поведения он трактует­ся более широко и многообразно, включая явно выраженные негативные средства достижения цели.

Мертон, например, пишет о таких, как использование мошенничества, рэкета, шантажа для того, чтобы стать богатым человеком (общественно одобряемая цель). Свой анализ инновационного способа отклоняющегося поведения он заключает следующей мыслью: «В обществах, подобных на­шему (имеются в виду развитые капиталистические страны, в первую оче­редь США, но сегодня есть все основания относить к ним и Россию. — Г.З.), культурное акцентирование денежного успеха для всех и социальная струк­тура, слишком сильно ограничивающая практическое использование одоб­ряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновационной де­ятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая форма приспособления возможна только при несовершенстве социализации инди­видов, позволяющей им пренебрегать институциональными средствами, со­храняя при этом устремленность к успеху» [Мертон. 1992. № 3. С. 110].

Следующий способ адаптации — ритуализм. Он характеризуется при­нятием общественно одобряемых, институциональных средств достиже­ния целей, но отказом от некоторых из самих целей. В частности, это ка­сается безудержного стремления к успеху. Для многих «ритуалистов» характерен афоризм «Высоко взлетишь — больно упадешь», отсюда для них типичны, по мнению Мертона, высказывания «Я стараюсь не высо­вываться», «Не нашего ума дело», «Я играю осторожно» и т.д. Как отме­чает американский социолог, «это тип приспособления индивида, лично стремящегося избежать опасностей и неудач посредством отказа от ос­новных культурных целей и приверженности любому обещающему безо­пасность рутинному распорядку и институциональным нормам» [Там же. С. 111].

Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказами — и от об­щественно одобряемых целей, и от подобных же средств их достижения. Это такой способ адаптации и одновременно тип отклоняющегося пове­дения, который связан с уходом или даже бегством от реальности жизни (термин «ретритизм» происходит от англ. retreat — бегство). Он характе­рен прежде всего для маргиналов — бродяг, наркоманов, бомжей, душев­нобольных, алкоголиков и т.д. Они создают собственную замкнутую суб­культуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и не



Часть II. Современный этап


 


направлена открыто протки общества. Зато последнее, как правило, не приемлет ретритизм в достаточно жесткой и афессинпой форме, требуя от государства непримиримой борьбы с ним. Ретритизм презирают пото­му, что относящиеся к этому способу адаптации и типу отклоняющегося поведения люди отказываются от стремления к успеху как главной цели жизни и от принятых в обществе институциональных средств ее дос гиже-ния. По существу, ретритизм означает способ самоизоляции от общества, отказа от взаимодействия с ним.

Наконец, пятый способ адаптации и вмес те с тем тип девиации — мятеж. Он означает отрицание господе твующих в обществе целей и средств и их за­мену новыми. В сравнении с рет риiизмом, который 'также отвергает приня­тые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведе­ния характеризуется внутренней и внешней активностью его субьектов, готовностью изменить общество is корне, даже путем социальной револю­ции. Мятеж — это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах своей жизни исчерпало себя — как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

Рассмотренная типология отклоняющегося поведения и способов,инди­видуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается проти­востоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять способов адаптации, охарактеризованные Мертоном, и есть основные пути поиска равновесия между личностью и обществом. При­чем важно отметить, что ищет их прежде всего не общество, а индивид. Сво­им положением в обществе озабочен в первую очередь он сам. Задача совре­менных развитых социальных систем — пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, своеобразного «консенсуса», создать благоприят­ные условия деятельности, которые снизили бы до минимальных пределов возможности социальных отклонений в поведении.

