Обратная связь
|
Охарактеризуйте воспитание как систему. Феноменом современной педагогической действительности, реализующей целостность учебно-воспитательного процесса, являются реально существующие воспитательные системы. Это прежде всего авторские системы школ педагогов-новаторов — школы Щетинина, Тубельского, Захаренко, Тарасова и др. Они становятся объектом изучения ученых и практиков, так как реально осуществляют целостный педагогический процесс. Говоря о современных воспитательных системах, следует отметить именно авторские системы как явление не столь частое, так как это школьные системы гуманного воспитания. В массовом же опыте сохранилось довольно большое число школ с авторитарными, административными системами, которые задаются сверху на основе указов, инструкций, распоряжений, приказов и т. д. Там, где ставка делалась на директиву, творческий поиск учителей игнорировался. Такого типа воспитательные системы в большинстве своем весьма схожи и отличаются друг от друга лишь номерами и отдельными деталями. Когда же творческий поиск педагогов, связанный с инновациями и моделированием целостной воспитательной системы, встречает противоречия со стороны административной, заданной сверху системы, то отстоять оригинальность системы не всегда удается. В таком случае она чаще всего выступает как синтез
административной и творческой системы. Этот факт подтверждает еще и то, что значительная часть учителей делает ставку на использование новых средств обучения и воспитания — опорные сигналы, коммунарскую методику, педагогику сотрудничества, липецкий уплотненный опрос и комментированное письмо, которые выступают панацеей от всех педагогических бед. Ни для кого не секрет, что такое направление совершенствования педагогического процесса в последнее время терпит поражение. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.
Воспитательная система — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих воспитательную педагогическую деятельность. Среди понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы» особое место занимает «воспитательная система». Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов. Создателями воспитательной системы школы являются учителя и учащиеся, родители и общественность, объединенные в единый воспитательный коллектив.
Признаками системы выступают компонентность, структурность, многоуровневость, иерархичность компонентов, обусловленность и взаимосвязанность.
В процессе создания и развития системы решается ряд задач. Прежде всего, у детей формируется целостная и научно обоснованная картина мира. Ребенок должен сам понять и почувствовать эту целостность. Во-вторых, решается задача развития гражданского самосознания детей, человека ответственного за все то, что происходит в стране. Третья задача — приобщить детей к общечеловеческим ценностям и сформировать у них адекватное этому поведение. Развитие творческих черт личности — одна из важнейших задач системы воспитания. Пятая задача — помочь ребенку в самореализации, самовыражении.
Главное отличие современной, гуманистической воспитательной системы от авторитарной заключается в том, что здесь все создается ради самого ребенка, который выступает субъектом воспитания. И педагоги, и дети конкретизируют стоящие перед школой цели, трансформируют их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Объединение детей и взрослых в единый коллектив — это важнейшее условие и результат развития современной воспитательной системы школы. Совместная деятельность детей и взрослых в гуманистической воспитательной системе приводит к развитию ведущих видов отношений — отношения к людям, Родине, делу и себе. Развитие этих видов отношений характеризует воспитывающий потенциал системы. Но все же главным критерием эффективности развития современной воспитательной системы является развитие личности. В таком случае становится совершенно понятно, что создание воспитательной системы школы — это не самоцель.
Когда рассматривается вопрос об управлении воспитательной системой, то важно представить три аспекта: управление процессом развития самой системы; управление, направленное на укрепление целостности системы; управление, корректирующее процесс включения ребенка и взрослого в систему коллективных отношений.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру. В составляющие ее компоненты включаются: цель как исходная концепция (или совокупность идей, ради которых она создается); деятельность, обеспечивающая реализацию идей; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий, формирующиеся отношения в совместной деятельности детей и взрослых; среда, окружающая школу, которая осваивается объектом и где осуществляется его самореализация. Эти составные воспитательной системы отражают то общее, что характерно для каждой из них. Процесс развития воспитательной системы характеризуют: появление и исчезновение различных идей; появление видов деятельности, которые создают устойчивые способы взаимодействия детей и взрослых; усложнение и упорядочивание жизнедеятельности коллектива.
Рассмотрим более детально составляющие воспитательной системы. Так, воспитательная система любой школы включает блок целей, который осмысливается и научно обосновывается с позиции философии, педагогики, социологии, физиологии, психологии и др.
Затем эти цели осмысливаются и принимаются всем воспитательным коллективом — учениками, родителями, учителями, общественностью. Цель задает всю воспитательную систему, ее характер и ведущий принцип организации педагогической деятельности.
Эффективность реализации цели воспитания зависит от определения деятельности, общей для детей и взрослых, по осуществлению задуманной цели. Эта деятельность обеспечивает целостность воспитательной системы, которая состоит из двух блоков — блок дидактический + блок воспитательной работы, — и называется системообразующей деятельностью. Возможны познавательная деятельность, трудовая, изобразительная, учебная, художественная, творческая, досуговая, спортивная, общественно-полезная и другие виды деятельности. Системообразующая деятельность обеспечивает развитие личности школьника.
Важными составляющими элементами системы являются формы и методы организации ведущей деятельности. В одном случае это игры, клубы, КТД, своеобразные уроки, а в другом — интеллектуальный марафон, день знаний, театрализованные представления, трудовые десанты и т. д.
Воспитательная система школы взаимосвязана со средой, в которой работает школа. Хорошо организованные воспитательные системы могут подчинять своему влиянию окружающую среду, стать центром воспитательной работы в селе, поселке, микрорайоне. Классический пример такого влияния видим в системе воспитания А.С. Макаренко (борьба с самогоноварением и пьянкой на селе, концерты для сельчан, уборка урожая и др.).
