Обратная связь
|
Обслуживание компрессоров, аппаратов, устройств и маслоотделителей Помимо поддержания в рекомендуемых пределах основных параметров, характеризующих работу холодильной установки в целом (см. п. 9.3), необходимо вести контроль за отдельными ее элементами.
Компрессоры. Их обслуживание сводится к обеспечению нормального режима работы, своевременному техническому обслуживанию. Работа компрессора оценивается по показаниям контрольно-измерительных приборов, звуку работающих узлов, температурам отдельных частей механизма, давлению и уровню масла. Нормальная работа поршневого компрессора сопровождается легкими ритмичными стуками клапанов. Об исправности всасывающих клапанов можно судить по двухкратному отклонению стрелки мановакуумметра при проворачивании вручную маховика компрессора на один оборот. О неисправности нагнетательных клапанов свидетельствует быстрое возрастание давления во всасывающей полости остановленного компрессора при закрытом всасывающем клапане. Кроме того, о неплотности всасывающих и нагнетательных клапанов свидетельствует возрастание температуры компрессора (при отсутствии других причин ее повышения). В работающих механизмах подвижные сочленения в исправном состоянии издают характерные шумы, которые меняются при изменении условий работы узлов. Так, поломка пластин клапанов характеризуется появлением посторонних дребезжащих шумов. По мере увеличения зазоров в мотылевых и головных подшипниках скольжения возрастают ударные нагрузки, что сопровождается повышением уровня звука. Появление глухих ударов в цилиндре обусловлено попаданием в него жидкого хладагента или масла. В этом случае компрессор должен быть немедленно остановлен до устранения причин. Повышение температуры отдельных частей компрессора также может указывать на возникновение неисправностей. Нагрев блока и крышек цилиндров, сальникового уплотнения определяется на ощупь и по температуре нагнетания, а нагрев подшипников — по температуре картера. Допустимой считается температура картера, примерно на 20 °С превышающая температуру в машинном отделении. Более высокая температура картера или падение давления в масляной системе свидетельствуют об ухудшении подачи масла к трущимся деталям, засорении фильтров, понижении уровня масла в картере. Давление масла у поршневых компрессоров должно превышать давление всасывания на 0,05—0,15 МПа. Конденсаторы. Их обслуживание включает контроль по косвенным параметрам состояния теплообменной поверхности, выявление и устранение неплотностей, профилактический ремонт. Так, разность между температурами входящей в конденсатор и выходящей воды должна составлять около 2—5 °С, температура конденсации должна быть на 5—10 °С выше температуры забортной воды. Увеличение температуры конденсации на 3—4 °С выше нормы свидетельствует о загрязнении теп-лообменной поверхности конденсатора. Существенное увеличение разности между температурами конденсации и забортной воды при возрастании температуры конца сжатия парохладагента в компрессоре свидетельствует о наличии в конденсаторе воздуха.
Наиболее тяжелые аварии холодильных установок связаны с нарушением герметичности поверхности теплообмена конденсатора. Из-за невозможности визуального контроля это вызывает наиболее опасный вид утечек хладагента. Известно, что уменьшение хладагента в системе сопровождается рядом сопутствующих признаков (см. п. 9.4), в частности, увеличением частоты остановок компрессора. Во время его остановки давление в конденсаторе резко снижается и может наступить момент, когда оно станет ниже давления забортной воды, что вызовет ее попадание в систему хладагента.
Во избежание подобных аварий нужно при недостатке хладагента (падении давления в конденсаторе ниже давления насыщенных паров хладагента, соответствующего температуре забортной воды, увеличении частоты пусков компрессора и др.) немедленно прекратить подачу забортной воды на конденсатор, спустить ее из системы и тщательно проверить герметичность со стороны водяной полости, вводя в нее конец шланга галоидной лампы.