Подведем итог. Развитие социологической теории в iрудах П. Сороки­на, Т. Парсонса, Р. Мертопа сыграло громадную роль и в'американской, и в мировой социологии. Были созданы концепции, которые не только проти­востояли засилью эмпиризма в социологии, по и направлялись па объеди­нение, синтез теорий, методов и социальных фактов, добываемых в ходе конкретных социологических исследований. Концепции и теории, создан­ные названными выше социологами, определили развитие этой пауки на многие годы и десятилетия, оказав существенное влияние па процесс воз­никновения новых парадигм, направлений, течений и школ. Структурный функционализм (несмотря на его критику в 1960— 1970-х гг.) и по сей день остается одной из основных парадигм мировой социологии. Более 'того, многие его идеи оказались использованы пеофункционализмом в 19801990-хгг. Интегральные теории определили тенденции развития социоло­гии в последние 15 лет. Теория «среднего ранга», как и ранее, является хо-


Глава 22. Развитие социологической теории: П. Сорокин, Т. Парсонс, Р Мертон 409

рошим сродством, предохраняющим, с одной стороны, от излишне абст-paiciiioio юорсмизировалия бел использования материалов конкретных ис­следований, с другой стороны, or «ползучего эмпиризма», от увлечения сбором конкретных данных без их должного теоретического осмысления на уровне рабочих гипотез.

«Великая теоретическая троица» (Сорокин, Парсонс, Мер гон) и сейчас продолжает оставаться великой. Каждый из трех социологов давно «кано­низирован» в мировой социологии и приобрел статус ее классик (причем Мергом, как отмечалось, продолжает оставаться живым классиком). Их творчеству посвящаются книги, сборники научных трудов, материалы на­циональных и международных конференций и семинаров.

Вопросы и задания


Расскажше о жизненном пути и дайте общую характеристику творчества П. Соро­кина в американский период его деятельности.

В чем состой i ( утоп но основных положений рабоил Сорокина «Социология рево­люций»?

Проанализируйте концепцию социальной стратификации и социальной мобильно­сти Сорокина и покажите се современное значение.

Охарактеризуйте концепцию социокультурной динамики Сорокина. Почему соци­ологи уделяют ей особое внимаете в процессе анализа творчест ва ученого''' Объясните, почему идеи интегрализма имеют сквозной характер в социологии Со­рокина. Раскройте существо jrax идей.

Расскажите о жизненном нуш и дайте общую характеристику творчества Т. Пар­сонса.

Проанализируйie содержание теорий социального действия, социальных систем, структурного функционализма Т. Парсопса.

О каких системах действия писал Парсонс? Какие основные условия их нормаль­ного функционирования он выделял?

9. 10

В чем существо трактовки общества и его шнов, предложенной Парсонсом? О каких стадиях эволюции общества писал Парсонс? Каким ему представлялось

соотношение эволюции и революции?

Расскажите о жизненном пути и дайт е общую характеристику творчества Р. Мер тона.

12. В чем состоит отличие теории структурно-функционального анализа Мертона от
аналогичной теории Парсонса? Охарактеризуйте понятия функций и дисфункций,
явных и латентных функций в концепции Мертона.

13. В чем существо теории среднего уровня Мертона? Почему появление этой теории
рассматривается многими исследователями как «революционный переворот» в со­
циологии?

 

14 Охарактеризуй ie трактовку Р. Мсртоном девиат ною поведения и способов адап­
тации индивида. В чем Вы видше значение предложенной американским социоло­
гом типологии способов индивидуальной адаптации?

15 Покажите значение творчества П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона для развития
социологической теории в XX в.



Часть II. Современный этап


Литература

Антонович ИМ. Толкотт Парсонс — основатель функционализма, создатель теории со­циальной системы // Современная американская социология. М., 1994.

Баразгова Е С. Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург; Бишкек, 1997.

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самьиин СИ. Социология: история и современность М.; Ростов н/Д., 1999.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

История социологии. Минск, 1993.

История социологии в Западной Европе и США. М, 1999.

История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 3.

Капитонов В.А. Социология XX пека. Ростов н/Д., 1996.

Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

Кравченко С.А., Мнацаканян М.О, Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998.

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и ано­мия // Социол. исслед. 1992. № 2—4.

Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М, 1996.

Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Функциональная теория изменения. Поня­тие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологичес­кая мысль. М., 1996.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

Парсонс Т О структуре социального действия. М., 2000.

