Эксплуатация систем кондиционирования воздуха При обслуживании СКВ руководствуются фирменными инструкциями, а также действующими Правилами технической эксплуатации судовых систем, вентиляции и кондиционирования воздуха. Система круглогодичного кондиционирования воздуха может работать в трех режимах: летнем, зимнем и вентиляции. СКВ из режима вентиляции в режим тепловлажностной обработки воздуха переводят с учетом нагрева воздуха в вентиляторе и воздухопроводах конкретной данной системы и при такой температуре наружной) воздуха, чтобы в помещениях обеспечивались комфортные условия. Например, СКВ крупного пассажирского судна, в которой нагрев воздуха в вентиляторе и воздухопроводах достигает 7—10°С, переводят в летний режим уже при температуре наружного воздуха 14—15°С; в то же время такая система переводится в зимний режим при относительно низких температурах атмосферного воздуха.
В летний режим СКВ следует вводить в следующем порядке:
подготовить к пуску холодильную установку. Отметим, что эксплуатация холодильных установок СКВ (пуск, обслуживание, остановка и др.) осуществляется в точном соответствии с Правилами технической эксплуатации судовых холодильных установок и заводской инструкцией; проверить положение воздушных заслонок; включить в работу вытяжные системы вентиляции, параллельная работа которых предусмотрена рабочей инструкцией при пуске СКВ; запускают вентилятор кондиционера. Если компрессор снабжен картерным электронагревателем, включить его за 1 ч до пуска компрессора. Поясним, для чего это необходимо. После остановки компрессора температура в картере ввиду охлаждения греющихся деталей постепенно снижается. Это вызывает весьма интенсивное насыщение масла хладоном, в результате чего уровень раствора в картере повышается из-за образования пены по всему объему раствора. Вследствие этого при пуске компрессора создается реальная опасность срыва всасывания масляного насоса и срабатывания реле контроля смазки на аварийное отключение компрессора. Своевременное включение картерного подогревателя обеспечивает повышение температуры в картере бездействующего компрессора до 20—25°С, в результате чего происходят возгонка хладона из масла и последующий нормальный пуск компрессора. Применяются также постоянно действующие грелки, причем в период работы компрессора их влияние на температуру масла очень невелико (повышение температуры из-за работы грелки не более 1 °С), а во время стоянки машины такая грелка мощностью около 100 Вт обеспечивает нужный небольшой нагрев картера. При отсутствии картерного подогревателя во время длительной стоянки компрессора нагнетательный и всасывающий запорные вентили компрессора следует держать закрытыми, так как в результате возможных пропусков и повышения давления в картере взаимная растворимость масла увеличивается, что приводит к еще большему взбуханию масла.
Пуск холодильного компрессора производится с открытым нагревательным и закрытым всасывающим вентилями. Включив компрессор, следует медленно и осторожно открывать всасывающий вентиль компрессора. В случае появления в цилиндрах стуков, указывающих на попадание в них жидкого фреона или маслофреоновой смеси, всасывающий вентиль компрессора быстро закрыть. После прекращения стуков в цилиндрах снова медленно и осторожно открыть всасывающий вентиль. Постепенно открыть запорный вентиль на жидкостной линии после конденсатора (ресивера).
Установку вводят в действие, а затем переводят на автоматический режим. При работе СКВ иллюминаторы в обслуживаемых помещениях должны быть закрыты, а решетки на дверях открыты. Давление кипения фреона должно соответствовать таким температурам, при которых исключается образование снеговой «шубы» на поверхности воздухоохладителя, так как нарастающий иней повысил бы аэродинамическое сопротивление, затруднил проход воздуха, ухудшил процесс теплопередачи. Из этого расчета температура кипения фреона to в воздухоохладителе должна быть не ниже О°С, что соответствует избыточному давлению кипения 0,2 МПа для R12 и 0,4 МПа для R22. На давления не ниже указанных настраивают РИД защиты холодильной установки. Из таких же соображений ограничивают снижение температуры рассола, подаваемого в воздухоохладители СКВ. Если не удалось избежать образования снеговой «шубы», иней удаляют временным отключением подачи хладоносителя в воздухоохладитель при работающем вентиляторе. Учитывая то обстоятельство, что воздухоохладитель работает при повышенном давлении кипения фреона, избыточное давление конденсации Pk должно быть не менее 0,6 МПа для R12 и 1,0 МПа для R22. В этом случае разность давлений по обе стороны ТРВ, от которой зависит его производительность, будет достаточной. Давление Pk поддерживают уменьшением подачи охлаждающей воды в конденсатор.