Испарители. Их обслуживание сводится к максимальному использованию теплопередающей поверхности при безопасной работе компрессора, своевременному удалению снеговой «шубы» и организации периодического принудительного возврата масла в картер компрессора. Оптимальное заполнение испарителя осуществляется соответствующей настройкой ТРВ (см. п. 6.3). В холодильных установках с несколькими испарителями для достижения оптимального заполнения всех аппаратов необходимо контролировать перегрев пара, отходящего из каждого испарителя, что представляет практические трудности. Однако контроль совершенно необходим, так как одни испарители могут работать с неполной нагрузкой, в то время как из других вследствие переполнения их хладагентом будет выходить влажный пар. В этом случае с испарителя, у которого проверяют настройку ТРВ, снимают «снеговую шубу». После включения его в работу и достижения в кладовой заданной температуры фиксируется интенсивность распределения инея по длине аппарата. Часть змеевика с меньшим инееобразованием содержит перегретые пары хладагента. Степень заполнения испарителя жидким хладагентом может быть также определена путем ощупывания влажными пальцами очищенной от инея трубы аппарата при открытом соленоидном вентиле. В том месте, где кипит жидкий хладагент, влажные пальцы прилипают к трубе, а на участке перегретого пара этого не наблюдается.
Как видно, оба способа поиска места окончания кипения жидкого хладагента в испарительной батарее (а значит и определение степени ее заполнения) основаны на оценке интенсивности теплообмена, который у жидкого агента на порядок выше, чем у парообразного.
Нарастание «снеговой шубы» происходит вследствие замерзания влаги, выпадающей из воздуха кладовой на поверхность испарителя. Образовавшийся снег значительно ухудшает эффективность работы испарителя, уменьшая коэффициент теплопередачи. Для снижения скорости нарастания снеговой шубы следует не допускать проникновение влаги извне, следить за герметичностью дверей и сокращать до минимума продолжительность пребывания обслуживающего персонала в кладовых с минусовой температурой. Снеговую шубу удаляют горячими парами хладагента или электрогрелками.
На рис. 9.6 показана схема, где снятие шубы парами осуществляют последовательно включением на обогрев по одному испарителю. Для обогрева, например, испарителя И1открывают общий клапан 2, клапаны 3 и 11, при этом клапаны 1 и 10 закрывают. Горячий пар от работающего компрессора через клапан 3 подается во всасывающую магистраль испарителя И1, работающего в данном случае в режиме конденсатора — пар при прохождении по холодному змеевику испарителя конденсируется, используя теплоту таянья снеговой шубы. Образовавшийся жидкий хладагент через обводной клапан 11 поступает на входы испарителей И2 и И3, работающих в нормальном режиме охлаждения, и далее через клапаны 8 и 6 во всасывающий коллектор компрессора. Сразу же после снятия снеговой шубы рекомендуется осуществлять принудительный возврат масла из испарителя в картер компрессора. Отепление испарителя позволяет более эффективно удалять масло, поскольку его вязкость становится значительно выше, чем при низкой температуре. При исходном состоянии системы (см. рис. 9.6) клапаны 2—5, 7, 9, 11 должны быть закрыты, а клапаны 1, 6, 8, 10 открыты; для принудительного возврата масла увеличивают подачу жидкого хладагента, например, в испаритель И1, для чего
| | |
открывают ручной клапан 11 на обводной трубе ТРВ. Переход компрессора на влажный режим работы в этом случае является нормальным явлением. Примерно через 15—20 мин прекращают принудительный возврат масла из испарителя. Основанием для этого может служить также прекращение повышения уровня масла в картере компрессора.
Линейные ресиверы. Чтобы исключить прорыв пара в испарительную систему и не допустить заполнения конденсатора жидким хладагентом, рекомендуется поддерживать его уровень в ресивере от 20 до 80% верхнего предела. Изменение тепловой нагрузки на объекты охлаждения сопровождается колебаниями уровня хладагента в ресивере. Так, увеличение тепловой нагрузки вызывает более интенсивное кипение хладагента, количество жидкого хладагента в системе уменьшается, что повышает его уровень в ресивере. Напротив, снижение тепловой нагрузки уменьшает парообразование и увеличивает количество жидкого хладона в системе, что приводит к снижению его уровня в ресивере. Нарастание снеговой шубы уменьшает интенсивность теплообмена и уровень хладагента в ресивере. В связи с этим снижение уровня жидкого хладагента в ресивере — еще недостаточный признак нехватки хладагента в системе.
