Обратная связь
|
А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность.» М., Политиздат, 1975 г. 304 с. Стр. 260-261. Задание
Сформулируйте образовательные, развивающие и воспитательные задачи по любой теме по любому учебному предмету.
А). Урок русского языка
3 класс
Тема: «Состав слов. Приставка».
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о приставке, её словообразовательной роли в русском языке.
2. Совершенствовать навыки работы в парах, самостоятельной работы.
Развивающие:
1. Прививать интерес к изучению русского языка.
2. Развивать умение находить и выделять в словах приставки, с их помощью образовывать новые слова.
3. Развивать внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, прилежание к работе, усидчивость, трудолюбие.
Б). Урок чтения
4 класс программа Занкова
Тема: «Былины. Садко».
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжить знакомить детей с былинами как жанром устного народного творчества.
2. Знакомство с былиной «Садко».
Развивающие:
1. Развивать умение отличать былину от других литературных жанров по отличительным признакам.
2. Развивать умение сравнивать и сопоставлять, переводить зрительную информацию в словесную.
Воспитательные:
1. Привить любовь к чтению, к литературе.
Задание
Спроектируйте индивидуальный подход к нижеописанным ученикам.
…есть ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые. Они преимущественно перед всеми другими особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно, кроме того, чтобы предлагалась научная пища; растут они сами, как благородные растения. Нужно только благоразумие, чтобы не позволить им слишком торопиться, чтобы раньше времени они не ослабели и не истощились. (Я.А. Коменский).
К таким ученикам следует использовать индивидуальный подход, который предполагает основное правило: «…иди не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету». То есть идти от возможностей и индивидуальных особенностей ребёнка, учить его с учётом потенциальных возможностей. Учителю следует отказаться при обучении таких детей от ориентировки на среднего ученика, то есть обучать таких ребят с учётом используемой программы, но подбирать для них задания более высокого уровня, более сложные, чтобы у них не пропадал интерес к учению.
Задание
Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?
A. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?». Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».
Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?». Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».
B. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок и предлагают разложить их по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка - на корабль, бабочку объединяет с цветами.
Сборник задач по общей психологии под редакцией проф. B.C. Мерлина. М., Просвещение, 1974г. 207с. (стр. 116-117)
Общая информация по вопросу:
Вариант по лекциям:
Выделяют следующиемыслительные операции:
- анализ,
- синтез,
- сравнение,
- абстрагирование,
- обобщение,
- конкретизация.
Вариант из Интернета:
Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций:
- анализа,
- синтеза,
- сравнения,
- абстрагирования,
- обобщения,
- классификации,
- систематизации.
Ответ:
А. обобщение.
Б.анализ.
В. Классификация.
Задание
Определите свою педагогическую позицию по личностному подходу к учащимся в опыте педагога-новатора С. Н. Лысенковой.
Когда спрашивают, что такое настоящий урок, мне хочется ответить: это прежде всего урок, на котором на все и на всех хватает времени.
Меня, как и всех учителей, очень волновали слабые ученики. Мне часто приходилось дополнительно заниматься с детьми после уроков. Хотя и чувствовала, что пустое это дело, а занималась. Почему пустое?..
Ни меня, ни отстающих детей в конечном счете не устраивали эти дополнительные занятия. И я стала думать, почему же они слабо усваивают материал…
На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся пассивными на уроке, начинают отставать?.. Я долго пыталась уловить этот этап и вот что заметила: серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут понять с первого урока, ни быстро заучить. Это обусловливает проявление, а затем и нарастание пассивности.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы.
Опорные схемы или просто опоры – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться».
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика. С. 8.
В качестве приоритетов в нынешней школе выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребёнок, ученик, его интеллектуальное, духовное и физическое развитие. В этом состоит суть личностно – ориентированного обучения.
Я считаю, что учитель правильно определил тот этап, на котором дети становятся пассивными. Согласна с тем, что получаемые знания лучше усваиваются, воспроизводятся и используются в дальнейшем при использовании «опоры». Это объясняется тем, что у младших школьников наглядно – образное мышление. У учеников постоянно перед глазами полученное ранее знание структурно представлено, таким образом они могут использовать его до того момента, когда навыки будут отработаны и закреплены. Следует отметить, что при доминировании у ученика зрительной памяти, ему лучше таким образом запоминать и воспроизводить материал.
Задание
Развитию каких свойств внимания у детей способствовали использованные учителем приемы организации урока:
- на уроке русского языка при изучении предлогов у каждого ученика на парте лежали трафареты маленькой птички и клетки, учительница предложила поместить птичку на клетку, под клетку, за клетку, перед клеткой, в клетку, над клеткой, около клетки. Затем дети записывали предложения и подчеркивали предлоги.
А.Н. Леонтьев описывает случаи, когда во время Великой Отечественной войны учитель в качестве счетного материала на уроке использовал изображения танков и зенитных пушек. Изображенные танки привлекли внимание детей: они обсуждали, какие это танки, почему на одних нарисованы малые, а на других большие звезды, идут ли они в колонне и т. д. Вопрос: «Считаете ли вы более целесообразным использовать для обучения счету неинтересные карандаши или интересные танки. Какое свойство внимания проявилось на уроке математики в связи с описанным методическим приемом?»
А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность.» М., Политиздат, 1975 г. 304 с. Стр. 260-261.
Общая информация по вопросу:
Свойства внимания (из лекции):
- объём,
- распределение,
- концентрация,
- переключение,
- устойчивость.
Из Интернета:
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
- устойчивостью,
- сосредоточенностью,
- переключаемостью,
- распределением,
- объемом.
Ответ:
Способствует развитию устойчивости (Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т. п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.);
развитию сосредоточенности (Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечал ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.);
развитию распределения (Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.)
Задание
|
|