Подберите педагогическую литературу по индивидуальному подходу, изучите ее и сформулируйте педагогические рекомендации индивидуального подхода к учащимся в учебном процессе. Необходимость реализации принципа индивидуального подхода связано с объективно существующими противоречиями между общими для всех учащимися целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ученика, между коллективным характером обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала, между фронтальным изложением материала учителем и индивидуальных особенностей обучающегося: восприятия, памяти, которые определяются индивидуальным характером его освоения. В практической деятельности эти противоречия выражаются в том, что запланированный учителем материал урока для одних детей может оказаться недостаточным, для других недостаточно большим, а для третьих оптимальным. Индивидуальный подход и позволяет устранить эти трудности в учении для каждого ребенка.
В процессе реализации принципа индивидуального подхода необходимо учитывать следующие индивидуально-психологические особенности:
1) реальный запас знаний, умений и навыков учащегося;
2) уровень психического развития ребенка;
3) особенности познавательной деятельности учащегося;
4) готовность ребенка к обучению.
Индивидуальный подход к слабоуспевающим ученикам.
Слабоуспевающие ученики имеют невысокий уровень развития, они не владеют способами интеллектуальной деятельности, то есть не умеют выделять главного, не умеют сравнивать по определенным основаниям, не умеют обобщать и делать выводы, поэтому индивидуальный подход к этим детям должен быть связан с расширением общего кругозора ребенка и с формированием у этих детей способов интеллектуальной деятельности. Эту работу учитель должен проводить в союзе с родителями, кроме того он должен стремиться создавать для этих детей ситуацию успеха. С помощью таких ситуаций учитель помогает ученику постепенно выравниваться в учебной деятельности и становиться хорошо успевающим учеником.
Задание
Опишите свое отношение к нижеприведенным педагогическим взглядам.
«В то время как во всем мире делят детей на способных и неспособных, создают специальные классы выравнивания, собирая в них отстающих, создают специальные классы для талантливых; в то время, когда наша советская школьная страна при молчаливой поддержке общественности сползает в пропасть, из которой никогда не выбраться – в пропасть деления детей по способностям, – в Швеции пришли к однозначному выбору: детей нельзя делить по способностям. Ни на каком уровне!
В Швеции нет школ для одаренных математиков или гуманитариев – само существование таких школ признано вредным, потому что они оголяют все остальные и порождают неравенство… Опытом, подчеркивают, опытом, и при том многолетним, обнаружено, что дети учатся лучше, если за одной партой сидят умница и тупица, сын рабочего и сын министра».
Соловейчик С.Я. Я учусь в шведской школе//
Новое время. 1990. № 46. С. 40.
Я считаю, что деление всех детей на способных и неспособных является неравноправным. Поскольку каждый ребёнок индивидуален. И необходима специальная система работы с каждым учеником. Необходимо создание школ с углублённым изучением предметов, именно тех, к которым наибольший интерес проявляет ребёнок. Именно в такие школы и должны отдавать своих детей родители, чтобы там они развивались. А вот специальные классы для выравнивания также должны иметь место в школьной практике, но ребёнок должен в таком классе обучаться лишь до тех пор, пока не произойдёт это самое «выравнивание».
Задание
Изучите в педагогической литературе внеурочные формы обучения и разработайте программу факультатива по любому учебному предмету для начальной школы, предусмотрев в программе не только образовательные задачи, но и задачи по развитию мотивации учения, интереса к знаниям.
Общая информация по вопросу:
Учебный план школы предусматривает организацию всевозможных факультативов и куров по выбору. Они разрабатываются с учётом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Практика показывает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов как фермерство, экономика, электротехника и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботаники, второго иностранного языка, библиотечного дела, живописи, музыки, художественной гимнастики и др.
При отдельном пересечении факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.
Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания. Их основная задача – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учеников по факультативам добровольное, но состав остаётся стабильным в течение года (или двух лет).
Факультатив работает по определённой программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, образы книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).
Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом работы, проведённой учениками, и выставляется чаще всего в виде зачёта.
Задание
Как во внеурочные формы обучения включить нижеописанных учеников.
…есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямые. Но при этом требуется великое благоразумие и терпение.
На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой; большей частью эти ученики безнадежны.
…Нужно добиваться устранить у таких учеников, по крайней мере, упрямство. (Я. А. Коменский)
Общая информация к вопросу:
Главной или основной является классно – урочная форма обучения. Но кроме неё в современной школе используются и другие формы, называемые по – разному – вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д.
Вспомогательные формы дополняют и развивают классно – урочную деятельность учеников. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, кружковые занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учеников и др. Иногда к внеклассным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных участках, труд в мастерских, походы по родному краю, физкультурные соревнования и т.д.
Задание
Изучите педагогическую и психологическую литературу по развитию положительной мотивации учения у младших школьников. Разработайте основные средства, способствующие развитию учебного и познавательного интереса у младших школьников.
|