Механизмы, аппараты и устройства систем кондиционирования. Хладоснабжение Вентиляторы. Они являются наиболее ответственными узлами установки кондиционирования воздуха, так как работают непрерывно в летнем и зимнем режимах. Кроме того, при умеренных температурах наружного воздуха они осуществляют вентиляцию (без тепловлажностной обработки воздуха) тех помещений, для которых естественная вентиляция не является достаточной. По принципу действия вентиляторы делятся на центробежные и осевые. Учитывая необходимость преодоления в СКВ сопротивления воздушных фильтров, теплообменных аппаратов, воздухопроводов и воздухораспределителей, применяют в основном центробежные вентиляторы, так как их конструкция позволяет подавать большие объемы воздуха при повышенном давлении.
Наибольшее распространение для СКВ на отечественных судах получили центробежные электровентиляторы серий ЦС и ЦСУ с подачей от 240 до 40 тыс. м3/ч при полных давлениях от 520 до 4600 Па.
В большинстве вентиляторов рабочее лопастное колесо имеет непосредственное соединение с валом электродвигателя, что значительно упрощает конструкцию. В то же время на судах зарубежной по стройки встречается вариант соединения рабочего колеса с электродвигателем посредством клиноременной передачи. Такой вариант может быть продиктован компоновкой оборудования в центральном кондиционере или необходимостью изменить частоту вращения при передаче от электродвигателя на лопастное колесо.
Вентилятор типа ЦСУ (рис. 8.10) состоит из лопастного колеса 4, насаженного на вал электродвигателя /, кожуха 3, соединенного посредством диска 2 с
Полным давлением вентилятора называют энергию, сообщаемую 1 м3 воздуха (Дж/м3=Па), фланцем электродвигателя. Воздух всасывается через патрубок 5 в центральной части кожуха и попадает на плоские радиалыю расположенные лопасти 7, которые, вращаясь, отбрасывают воздух в кожух 3, имеющий форму спирали, оттуда попадает в расширяющийся диффузор 6 и далее в воздушный канал центрального кондиционера.
В местных автономных кондиционерах отечественного и зарубежного производства заметное распространение получили центробежные улиточные вентиляторы двухкорпусного исполнения и двустороннего всасывания, так как они в наибольшей степени отвечают требованиям, предъявляемым к встраиваемым вентиляторам и в том числе не создают заметного шума при работе. Двух-корпусный вентиляторный агрегат состоит из двух центробежных вентиляторов одностороннего всасывания, рабочие колеса которого насажены на оба конца вала электродвигателя. Кожухи вентиляторов и электродвигатель крепятся на общей плите, посредством которой весь агрегат монтируется в кондиционере.
Воздухоохладители. Используемые в СКВ воздухоохладители по своей конструкции не отличаются от тех, что применяются для охлаждения рефрижераторных трюмов, и были рассмотрены в п. 3.2.
На рис. 8.11 показан один из возможных вариантов подключения ТРВ к секции воздухоохладителя посредством распределителя хладона. Распределитель 1 представляет
Рис. 8. 10. Центробежный электровентилятор серии ЦСУ
Рис. 8.11. ТРВ с распределителем:
б — распределитель
а — схема подключения; хладона
собой насадку на выходной штуцер ТРВ. Через отверстия 2 насадки и разводящие трубки 3 небольшого диаметра, образующие форму паука, хладагент равномерно распределяется по параллельно подключенным горизонтальным змеевикам воздухоохладителя. Этим достигается равномерность охлаждения всего потока воздуха.
Имеются конструкции кондиционеров, где теплообменник совмещает функции как воздухоохладителя, так и воздухонагревателя путем подачи в него холодной воды летом, а горячей воды — зимой.
Воздухонагреватели. В судовых СКВ применяют воздухонагреватели(калориферы) трех типов: паровые, водяные и электрические. В большинстве центральных неавтономных кондиционеров устанавливают паровые воздухонагреватели, реже — водяные. В автономных центральных и местных кондиционерах, а также доводочных каютных нагревателях используют электрические воздухонагреватели.
Как паровые, так и водяные нагреватели состоят из комплекта сребренных трубок, собранных в секции, внутри которых проходит теплоноситель (пар или вода). Паровые нагреватели более компактны, так как имеют выше температуру поверхности нагрева и, следовательно, очень высокий удельный теплосъем. Паровые воздухонагреватели типа ВНП представляют собой набор унифицированных 10-и 6-трубных секций с пластинчатым оребрением. Нагреватели выполняют двухрядными. В зависимости от тепло передающей поверхности число трубок в ряду составляет от 9 до 20. При давлении греющего пара 0,6 МПа и температуре 158°С обеспечивается нагревание наружного воздуха температурой (—25—18°С) соответственно до 33—50°С. Такие воздухонагреватели применены в кондиционерах типа «Бриз» и «Пассат».
