Обслуживание винтового компрессорного агрегата Грамотное техническое обслуживание увеличивает надежность работы и срок службы винтового компрессорного агрегата. Наиболее опасным режимом, при котором ускоряется износ радиально-упорных подшипников и возможно их под-плавнение с последующим заклиниванием роторов из-за обогащения масла хладагентом и ухудшением его смазочных свойств, является влажный ход компрессора. При этом нарушается циркуляция масла в системе из-за ухудшения работы маслоотделителей и увеличивается унос масла в испарительную систему. Характерным признаком влажного хода является понижение температуры во всасывающем и нагнетательном трубопроводах с одновременным возрастанием нагрузки на электродвигатель винтового компрессора. Для предупреждения этого режима следует постепенно загружать морозильные аппараты, избегая резкого увеличения тепловой нагрузки на приборы охлаждения, что увеличивает возможность вскипания жидкого хладагента и выброса его во всасывающий трубопровод. Несвоевременная оттайка воздухоохладителей морозильных аппаратов или трюмов, а также остановка вентиляторов воздухоохладителей без прекращения подачи хладагента в теплообменные аппараты также могут привести к переполнению их жидким хладагентом и возникновению влажного хода компрессора. Для усиления контроля перегрева паров хладагента на всасывании в некоторых холодильных установках (ТР типа «Амурский залив») термометры установлены в трех местах системы низкого давления. Наличие сложной и разветвленной масляной системы у винтового компрессора требует повышенного внимания при ее обслуживании. «Сухой пуск» винтового компрессора вызывает повышенный из нос агрегата и срыв работы масляного насоса. Для исключения «су хого пуска» часть компрессоров оборудуется блокировкой, которая при нажатии кнопки «Пуск» не позволяет запустить электропривод компрессора до включения масляного насоса и повышения давления масла до рабочего. При отсутствии подобной блокировки до пуска компрессора следует ручным масляным насосом прокачать систему, сделав не менее 20 качков после момента отрыва стрелки манометра.
Загрязнение смазочного масла механическими примесями приведет к повышенному износу основных деталей уплотнения: неподвижного стального кольца и подвижного графитового кольца трения, а также резинового уплотнения подвижного стального кольца. Поэтому надежная работа сальникового уплотнения вала ведущего ротора во многом определяется эффективностью работы масляных фильтров.
Сетчатые и магнитные фильтры грубой очистки, установленные до масляного насоса, необходимо очищать не реже чем через 1000 ч работы или при увеличении перепада давления масла до и после фильтра более чем на 0,01 МПа. Очистку или смену фильтрующих элементов фильтров тонкой очистки масла на судах производят через 2000—2500 ч работы. При существующем способе чистки масляных фильтров в атмосферу выпускается обычно значительное количество хладагента. Поэтому на компрессорных агрегатах, где конструкцией не предусмотрено вакуумирование фильтров, полость фильтров целесообразно соединить трубками через запорные вентили со всасывающей полостью резервного компрессора и перед разборкой отсосать хладагент.
Циркуляция масла в системе во многом связана с работой маслоотделителей, эффективность отделения масла в которых ухудшается при понижении температуры нагнетания, особенно в периоды пуска
и изменения режима работы. По этому после длительной стоянки необходимо включить обогрев за 2-3 ч до пуска агрегата для достижения температуры масла не ниже 25 "С.
В процессе работы винтовых компрессорных агрегатов нужно систематически контролировать зазор между плоскостью торца ротора и плоскостью корпуса секции всасывания компрессора. Повреждение радиально-упорных подшипников приводит к осевому смещению роторов и их разрушению в результате касания торцовыми поверхностями корпуса секции всасывания. Возможно подплавнение опорных подшипников скольжения с повреждением радиальных уплотнений винтовой части роторов. В некоторых случаях происходит даже заклинивание роторов в цилиндрической расточке корпуса компрессора. Для предупреждения подобных тяжелых повреждений компрессо-ра следует не допускать уменьшения зазора до предельного размера 0,4-0,5 мм и контролировать его ежегодно или с периодичностью, установленной заводом-изготовителем. Также ежегодно требуется проверка соосности компрессора и электродвигателя. При этом смещение должно быть в пределах до 0,16 мм, а излом осей - до 0,09 мм.
Основные неполадки
В работе холодильных машин
И их устранение
Неполадки в работе холодильной установки приводят к нарушению технологии хранения и обработки груза, снижению холодопроизводительности, увеличению эксплуатационных затрат, а иногда и к авариям.
Отклонения от оптимального режима выявляются сравнением действительных температур и давлений различных элементов холодильной машины с их оптимальными значениями.
Наиболее часто встречающимися отклонениями являются: пониженная или повышенная температура кипения хладагента в испарительной системе; высокое давление в конденсаторе; повышенная температура пара в конце сжатия; влажный ход компрессора.