Циркуляционный ресивер. Обслуживание сводится к поддержанию в нем определенного уровня жидкого хладагента, который обеспечивает надежную работу циркуляционных насосов и исключает поступление в компрессор влажного пара. Рабочее заполнение горизонтального и вертикального циркуляционных ресиверов составляет 30% их вместимости. Превышение рабочего уровня жидкости в циркуляционном ресивере над всасывающим патрубком насоса должно составлять 1,5—3 м в зависимости от типа насоса и температуры кипения.
Промежуточный сосуд. Основная задача обслуживания промежуточного сосуда заключается в обеспечении требуемого охлаждения пара и жидкости, а также исключении влажного хода компрессора высокой ступени. Для этого уровень жидкого хладагента в промежуточном сосуде должен составлять примерно 1/3 его высоты. Уровень жидкости в промежуточном сосуде контролируется визуально по указательному стеклу или показаниям уровнемеров. При прохождении от компрессора низкой ступени паров хладагента через слой жидкости (барботации) пары сильно охлаждаются с одновременным эффективным отделением масла. Масло, скапливаемое в нижней части промежуточного сосуда, требуется периодически выпускать для улучшения охлаждения змеевика.
Маслоотделители.Их обслуживание предполагает в первую очередь контроль за устойчивым возвратом масла. Появление постоянной (а не периодической) пены в смотровом стекле картера свидетельствует о непрерывном поступлении смеси масла и хладагента, что резко снижает холодопроизводительность установки и является следствием неплотного прилегания игольчатого клапана к седлу. При нормальном возврате масла температура в маслоспускной трубке несколько выше температуры в картере. Уменьшение температуры указывает на засорение седла игольчатого клапана. При этом все масло с парами хладагента будет направляться в систему, что может повлечь нарушение смазки компрессора. Особый контроль за загрязнением маслопропускного тракта необходим в первые месяцы эксплуатации.
Терморегулирующие вентили. Исправная работа ТРВ во многом зависит от чистоты фильтра и дросселирующего отверстия, а также герметичности капиллярной трубки. Термобаллон устанавливается на гладком, хорошо очищенном участке трубопровода после испарителя и крепится к верхней образующей трубы хомутом. Подобное крепление исключает ложное влияние протекающих снизу частиц жидкого хладагента и масла. Термобаллон соединяется с регулирующим вентилем капиллярной трубкой, имеющей кольцо диаметром 80—100 мм. Подобное кольцо сглаживает нежелательные колебания давления в термосистеме при переходных процессах. Необходимо следить за тем, чтобы капилляр не касался всасывающей трубы.
В ТРВ с внешним уравниванием давления предусмотрена уравнительная трубка, врезаемая на небольшом расстоянии от термобаллона по ходу пара. Кроме того, ТРВ такого типа всегда размещается вне охлаждаемого помещения (в то время как ТРВ с внутренним уравниванием давления могут располагаться как внутри, так и снаружи кладовой). Независимо от типа ТРВ нарушение герметичности термосистемы приводит к полному его закрытию при любых режимах и настройках.
Наиболее часто встречающиеся неисправности в работе ТРВ связаны с засорением его фильтра и замерзанием дроссельного отверстия. Признаком засорения фильтра является покрытие инеем входного штуцера вследствие дросселирования хладагента при проходе через засоренную фильтрующую сетку. Образование ледовой пробки в дроссельном отверстии ТРВ, наоборот, приводит к оттаиванию инея с поверхности выходного штуцера и поверхности последующих элементов. После прогрева ТРВ горячей водой циркуляция хладагента в испарительной батарее возобновляется (в отличие от засорения ТРВ). Признаком нормальной работы ТРВ служит обмерзание труб и арматуры за ТРВ, включая выходной штуцер. При настройке ТРВ (см. п. 6.3) следует учитывать замедленную реакцию всей системы на изменение положения задатчика. Поэтому настройку проводят поэтапно, поворачивая орган задания ТРВ на 1/4—1/2 об. и выжидая 15-20 мин.
При оценке степени заполнения какого-либо испарителя (для определения правильности настройки ТРВ) следует руководствоваться способами, изложенными в вопросах инструкции по обслуживанию испарителя.
