Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Выскажите свое мнение по такой проблеме «Можно ли учителя научить человеколюбию, гуманистическому подходу к детям?»

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность личности учителя.

На мой взгляд, нельзя учителя научить ни человеколюбию, не гуманистическому подходу к детям. Потому что учитель должен быть искренне заинтересован личностью каждого своего ученика, его внутренним миром.

Ведь гуманное отношение к детям предполагает любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в ребёнка, сотрудничество, мастерство общения, терпимость к детским недостаткам и др. Конечно, например, мастерству общения, сотрудничеству можно научить человека, но если у учителя есть личная потребность в общении с детьми.

Задание

Охарактеризуйте внутрипредметную и межпредметную интеграцию в учебном процессе.

Вариант ответа № 1

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной шко­ле важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъ­являемыми к начальной школе.

Интеграция между учебными предметами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса, направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

Создание у младшеклассника целостного представления об окру­жающем мире рассматривается как цель обучения. Интеграция как цель должна дать учащимся те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели должна начаться уже в начальной школе.



В чём же заключается суть интеграции в обучении? При­менительно к системе начального обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:
во-первых, это создание у младших школьников целостного пред­ставления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция в начальной школе должна идти по нескольким направлениям и на разных уровнях:

- внутрипредметный уровень;

- межпредметный уровень.

Следует отметить, что в начальной школе все учебные кур­сы в той или иной мере интегрированные. Родной язык – интегрирован абсолютно со всеми областями знаний. Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по предметам «история» и «познание мира». Познание мира – подобный курс, объединивший, по меньшей мере семь областей знаний. Математикатоже сама по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Таким образом, интеграция – это определенная система в деятельности учителя, которая должна иметь вполне конкретный результат интегрированного обучения, выраженный:

· в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерности за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.

· в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.

· в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.

· в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке.

· во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Русский язык в начальной школе связан со всеми школьными дис­циплинами. Он отражает все стороны действительности и без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность. В цепочке "русский язык - другие предметы" устанавливается связь не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знании по любому предмету.

Межпредметная интеграция.

Русский язык как предмет школьного образования – явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Русский язык, например, служит инструментом при решении вопросов и задач в других предметах.

Наиболее распространённой является интеграция русского языка с чтением, азербайджанским языком, познанием мира, изобрази­тельным искусством, музыкой. А также эти связи могут переплетаться ещё теснее, где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Интеграция русского языка с предметом «Познание мира».На интегрированных уроках русского языка и познания мира в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений.

Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают де­ти, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, событиях, происходящих вокруг нас, наполняются богатым жизненным содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то, что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.

Интеграция русского языка и музыки.На уроках русского языка учащиеся должны усвоить русскую речь во всех её аспектах, а на уроках музыки изучаемый материал – это песни, музыкальные произведения, в которых слиты воедино две стихии – музыкальная и речевая. И на уроках русского языка, и на уроках музыки мы должны добиваться четкого произношения звуков, правильной постановки корпуса и головы во время речи и пения, владения дыханием и голосом.

Занятия по русскому языку на страноведческой основе.Страноведческий материал используется на уроках чтения при изучении биографии писателя, истоков его творчества, истории создания отдельных произведений. На таких уроках используются фотографии, книги, посвящённые изучаемым странам (регионам). Такая целенаправленная систематическая работа позволяет повысить познавательную активность детей, активизировать интерес к изучаемому предмету.

Использование страноведческого материала на уроках русского языка – прекрасное средство воспитания чувства патриотизма и любви к родной природе.

Интеграция русского языка с предметами «Изобразительное искусство» и «Технология».Интеграция этих предметов играет важную роль в развитии умственных способностей, активизации мышления, развитии простран­ственного пред­став­ления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности ребёнка.

На интегрированных уроках русского языка и изобразительного искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи.

По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждая и анализируя произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, изложением на холсте.

В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического мышления.

