Как можете вы охарактеризовать отношение учительницы к данному ученику? Каков темперамент мальчика?
Что должно характеризовать подход к ученику с подобными чертами темперамента?
4. Как повели бы себя вы по отношению к этому ученику:
А) какую оценку поставили бы мальчику?
Б) как бы мотивировали ее Коле и классу?
1. Отношение Валерии Фёдоровны к Коле можно охарактеризовать следующим образом: учительница не проявляет должного терпения к ответам мальчика на уроке; она также не учитывает индивидуальных особенностей мальчика, его темперамент, вследствие чего и сама проявляет беспокойство; В.Ф. не даёт возможности мальчику дать полный ответ самостоятельно. Поэтому её отношение к данному ученику отрицательное, отличается от отношения к ребятам с более высоким темпом работы.
2. Тип темперамента у данного ученика – меланхоличный. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Мимика и движения его не выразительны, голос тихий, движения бедны, обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик не энергичен, не настойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Его присущи легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Но в спокойной привычной обстановке может успешно справляться с жизненными задачами.
Таблица № 1 Соотношение между темпераментами и показателями психических реакций.
Темперамент
| Реакции
|
|
| Быстрота
| Сила
| Холерик
| Быстрый
| Чрезмерный
| Сангвиник
| Быстрый
| Умеренный
| Флегматик
| Медленный
| Сильный
| Меланхолик
| Медленный
| Слабый
|
Таблица № 2 Типы нервной системы.
Тип нервной системы
|
| Сильные
|
|
| Слабые
| Особенности нервных процессов
|
| Безудержный
| Живой
| Инертный
|
|
| Сила
| Сильный
| Сильный
| Сильный
| Слабый
|
| Уравновешенность
| Неуравновешенный
| Уравновешенный
| Уравновешенный
| Неуравновешенный
|
| Подвижность
| Подвижный
| Подвижный
| Инертный
| Подвижный или инертный
| Темпераменты
|
| Холерик
| Сангвиник
| Флегматик
| Меланхолик
|
3. К ученику с подобными чертами темперамента следует использовать индивидуальный подход, который предполагает основное правило: «…иди не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету». То есть идти от возможностей и индивидуальных особенностей ребёнка, учить его с учётом потенциальных возможностей. Учителю следует проявлять большее терпение при обучении детей с таким типом темперамента, не торопить их при ответе.
4. а). «Пять». Потому что ученик верно излагал учебный материал, а темп его ответа зависит не от незнания, а от качеств его личности.
б). Коле я бы сказала, что он молодец, хорошо подготовил домашнее задание. А также посоветовала бы стараться немного быстрее излагать материал.
Учащихся класса попросила бы проявлять терпение и уважение к товарищу и давать возможность ему ответить, не перебивать.
Задание
Установите в следующих задачах причины и следствия.
Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью. Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей?
Назовите возможные причины.
Б.С.Волков, Н.В. Волкова. «Задачи и упражнения по детской психологии», – М., Просвещение, 1991, 143с. Стр.9
1. Прежде всего, следует сказать, что наследственные программы развития человека включают в себя детерминированную и вариантную части.
Детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода, а также видовые задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей детям передаются внешние признаки: особенности телодвижения, конституции, цвет волос, глаз, кожи. Унаследованные физические особенности предопределяют видимые и невидимые различия людей.
Вариантная частьпрограммы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственные программы предоставлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.
2. Важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети – готовые способности к определённому виду деятельности или только предрасположения, задатки? Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно: наследуются не способности, а только ЗАДАТКИ. Унаследованные человеком задатки развиваются или не развиваются. Всё зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определённом виде деятельности.
3. Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность,благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально – психологический опыт родителей и всех, кто его окружает.
Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение, что эти качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожденного, говорили древние5, - «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания.
Расшифровывая генетические программы, учёные не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.
4. В западной педагогике доминирует утверждение, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются с определёнными качествами. Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если же наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И.П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому поведению.
5. В последнее время всё более определённую, хотя и осторожную позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты.
Исходя из всего вышеизложенного, отметим основные причины, по которым теория наследственности в последнее время стала весьма распространённой среди родителей.
Во – первых, наукой проводятся многочисленные исследования по вопросам зависимости развития человека от его наследственности, исходя из различных результатов данных исследований родители принимают их как истину.
Во - вторых, в процессе воспитания и обучения могут допускаться различные ошибки, как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Поэтому при различных неудачах и ошибках в обучении родители ссылаются на «плохую» наследственность.
Задание
|