Сорокин П. Социологические теории современности. М., 1992.

Сорокин П. Моя философия — интегрализм //Социол. исслед. 1992. № 10.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М., 1993.

Сорокин П. Кризис нашего времени. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1996.

Штоипка П. Роберт Мертон: динамический функционализм //Современная американ­ская социология. М., 1994.


Глава 23

Психоанализ в социологии

Процесс развития мировой социологии в первой половине и середине XX в., а затем и во второй его половине трудно представить без учета такого направ­ления и вместе с тем метода в науке, как психоанализ. При этом в качестве клинического метода диагностики и объяснения невротических состояний человека психоанализ социологов особенно не волнует. Однако сказать ко­ротко об этом нужно. Речь идет о терапевтической методике, заключающей­ся в свободном изложении пациентом истории своей жизни, ее ранних собы­тий, в которых психотерапевт пытается найти ответ на вопрос о причинах невроза больного.

Что касается социологов, то они стремятся рассматривать психоанализ прежде всего как направление науки о поведении человека, в котором значи­тельное место занимают вопросы деятельности индивида, проблематика струк­туры личности, связь между сознательным и бессознательным и др., т.е. те про­блемы, которые оказали существенное воздействие на развитие социологии. Конечно, нужно также иметь в виду, что принципы психоанализа постепенно распространялись и использовались и в социальной философии, и в культуро­логии, и в истории, и в других общественных и социогумаиитарных науках.

§1.3. Фрейд - создатель психоанализа

Создателем психоанализа является выдающийся австрийский психолог, психиатр, социальный мыслитель Зигмунд Фрейд (1856—1939). Строго го­воря, Фрейд никогда не был социологом. Говорим же мы о нем в курсе ис­тории социологии потому, что его взгляды па человека, личность, действие, поведение позволяют интерпретировать их (а для социологической науки первой половины XX в. это одна из важнейших проблем) с учетом целого ряда факторов, включая сознательное и бессознательное. Последнее приоб­ретает у Фрейда особое значение, поскольку, по его мнению, поведение че­ловека во многом зависит от бессознательных влечений, формирующихся на ранних этапах его жизни. При этом значительная часть опыта детства те­ряется в памяти индивида, однако сам этот опыт составляет ту основу, на которой формируется сознание и самосознание личности.



Часть II. Современный этап


Отдельные социологические теории и направления испытали па себе! сильное воздействие идей Фрейда, что позволяет ряду авторов у гверждагь о I наличии особой социоло! ической парадигмы психоанализа (впрочем, сужде­ние ото отнюдь не является бесспорным). Назовем ei о работы, имеющие зна­чение для социологии: «Введение в психоанализ. Лекции», «Но ту сюроиу принципа удовольствия», «Я» и «Оно», «Психопатология обыденной жиз­ни», «О психоанализе». Все главные труды австрийскою ученою переведе­ны па русский язык. Особенно активно они издавались в нашей стране в по­следние 15 лет. Далее мы увидим не раз, что такая сшуация шпичпа для всего неофрейдизма, чему не следует удивляться, памятуя об .ном периоде как времени бурного развития демократии и свободомыслия в ['осени.

Основные положения социальною плана, присущие теориям Фрейда, состоят в следующем. Главная проблема психоаналитической ориента­ции в социологии — наличие прот иворечия, конфликта между личностью ■ и обществом. Она имеет место потому, считал он, что существует соци­альный контроль, который ограничивает свободу личности. Сам он и его сторонники полагали, что современная цивилизация, ее моральные нор­мы, санкции, запреты, репрессивность, жесткий коп гроль подавляют вле­чения человека, в первую очередь сексуальные, и ведут к отчуждению, не­удовлетворенности, деформации характеров, неврозам и т.д. По отрицать полностью необходимость такого контроля Фрейд не мог, понимая его целесообразность и значение в борьбе с обузданием человеческих ин­стинктов. Лучшим выходом в таких «двойственных» условиях он призна­вал психотерапию — средство адаптации к существующей ситуации.

