Изучите педагогическую литературу об использовании наглядности в учебном процессе и разработайте урок по любому учебному предмету с использованием наглядности. Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект. В связи с этим, рассмотрим ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании средств наглядности: 1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся.
2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока. 3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций. 4) Детально продумывать руководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т. п.). 5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.
6) Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
7) Необходимо рационально сочетать различные формы и методов сообщения учебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
Конспект урока по математике с использованием наглядности.
Тема урока:
· Решение задач. Решение уравнений. (Математика)
· Экономика, её отрасли. (Окружающий мир)
Основание цели урока:формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных и внутрипредметных связей.
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях.
Цели урока:
· закрепить умения детей решать задачи и уравнения;
· совершенствовать вычислительные навыки;
· обобщить и закрепить понятие «экономика», её отрасли и их взаимосвязь.
· развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
· развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
· воспитывать уважение к труду, патриотизм, чувства гордости за свою «малую родину»;
· воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах.
Оборудование: вырезанные и наклеенные на большие листы картона изображения электровоза и ярких вагонов разного цвета, карточки с буквами и числами, слова, называющие отрасли экономики.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы постараемся объединить свои знания по математике и знания по окружающему миру. На уроке мы закрепим наши умения в решении задач и уравнений. А о чем мы поговорим из области окружающего мира, вы узнаете, найдя значения данных выражений и расставив их в порядке возрастания:
(На доске написаны примеры и стоят карточки с различными вариантами ответов, с обратной стороны написаны буквы. Учащиеся, выходя к доске, решают пример, берут карточку с нужным ответом и выставляют их в линию, затем выстраивают их в порядке возрастания. Затем, перевернув карточки, читают получившееся слово).
23 + 7 =
|
| 72 + 8 =
|
| 90 – 40 =
| 20 – 5 =
|
| 19 + 7 =
|
| 38 – 20 =
| 66 + 4 =
|
| 80 – 6 =
|
| 50 – 8 =
| На доске:
–Что такое экономика? (это отношения, возникающие между покупателем и продавцом)
– Все, что мы покупаем и продаем – это и есть экономика.
– А за что мы все покупаем? (за деньги) т.е. за каждую вещь мы платим деньги.
– Значит это и есть товарно-денежные отношения.
– А от чего это зависит, что одни вещи стоят дороже, а другие дешевле? (от количества труда, вложенного в их производство)
– Все ли то, что производится можно считать товаром? (да)
– А произведения искусства, стихи и т.д.? (да)
– Почему?
– Может ли экономика существовать без математики? (нет)
– Правильно. Нет. Потому что математика – это основа экономики.
Все товарно-денежные отношения строятся на математике.
Не зная математики, мы не сможем правильно заплатить за товар, не сможем рассчитать, сколько нужно затратить материала и средств для производства какого-либо товара.
– На окружающем мире мы говорили, что все в жизни движется, ничто не стоит на месте. Вода движется в природе, планеты движутся, наука движется вперед, мы с вами движемся – растем. Вот и сегодня мы продвинемся еще немного вперед в своих знаниях, и поможет нам вот этот электровоз. (На доске картинка электровоза)
– Где выпускают такие электровозы? (на НЭВЗе)
– Правильно, на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
– Чьи родители принимают участие в производстве таких машин?
(Сообщения детей о своих родителях, работающих на заводе)
– У нашего электровоза есть несколько вагонов, но у них нет колес.
– Могут ли они двигаться без колес?
– Мы с вами сможем поставить на колеса все вагоны, если правильно выполним задания, и узнаем что же это за вагоны?
II. Задание. Решите задачу.
В октябре на НЭВЗе выпустили 13 электровозов, а в ноябре на 7 электровозов больше. Сколько электровозов выпустили на производстве за два месяца?
(Разбор задачи проводится коллективно с записью условия на доске, решение самостоятельно, с последующей взаимопроверкой).
Решение:
(17 – 7) + 17 = 26 (эл.) – всего.
Ответ: 26 электровозов выпустили на производстве за два месяца.
– К какой отрасли экономики относится производство электровозов?
(промышленность)
– Какие еще виды производств относятся к промышленности?
– Мы, верно, выполнили первое задание и можем поставить на колеса первый вагон. (На вагон прикрепляются колеса и название «промышленность»).
III. – Вы наверно догадались, что это за вагоны? (отрасли экономики)
– Поэтому, выполнив следующее задание, мы еще одной отрасли поможем «продолжить движение».