Реле давления (РНД, РВД, РКС). Эксплуатация реле давлений предполагает периодическую проверку соответствия заданных уставок давлений действительным их значениям при срабатывании прибора. В зависимости от выполняемых функций существуют различные способы их проверки. Реле низкого давления РНД устанавливаются на всасывающей полости компрессора и могут использоваться в качестве регуляторов давления всасывания компрессора (или, что то же самое, температуры кипения хладагента), а также служить приборами защиты.
В первом случае они управляют работой компрессора, меняя его холодопроизводительность путем отключения отдельных цилиндров или способом пуск — остановка. Об исправности их работы можно судить непосредственно в процессе эксплуатации холодильной установки по давлениям, при которых компрессор включается и останавливается, и в случае необходимости проводить соответствующую корректировку в настройке (см. п. 6.4). Если же прибор используется в качестве защиты установки, то периодически (один раз в месяц), прикрывая всасывающий клапан, проверяют соответствие фактического давления, которое он показывает при размыкании контактов реле, с заданным значением. По разности давлений выключения и включения компрессора оценивают действительную нечувствительность прибора. Реле высокого давления РВД, присоединяемое к нагнетательному патрубку компрессора, служит только защитным прибором от высокого давления нагнетания. Для R12 предельное давление настройки соответствует 1,13 МПа, для К22— 1,63 МПа. Во всех случаях настраиваемое давление должно быть ниже давления срабатывания предохранительных клапанов. Проверка на размыкание контактов осуществляется увеличением давления в конденсаторе за счет уменьшения количества прокачиваемой через него воды. Наоборот, увеличивая подачу воды в конденсатор, фиксируют момент включения компрессора. Для обеспечения пуска компрессора при любых температурах забортной воды рекомендуется момент замыкания контактов реле отрегулировать на давления не ниже 0,93 МПа для R12 и 1,52 МПа для R22. В противном случае при работе в тропиках с температурой забортной воды 32 °С и давлением конденсации до 0,9 МПа для R12 компрессор после выключения по максимальному давлению запустится только после перенастройки РВД.
Реле контроля смазки РКС применяют для защиты компрессоров от нарушений в масляной системе. Для проверки правильности его действия при работающем компрессоре, ослабляя пружину редукционного клапана масляного насоса, снижают давление масла, а точнее — разность между давлением масла и давлением на всасывании хладагента в компрессор до момента размыкания контактов и сравнивают эту разность с настроечным параметром.
Реле температуры и соленоидный вентиль. Первый используется в качестве регулятора температуры воздуха в кладовой. Воздействуя на соленоидный вентиль, оно открывает (либо закрывает) проход в испаритель хладагента. Надежная и правильная работа реле температуры(РТ) во многом определяется местом установки термобаллона, наиболее подходящим для оценки всей температуры кладовой. Капиллярная трубка, соединяющая термобаллон с прибором, должна иметь не менее одного витка диаметром 80-—100 мм. Назначение витков такое же, как и у капилляра ТРВ,— сглаживать колебательный процесс в термосистеме при изменении температуры объекта регулирования. Если температура окружающей среды выше заданной прибором, то его контакты должны быть включены, а соленоидный вентиль открыт. При понижении температуры за пределы зоны нечувствительности прибора контакты должны замкнуться. Постоянно замкнутые контакты при пониженных температурах указывают на нарушение герметичности термосистемы.
Проверку работы соленоидного вентиля СВ рекомендуется проводить его принудительным включением и выключением.
Одной из наиболее часто встречающихся неисправностей вентиля является повреждение электромагнитной катушки в результате попадания влаги. Наличие инея на поверхности кожуха — признак выхода катушки из строя или длительного его отключения. При исправной работе СВ кожух обычно бывает теплым. Наоборот, повышенный перегрев и гудящий звук в катушке свидетельствуют о неисправности клапана. Наиболее вероятная причина — засорение отверстия вспомогательного клапана. В этом случае подъем вспомогательного клапана не обеспечивает открытие основного, так как из-за засорения отверстия не происходит выравнивания давлений над мембраной и под ней.
В связи с этим при эксплуатации необходимо периодически чистить отверстие, через которое жидкость поступает в полость над мембраной, а также фильтрующую щель в клапане вентиля.
|
|