Конфликт между личностью и обществом в работах австрийского ученого обладает поистине драматическим содержанием и связан с природой челове­ка, которая имеет явно выраженный консервативный характер и вряд ли мо­жет быть подвержена серьезным изменениям. Правда, в отдельных сшуаци-ях, полагал Фрейд, благодаря применению психоаналитического метода и хорошо организованному процессу социализации личности, трансформация человека происходить может. Но такого рода перспективы не имею| сколько-нибудь устойчивого характера, и сексуальные и агрессивные иiптипкi ы чело­века вряд ли будут удовлетворены и сублимированы настолько, чтобы разум сумел ими управлять. А это значит, что опаспост ь реализации таких инстинк­тов и для человека, и для общества в целом сохраняется пост оя 11 по.

В соответствии с учением психоанализа поведение людей определяют не только (а часто и не столько) внешние, по и внутренние силы. Послед­ние могут иметь как сознательный, так и бессознательный характер. В этом положении отражена одна из важнейших составляющих учения Фрейда, сыгравшая в развитии социологии первой половины — середины XX в. весьма значимую роль. Заслуга австрийского ученого состоит is том, что он много внимания уделил изучению бессознательных влечений лкь дей и обосновал возможность бессознательной мотивации действий.


Глава 23. Психоанализ в социологии



Центральная идея психоанализа основана па гипотезе о доминирую­щей роли к человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального хараклера. Более того, по Фрейду проблема разрешения сек­суальных противоречий имеет решающее значение не только в индивиду­альном развитии каждого человека, но и в историческом процессе также.

Ученый выделял два инстинкта, движущие поведением человека: инс­тинкт самосохранения и сексуальный инстинкт (либидо). Бессознательное трактовалось им как сфера, насыщенная энергией либидо — слепого ин-стинкга, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое чело­век испытывает, когда эта энергия разряжается. Однако позиция Фрейда в социальном плане здесь была слишком жесткой и потому ограниченной. Он однозначно полагал, что социальные отношения людей определяются их сексуальными комплексами, не допуская возможности обратного влия­ния и иных зависимостей. На самом же деле, как было установлено в пер­вую очередь его оппонентами из числа бывших последователей, не говоря уже о социологах, значительно более серьезное воздействие на поведение человека оказывают социальные отношения, а не сексуальные.

Что касается инстинкта самосохранения, то его исследование нашло свое выражение в учении Фрейда о противоборстве двух инстинктов — жизни (ЭРОС) и смерти (ТАНАТОС). Их борьба определяет природу общества, его функционирование, развитие, конфликты.

Одна из значимых для социологии проблем творчества Фрейда — структура личное 1 и индивида. Он выделял в ней, а по существу расчле­нял структуру личности па три элемента: Оно, Я, Сверх-Я (Ид, Эго, Супер-Эго). В этой структуре нашла свое отражение противоречивая свя^ь предсознательного, бессознательного и сознательного — тех поня­тий, которые более всего волновали австрийского ученого.

Говоря об идеях Фрейда, оказавших влияние на развитие социологии, нельзя не коснуться вопроса о связи между сознанием (скорее даже «бессо-зианием») человека и его речью. Ученый подчеркивал, что многие речевые ошибки, неправильное произношение или расположение слов являются не случайными, а вытекают из подсознания человека, из внутреннего конфлик-ia между словами и поступками. Обмолвки могут быть смешными, грустны­ми, тяжелыми, но, как правило, совершенно непредсказуемыми. При этом в них часто выражаются спрятанные глубоко в психике человека чувства. Вот один из примеров, им приводимых. Женщину-немку спрашивают: «В каком полку служит ваш сын?» В ответ она произносит: «В 42-м полку убийц», хо­тя хотела сказать: «В 42-м минометном полку» (по-пемецки минометный — morser, убийца же — morder). Фрейд предлагал использовать этот метод (он получил название анализа свободных ассоциаций) для изучения некоторых сторон поведения человека, связанных с его подавленными желаниями. Не случайно мы часто говорим: фрейдовская оговорка, оговориться по Фрейду. Подобные речевые ситуации стали впоследствии активно исследоваться со-



Часть II Современный этап


циологами в рамках символического интеракционизма, этнометодологии и других концепций (например, в книге Э. Гоффмана «Формы разговора»).