Существенная роль в системе воспитания отводится технологиям обучения и воспитания, где предварительно определяются смысл и конечный результат технологического процесса. В школе Тарасова сущность обучения сводится к тому, что знания, которые дети получают, обеспечивают развитие личности, а конечный результат их усвоения — применение знаний на практике в интересах сохранения экологии.
Эффективность школьной воспитательной системы определяет отношение детей к обучению, себе, другим людям, коллективу, взрослым, родителям и др. Эти отношения формируются лишь в совместной деятельности.
Итак, структуру воспитательной системы школы складывают:
Все элементы воспитательной системы школы взаимосвязаны системообразующей деятельностью.
Рассмотрим этапы становления воспитательной системы школы. Опыт показывает, что воспитательные системы школы проходят в своем развитии три основных этапа. Но предварительно остановимся на причинах, побуждающих к созданию школьных воспитательных систем. Отметим наиболее часто встречающиеся из них.
Первая — неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, признание того, что новые методы, средства и приемы не могут коренным образом изменить положение дел в школе.
Вторая причина. У педагогов есть оригинальная идея, которая может привести к созданию авторского проекта школы, воспитательной системы. Под влиянием этой идеи можно моделировать проект школы. Печально только то, что таких идей в учительских коллективах много и, как всегда, в таком случае трудно прийти к согласию. И многие инициативные группы слишком долго задерживаются на стадии выбора единой идеи, которая бы коренным образом изменила весь учебно-воспитательной процесс в школе. И, наконец, в качестве третьей причины выступает тот факт, что довольно часто в угоду моде за систему воспитания выдается нечто другое — система воспитательных мероприятий, технологический процесс работы школы, система всех компонентов, обеспечивающих работу в школе, и др. Все это приводит к дискредитации самой идеи школьной воспитательной системы.
Представим характерные черты воспитательной системы на этапе ее становления. Первый этап становления системы начинается с организационных вопросов: постановка целей, выработка главных ориентиров в организации учебно-воспитательного процесса, проектирование коллективных ценностей. Цели пока еще носят аморфный характер и формируются через отрицание существующих целей. Часто на этом этапе обнаруживается расхождение между замыслом и его реальным воплощением. Главная цель — формирование коллектива единомышленников школы. На этом этапе пока разрозненно представлены все элементы системы. Среди учеников выделяются ребята, которые тяготеют к коллективной деятельности и обладают организаторскими способностями. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. На этом этапе находятся сегодня многие школьные коллективы и часто оптимистическое настроение (от идей) сменяется апатией и подавленностью. Идет болезненный процесс принятия новой идеи, который часто сопровождается конфликтами с теми, кто не воспринимает инноваций. Начинается разобщенность и среди учеников — одни берут на себя ответственность за новую жизнь школы, другие же поддерживают прежние порядки.
Управление воспитательной системой на этом этапе становления в основном осуществляется на организационно-педагогическом уровне. Прежде всего необходимо разработать концепцию воспитательной системы, где будет представлена совокупность основных идей, а затем предложить модель воспитательной системы крупными блоками — пока еще без подробных деталей. Самое главное на этом этапе — цели воспитательной системы должны быть осознаны и приняты учителями, учениками и родителями.
Второй этап связан с отработкой структуры системы, содержания, форм и методов деятельности коллектива. На этом этапе окончательно утверждается системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Виды коллективных отношений становятся все более разнообразными, рождаются коллективные традиции. Главная цель этого этапа — развитие школьного ученического коллектива, создание предпосылки для коллективного творчества, рождение коллективных традиций.
Третий этап — окончательное оформление воспитательной системы. Школьный коллектив выступает в новом качестве — это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. В центре внимания воспитательной системы — личность школьника. У большинства детей формируется «чувство школы», усиливается внимание к каждому школьнику, педагоги овладевают практикой личностного подхода. Идет процесс педагогизации школы и среды. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на самоанализе и педагогическом творчестве. У школы появляется много друзей вовне, единомышленников, добровольных помощников, образующих вместе с педагогами коллектив воспитателей. Резко возрастают самоуправление и саморегуляция.
Для определения уровня сформированности воспитательной системы используют две группы критериев — факта и качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, сложилась воспитательная система или нет. Сюда включаются следующие показатели:
• упорядоченность жизнедеятельности школы;
• наличие единого школьного коллектива;
• концентрация педагогических усилий.
А группа критериев качества дает представление об уровне сформированности воспитательной системы и ее эффективности. Эта группа включает:
• степень приближенности к поставленным целям, реализацию педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
• стиль отношений, самочувствие ученика, его социальную защищенность;
• уровень воспитанности учащихся, чувство собственного достоинства.
Данные критерии конкретизируются относительно той или иной воспитательной системы школы.
В современном мире существует большое многообразие школьных воспитательных систем. Различным школам соответствуют разнообразные системы. Путем сопоставительного анализа возможно определить, чем отличаются системы друг от друга и что у них общего.
1. В основе каждой воспитательной системы есть своя научно обоснованная идея. Однако идеи различны и различны их обоснования.
2. Каждая школа ориентирована на развитие личности ребенка, но содержание, пути и средства достижения цели различны.
3. Воспитательная система определяет специфическую для нее системообразующую деятельность, но все они в различных воспитательных системах разные.
4. Каждая школьная воспитательная система находит свойственную ей связь с окружающей средой.
5. Межвозрастное сотрудничество, присущее каждой воспитательной системе, складывается в разнообразных видах совместной деятельности детей, детей и взрослых.
Это основные признаки, которые характеризуют каждую воспитательную систему школы.
Задание
Проанализируйте педагогическую ситуацию:
Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал:
Не буду, и всё!
Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал:
|
|