Для определения приблизительного значения температуры, обеспечивающей в жаркое время комфорт в жилых помещениях, можно использовать следующую рекомендованную зависимость между температурами наружного воздуха tнпр и помещения tпом
tпом=0,5tнар+8°С
Например, при tнар= 34 °С в помещении достаточно поддерживать температуру 25 °С.
СКВ переводят в зимний режим при снижении температуры воздуха в жилых помещениях менее 20°С. Перед введением в работу парового воздухонагревателя его следует прогреть в течение 15—20 мин, это выполняется с помощью клапана подачи пара в ВН при открытых кранах продувания на выходе из нагревателя. Если СКВ оборудована водяными воздухонагревателями, следует произвести контрольный пуск теплоносителя во все части системы, включая доводочные воздухонагреватели, и убедиться в отсутствии подтеканий. При рассольном охлаждении воздухоохладителя необходимо слить рассол или пресную воду из системы, чтобы исключить замерзание в сильные морозы.Для перевода СКВ в зимний режим необходимо: подать теплоноситель в воздухонагреватели первого подогрева (ВН1); включить воздухонагреватели второго подогрева (ВН2, ВРД). На судах, где СКВ имеют ВРД, в ряде случаев сначала включают доводочные нагреватели. Это позволяет обитателям повышать температуру воздуха в первую очередь в тех помещениях, для которых характерны относительно большие теплопотери; после проверки положения воздушных заслонок и включения положенных вытяжных систем вентиляции включить вентилятор.
Далее СКВ переводят в автоматический режим и включают увлажнительное устройство.
Вывод установки из рабочего режима осуществляют в обратной последовательности. После выключения паровых воздухонагревателей во избежание замерзания конденсата в них следует открыть краны продувания, вывернуть пробки в нижней части конденсатоотводчиков и спустить конденсат.
Текущий осмотр основного оборудования СКВ производят каждый раз при смене вахт. В процессе эксплуатации системы ежедневно контролируют температуру и относительную влажность воздуха на входе в кондиционер и на выходе из него, температуру воздуха, поступающего в помещения, и температуры в помещениях. В процессе эксплуатации вентиляторов следует постоянно проверять температуру подшипников электродвигателя и периодически их смазывать. Раз в месяц следует удалять через спускную пробку конденсат, скопившийся в кожухе вентилятора.
Повышенная вибрация и шум при работе вентилятора свидетельствуют о повреждении или износе подшипников, недостатке смазочного масла, плохой балансировке лопастного колеса, ослаблении болтовых соединений вентилятора и т. п.
Не реже одного раза в год производится профилактический ремонт вентилятора, во время которого его осматривают, ремонтируют и очищают рабочее колесо и улитку от грязи.
Обслуживание воздушных фильтров заключается в своевременной и тщательной их очистке. Значительное загрязнение фильтров может привести к нарушению работы СКВ. Загрязнение воздушного фильтра показывает шкала специального прибора — тягонапоромера.
При отсутствии возможности замерять сопротивление фильтра его загрязненность определяют визуально при осмотре не реже одного раза в месяц. Если отсутствует повышенная запыленность, очистку производят после 500 ч работы. На время очистки загрязненных ячеек в корпусе устанавливаются подготовленные запасные фильтры. Фильтр из синтетического материала очищают струей пресной или морской воды с чистой стороны фильтра на запыленную. При значительном загрязнении и замасливании фильтровальный материал промывают теплой водой температурой не более 40 °С с добавлением небольшого количества стирального порошка с последующим промыванием чистой водой. Перед установкой фильтр должен быть тщательно высушен. Кассеты следует укладывать в корпус в том же порядке, как они были установлены до очистки. При этом следует проверить наличие и состояние герметизирующих прокладок, к которым прижимаются кассеты.
Очистку масляных фильтров начинают со встряхивания и постукивания по раме деревянным молотком. Пыль с поверхности сеток сметают металлической щеткой и далее сетки промывают в 10%-ном горячем содовом растворе или, в крайнем случае, водой температурой 70—80 °С. Затем сетки промывают теплой водой и просушивают. Для покрытия сеток маслом их по нескольку раз погружают в масляную ванну, после чего развешивают в вертикальном положении на 10—12 ч при температуре наружного воздуха для стекания излишка масла. В противном случае масло может попасть на поверхность теплообменных агрегатов кондиционера.
Уход за каютными воздухораспределителями состоит в периодической очистке их внутренних поверхностей, проверке легкости хода привода управления заслонками и смазывании привода.
Особенности эксплуатации механизмов, аппаратов и устройств каждой СКВ оговорены в фирменных инструкциях.
|