–Откройте учебник на стр.71 № 4. Прочитайте задание.
Даны условия:
Купили – 20 шт.
|
| Купили – ? шт.
| Израсходовали – 9 шт.
|
| Израсходовали – 9 шт.
| Осталось – ?
|
| Осталось – 11 шт.
| (Заслушав несколько задач, задание выполняется письменно, по вариантам, с последующей устной проверкой. В тетрадях записывается только решение).
– Чем похожи и чем отличаются эти задачи?
– Что можно сказать об этих задачах? (Обратные задачи)
– Что такое обратная задача?
– О какой отрасли экономики говорится в данной задаче? (о торговле)
(на вагон прикрепляются колеса и название «торговля»)
– Ребята, скажите, могли бы мы обойтись без этой отрасли экономики? –
- Почему?
Физкультминутка.
IV. Продолжим путешествовать по отраслям экономики.
Задание. На поле работало несколько комбайнов, к ним добавили еще 6 комбайнов. Сколько комбайнов стало на поле?
– Можно ли решить эту задачу?(нет, не все данные)
– Несколько это сколько? (неизвестно)
– Могу я обозначить это буквой? (да). Например, d.
– Если комбайнов добавилось 6, то каким действием я должна воспользоваться, чтобы найти сколько стало? (+)
– Что получилось? (буквенное выражение) d+6
– Так как d может принимать любые значения, выполните задание:
– Найдите, сколько комбайнов стало на поле:
I вариант – если d равно 25.
II вариант – если d равно 17. d (можно у доски)
Записи учащихся:
Если d = 25, то 25 + 6 = 31
Если d = 17, то 17 + 6 = 23
– О какой отрасли говорили? (сельское хозяйство). Чем занимается эта отрасль?
(На вагон прикрепляются колеса и название)
– Чем занимаются люди, работающие в этой отрасли?
V. – У нас два вагона осталось без колес. Продолжим работу.
– Какой большой спортивный объект открыли в нашем городе? (например, Ледовый дворец).
- На его строительстве работало 8 различных бригад. Когда добавили еще несколько, их стало работать 13. Сколько бригад добавилось?
(Коллективный разбор задачи)
– Можно ли записать решение уравнением?
– Что мы примем за Х?
8 + Х = 13 (Решение уравнения у доски с объяснением)
– О какой отрасли экономики говорится в задаче? (строительство)
(прикрепляются колеса и название)
VI.У нас остался всего один вагон без колес?
Может, догадались, какая это отрасль? (транспорт)
Задание. Найдите среди следующих записей уравнения и решите.
30+х 40
60-х = 20
32+ 8 = 40
45-5 = 40
80 – х
х – 8 = 10
(Решение уравнений с последующим объяснением с опорой на знание названий компонентов).
– Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое?
– Почему другие выражения не являются уравнениями?
– Итак, весь наш состав на колесах и может двигаться дальше.
– Если вдруг один вагон поломается, сможет ли наш состав благополучно двигаться дальше?
– А может ли четко работать экономика, без какой-либо отрасли?
– Почему? (Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны).
Итог урока.
– Мы повторили все отрасли экономики. В этих отраслях, трудятся тысячи людей различных профессий, и об этом мы поговорим на следующем уроке окружающего мира.
– Посмотрите на наш яркий состав? Очень хочется, чтоб и в жизни у нас было поменьше мрачных красок. Чтоб наша экономика четко работала. И наша жизнь становилась лучше день ото дня.
– Итак, а что мы с вами повторили сегодня на уроке математики?
– Что понравилось на уроке?
– О чем вы расскажите дома своим родителям?
Подведение итогов, оценивание.
Домашнее задание: стр.71, № 2, 3.
Можно также провести математический диктант вида «да», «нет»:
1. Сумма чисел 5 и 3 равна 9;
2. Если от 22 отнять 2, то получится 20;
3. Уменьшаемое 14, вычитаемое 7, разность 7;
4. Разность чисел 32 и 12, равна 20;
5. Первое слагаемое 6, второе 6, сумма 13;
6. Сумма чисел 50 и 10, равна 70;
7. Если к 12 прибавить 8, то получится 22;
8. 15 – это 9 и 6;
9. За числом 49 следует число 51;
10. Перед числом 40, стоит число 39.
Ответы: - + + + - - - + - +
Задание
|