У Фрейда было много последователей, которые, примыкая к психо­анализу, оказали немалое влияние на развитие социологии. Эго австрий­ский психолог А. Адлер, швейцарский психоаналитик и социолог К. Юнг, представшельница немецкой (затем американской) науки врач и социо­лог К. Хорни, американский психолог Г. Салливен, немецко-американ-ский философ, психоаналитик и социолог Э. Фромм и др.

В социологии возникла психоаналитическая ориентация, имевшая два течения: либерально-радикальное и консервативное. В основе перво­го лежит идея полного уничтожения существующих социальных, мораль­ных, поли гических норм и институтов для высвобождения витальных че­ловеческих влечений, осуществления двуединой революции социальной и сексуальной. Об этом направлении будет сказано позднее и подробнее в главе, посвященной Франкфуртской социологической шко­ле. Что касается данной главы, то в ней в качестве предмета рассмотрения предстанут либерально-радикальные и критические взгляды Э. Фромма и Д. Рисмена. Сейчас же речь пойдет о консервативном течении.

§ 2. Консервативное течение психоаналитической ориентации в социологии

«Индивидуальная психосоциология» А. Адлера

Альфред Адлер (1870—1937), так же как и 3. Фрейд, был австрийским психо­логом и психиатром, взгляды которого оказали немалое влияние на состояние социологии в первой половине и середине XX в. Проработав долгое время в Европе, Адлер затем переселился в США. Его считают одним из основателей «индивидуальной психологии» и «индивидуальной психосоциологии», кото­рая, получив широкое распространение и в Европе, и в США, стимулировала развитие понимающей социологии, символического интеракционизма и в це­лом всей гуманистической парадигмы. Основные работы Адлера, имеющие значение для социологии, переведены на русский язык в 1990-х гг.1

Придерживаясь вначале взглядов Фрейда, Адлер затем пошел дальше по пути социологизации психоанализа. Он отверг фрейдовскую идею гос­подства бессознательного, а также положение о доминанте сексуального инстинкта в поведении человека и пришел к выводу об основной роли со­циальных факторов, его обусловливающих. У него появилась вместо сек­суальной иная доминанта — воля человека к власти, на основе которой «строится» его характер, а следствием становятся неврозы. На складыва­ние характера влияет весь стиль жизни человека, начиная с детской поры,

1 Адлер А. Индивидуальная психология. М., 1995; Его же. Наука жить. М., 1997; Его же. Понять природу человека. СПб., 1997.


Глава 23 Психоанализ в социологии



когда формируется система его целенаправленных стремлений. В них до­минирует потребность в самореализации через утверждение собственно-ю превосходства. Эта потребность выступает как «ядро» механизма ком­пенсации так называемого комплекса неполноценности.

Чтобы вступи 1ь в теоретическую полемику с Фрейдом, Адлеру нужно было отказаться от трактовки первым структуры личности (выделение в ней Я, Оно, Сверх-Я) и принять принцип единства личности, действия которой обусловлены господством социальных факторов. Именно это он и сделал, что вызвало разрыв с ним Фрейда.

Основной характеристикой индивидуальной психосоциологии у Ад­лера становится социальное чувство (социальный интерес), направлен­ное на преодоление «комплекса неполноценности» и выполняющее роль «компенсации и сверхкомпенсации». Во всех неврозах и психозах, во всех человеческих неудачах, драмах и трагедиях, в проявлениях девиантного поведения (преступности, алкоголизме, самоубийствах, половых извра­щениях) исследователь видел недостаточность социального чувства.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.