Понижение температуры кипения ниже оптимальной может привести к застыванию рассола и размораживанию кожухотрубного испарителя при рассольной системе охлаждения; при системе непосредственного охлаждения — к подмораживанию грузов, находящихся вблизи испарителей. При повышении температуры кипения выше оптимальной уменьшается температурный напор, действующий на испаритель, и становится невозможным поддерживать заданные температуры в охлаждаемых объектах.
В современных автоматизированных холодильных установках температура кипения является регулируемым параметром, поэтому ее самопроизвольное изменение может быть следствием неисправности реле низкого давления, управляющего работой компрессора, или неисправной работы регуляторов давления «до себя». Проверка работы приборов автоматики рассмотрена в п. 9.6. Рост температуры кипения во всей испарительной системе может быть следствием загрязнения всасывающего трубопровода и его фильтров, а повышение температуры кипения в отдельном испарителе — результатом загрязнения маслом труб охлаждающего аппарата. В этом случае нужно принять меры по удалению масла из испарителя и очистке фильтров на всасывающем трубопроводе. Высокое давление в конденсаторе приводит к снижению холодопроизводительности установки, повышению температуры конденсации и нагнетания, увеличению удельного расхода электроэнергии. Возрастание давления в конденсаторе (температуры конденсации) возникает при недостаточной подаче охлаждающей воды в конденсатор, высокой ее температуре, загрязнении теплообменной поверхности конденсатора, переполнении его хладагентом, скапливании в нем воздуха. Давление конденсации также может повыситься при пуске отепленной установки из-за несоответствия теплообменной поверхности конденсаторов производительности работающих компрессоров. В этом случае компрессоры следует вводить в действие поочередно.
Признаком недостаточной подачи охлаждающей воды является ее повышенный нагрев в конденсаторе. Разность температур воды, входящей в конденсатор и выходящей из него, должна составлять 2—5 °С. При большей разности необходимо увеличить количество подаваемой воды в аппарат.
Загрязнение внутренних поверхностей конденсатора отложением ила, водорослей, образованием водяного камня, замасливание поверхностей теплообменных труб со стороны хладагента и скопление воздуха в полости хладагента приводят к высокой разности температуры конденсации и температуры воды на выходе из конденсатора, которая должна составлять 5—7 °С. Дополнительным признаком наличия воздуха в конденсаторе является перегрев паров в конце сжатия выше нормы и сильное дрожание стрелки манометра, установленного на нагнетательной стороне компрессора. Для устранения причин, вызывающих повышение температуры и давления конденсации, необходимы чистка поверхностей и выпуск воздуха.
Высокая температура паров в конце сжатия приводит к ухудшению смазки всех трущихся частей компрессора из-за снижения вязкости масла и его повышенного уноса в систему. Ухудшение смазки сказывается на долговечности работы трущихся пар.
Высокая температура нагнетания может быть следствием значительного перегрева на всасывающей стороне компрессора, повышенного давления в конденсаторе, а также при неисправностях компрессора. Значительный износ цилиндропоршневой группы вызывает увеличенное перетекание горячего пара через поршневые кольца из нагнетательной полости во всасывающую, неплотность или неисправность клапанов также способствует смешению холодного пара из испарителя с горячим из нагнетательной полости, что приводит к нагреванию всасываемого пара и, в конечном итоге, к повышению температуры нагнетания. Нарушение охлаждения компрессора из-за недостаточной подачи воды в его рубашку или засорение водяных полостей, неисправность предохранительного клапана также могут быть причиной высокого перегрева пара. Влажный ход компрессора одно из серьезных нарушений в работе холодильных установок, нередко приводящих к серьезным авариям. Влажный ход создает угрозу гидравлических ударов и резко снижает холодопроизводительность компрессора из-за уменьшения коэффициента подачи. Признаком начала влажного хода компрессора служит снижение перегрева всасываемых паров и уменьшение температуры нагнетания. Если при работе компрессора с сухим ходом обмерзает только корпус всасывающего вентиля, то при поступлении влажного пара начинают обмерзать стенки цилиндра, звонкий стук насадки клапанов на седло становится глухим. Возможно также появление стуков в цилиндрах. Основные причины влажного хода компрессора следующие: избыточная подача жидкого хладагента в испарители; выброс жидкости в затопленных испарителях при резком снижении в них давления или резком повышении тепловой нагрузки. Особую опасность представляет неправильное подключение новых испарителей или включение испарителей после снятия снеговой шубы. Во избежание бурного вскипания жидкости в подключаемом испарителе и опасности гидравлического удара необходимо сначала прикрыть всасывающий клапан компрессора и осторожно открыть запорный клапан на паровой полости подключаемого испарителя.
В аммиачных установках гидравлические удары могут возникать не только из-за переполнения испарителей хладагентом, но также вследствие скопления маета во всасывающем трубопроводе. В этом случае гидравлический удар может произойти при выбросе скопившегося масла во всасывающий коллектор компрессора.
|