Очень важным является интегрирование русского языка с предметом «технология». Также, как и при интеграции с изобразительным искусством, здесь чаще используется интегрирование на отдельных фрагментах урока, и как правило, тоже в начале урока. Учителя часто используют лепку из пластилина, вырезание деталей из бумаги, изготовление плоских деталей из бумаги приёмом обрывания.

Интеграция чтения с предметом «Познание мира» в начальных классах.Объектами изучения на уроках познания мира и на уроках чтения являются одни и те же явления природы, но аспект изучения, подход к их изучению несколько иной.

Уроки чтения в большей мере, чем уроки познания мира должны решать задачу формирования у детей эстетического, эмоционально окрашенного восприятия природы, дать детям языковые средства для передачи своего собственного, эстетического отношения к природе. Наличие общих тем и объектов для изучения, различный аспект и метод в их освещении на уроках чтения и познания мира позволяют ставить вопрос о целесообразности интегрированного подхода к работе над материалом.

Интеграция чтения, изобразительного искусства и музыки.При правильно построенной работе на интегрированном уроке чтения и изобразительного искусства за счёт использования картин, рисунков, иллюстраций обогащается словарный запас детей, появляется смысл и значение многих новых слов, относящихся к историческому быту или к области духовной жизни человека.

На интегрированных уроках чтения и изобразительного искусства стимулируется речевая деятельность на уроке, развивается и обогащается их словарный запас.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Учащиеся справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1. Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это – идея, явление, понятие или предмет).

4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

· В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, технология.

· Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, познание мира и изобразительное искусство.

· В третьем классе можно интегрировать чтение, русский язык, исторические рассказы, познание мира и изобразительное искусство.

· В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.

Уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) - уже интегрированные.

Изначально интегрированный курс - внеклассное чтение. Здесь целостный процесс: а) книга, как инструмент чтения, совершенствование навыков чтения, полученных на уроках; б) текст, как искусство слова, развитие речи; в) мир книг, как выбор круга собеседника.

Изначально интегрированный курс познания мира: основы естествознания и география.
Так же изначально интегрированный курс математики - арифметика, элементы алгебры, геометрия, способствующие лучшему усвоению арифме­тического материала, и в то же время подготовка к изучению алгебры, геометрии, основ трудового обучения.

Кроме названных изначально интегрированных курсов, следует выделить возможные сочетания таких предметов, как чтение - русский язык, чтение – познание мира, чтение - изобразительное искусство, чтение – азербайджанский язык, русский язык – азербайджанский язык, русский язык – азербайджанский язык – музыка, чтение - познание мира - изобразительное искусство, русский язык - чтение - изобразительное искусство, чтение - познание мира - технология, русский язык – познание мира - изобразительное искусство.

Вариант ответа № 2
ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать картину мира в единстве, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время – обеспечит формирование умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция содержания, методов и форм обучения.

Данный процесс, в практике осуществляется на различных уровнях интеграции.

Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе уточнения картины мира. Интеграция этого уровня внутрипредметная, она направлена на “спрессовывание” материала в крупные блоки. В этом случае интегрированное содержание является “информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно-емкими категориями” (В.Т. Фоменко).

В начальной школе содержание может иметь разную структуру изложения, где отдельные знания или их элементы, сцепляются между собой различным образом. И.П. Подласый выделяет четыре вида структуры: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.

Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Содержание обогащается новыми сведениями, связями и взаимосвязями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

В традиционной практике обучения рассогласованность, дробность и элементаризм знаний стали распространенным явлением. Например, по математике в 1 классе сейчас разрешается 2 увеличить на 1, но не спрашивается у ученика, на сколько 3 больше 2, поскольку разностное сравнение программой отнесено ко второму классу.

Прав был Л.Н. Толстой, подметивший, что учителя обычно стремятся к размельчению материала, без меры, к порционной подаче знаний, в то время как детям интересно живое и сложное.

Преимущества внутрипредметной интеграции перед общепринятой методикой обучения объясняются психологически – опорой на закономерности продуктивного мышления.

Учителю достаточно объяснить принцип сложения и вычитания, умножения и деления чисел с нулем. Тем самым высвобождается время на закрепления материала, на его возможное углубление.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.