1 2 3
Рис. 8.12. Трубчатые электронагреватели:
а — И-образный оребренный; б— гладкий прямолинейный
Устройство петлевого оребренного и прямолинейного трубного электронагревателя (ТЭН) показано на рис. 8.12. В металлической (стальной, латунной или медной) трубке 4, имеющей ребра 7, размещена спираль 6 из
нихромовой или фехралевой проволоки. Внутреннюю полость трубки заполняют жаростойким электроизоляционным материалом 5 высокой теплопроводности. Концы спирали 6 приварены к контактным стержням 1, выполненным из стали или никеля. На стержни для герметизации и электроизоляции трубки надеты керамические изоляторы 2. Трубчатые электронагревательные элементы крепят к трубной доске-корпусу выводной коробки воздухонагревателя с помощью специальных шайб 3 и втулок-гаек.
Увлажнитель. Прибор представляет собой трубу, в конце которой устанавливают заглушку с отверстием диаметром 3 мм для выхода пара в камеру увлажнения. Пар давлением 0,3—0,5 МПа проходит сепаратор, где освобождается от частиц конденсата, и регулирующий клапан, дросселируется в диафрагме до давления, близкого к атмосферному, и поступает в увлажнительную трубу, откуда с умеренной скоростью подается навстречу потоку воздуха. Дросселирование пара в диафрагме уменьшает скорость истечения пара из отверстий трубы и тем самым уменьшает шум при работе увлажнителя. Кроме того, на выходе из отверстий устанавливается шумоглушащее устройство, представляющее собой несколько слоев сетки.
Каплеуловитель (элиминатор). Устройство предназначено для отделения капель влаги из воздушного потока, ее сбора и удаления. Влага образуется в результате охлаждения воздуха в воздухоохладителях при температуре ниже точки росы. Насыщение воздуха капельной влагой может быть также следствием работы паровых увлажнителей. Каплеуловитель состоит из укрепленных в корпусе гофрированных пластин, образующих извилистые каналы. Воздушный поток, проходя через аппарат, совершает многократные повороты, вследствие чего капли влаги под действием инерционных сил отбрасываются на поверхность гофрированных пластин. Задержанная влага стекает
поддон и оттуда удаляется в дренажную систему.
Воздушный фильтр. Прибор служит для улавливания пыли, содержащейся в воздухе, всасываемом в кондиционер. Очистка воздуха от твердых частиц в наиболее распространенных видах фильтров осуществляется соприкосновением частиц с липкой поверхностью или фильтрацией воздуха через специальные материалы. Масляный фильтр представляет собой набор отдельных секций, в каждую из которых уложено 12 рядов гофрированных сеток из нержавеющей стали. По ходу движения воздуха размеры отверстия сеток постепенно уменьшаются (до 0,5 мм). Сетки фильтра смачивают свинцовым, веретенным или каким-либо другим маслом, достаточно липким, не высыхающим при рабочих температурах и не имеющим запаха. Широкое применение имеют фильтры из электризующих синтетических материалов (капрона, лавсана, полипропилена и др.). На рис. 8.13 показан фильтр, где в качестве фильтрующего элемента применен нетканый полиэтиленовый материал 1толщиной 20 мм. Фильтр представляет собой выдвижную кассету 2, в которой полиэтилен уложен на опорные трубки 3. Такое размещение материала позволяет увеличить фильтрующую поверхность.
Холодоснабжение. Средствами, обеспечивающими летний режим работы СКВ, являются как холодильные
Рис. 8.13. Воздушный фильтр с фильтрующим элементом из полиэтилена
машины, вырабатывающие холод только для СКВ, так и холодильные машины производственного назначения. В первом варианте наибольшее распространение на судах отечественной постройки получили компрессоры типа ФУ-РЭ, работающие на хладоне R12, на судах зарубежной постройки — поршневые бессальниковые компрессоры, работающие на R22, типа Н2, типа Р («Стал», Швеция) и др. На траулере-сейнере морозильного типа «Орленок» (постройки 1983 г.), супертраулере типа «Моонзунд» (постройки 1986 г.) и ряде других судов постройки последних лет для этих целей применяют винтовые компрессоры 53-315, работающие на R22. Для использования в СКВ холода, вырабатываемого производственными холодильными машинами, что характерно для части рыбопромысловых судов, предусматривают два рассольных контура: первый контур обеспечивает подачу холодного рассола к производственным объектам, а также к охладителю рассола второго контура. Рассол второго контура, имеющий более высокую температуру, прокачивается своим насосом через воздухоохладитель центрального кондиционера СКВ.
|