Сформулируйте сущность понятий «метод», «прием», «средства» воспитания. Их взаимосвязь.
"Метод" воспитания
Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.
Предвосхищение воспитательного результата в сознании педагога создает предпосылки для мысленного конструирования пути (путей) достижения предполагаемого результата. Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение "знаю, чего хочу получить, знаю и как этого достичь".
Метод воспитания - это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.
Следовательно, метод выводится в процессе осознания поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мысленного анализа. По количеству, методов не может быть ни много, ни мало - ровно столько, сколько необходимо для программируемого результата, исходя из природы данного результата.
Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы взаимоотношения его с миром. Вся эта сложность добавляется традиционно укрепившемся смешением понятий "методы воспитания" и "методы воздействия". Говоря о первом, многие педагоги разумеют второе, сводят предполагаемый результат воспитания к конкретной сиюминутной реакции ребенка. Например, говорят: "Применил метод упражнения, когда организовывал правильное поведение ребенка", или "Я воспользовался убеждением, разъясняя детям значение нормативного поведения". Не отрицая, правомерность сказанного, отметим. Что сказанное относилось к методам воспитательного воздействия - отнюдь не к методам воспитания.
Если известны факторы воспитания, (а они нам известны), то, следовательно, остается произвести проекцию этих факторов на реальность воспитательного процесса и обозначить факторные (объективно обусловленные) влияния как способы воспитания личности. Разумеется, эти факторные влияния нуждаются в педагогической инструментовке. Конечно же, педагог не пассивно наблюдает, какое воздействие производят факторы формирования личности. Он задает им определенное направление (социально-ценностный вектор), сопровождая происходящее педагогическим комментарием, инициируя социально-ценнностную реакцию детей. Но зная факторы формирования, педагог уже знает и способы воспитания. Как садовник: зная то, что необходимо для высокой урожайности яблони, обеспечивает это необходимое, и его объективно обусловленные действия квалифицируются как методы взращивания плодовых деревьев.
Следовательно, если посмотреть на метод воспитания с точки зрения содержательного влияния, организуемого педагогом, то таковым выступает конструирование системы педагогических воздействий на детей в полном соответствии осмысленным основным факторам развития в формировании личности.
Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия детей со средой.
Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.
Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.
Посмотрим, как происходит учет трех факторов воспитания в школьной практике.
Обустраивается дом, в котором протекает воспитательный процесс. Его архитектура, дизайн, внутреннее расположение функционирующих помещений продумывается. Директор школы, как правило, участвует в обсуждении строительных проблем, и его голос не последний в принятии решений. Продумывается устройство школьного двора, сада, площадок. Планировка диктуется воспитательными задачами. Чистота, порядок, красота - основные характеристики предметной среды воспитательного учреждения. Но эту среду воспроизводят в дальнейшем дети, усилиями своими поддерживая порядок, чистоту, воссоздавая красоту.
В этом доме скоро складываются традиции, рождается психологический климат, совершаются события. Каждый из детей каким-то образом реагирует на данную, текущую перед ним жизнь, участвуя в ней, либо отстраняя ее себя от нее. Педагоги, выстраивая содержание школьной жизни, заботятся о том, чтобы в ней был значим каждый ребенок и чтобы каждый ребенок был субъектом жизни школьного дома.
Самая разнообразная деятельность организуется в школе - именно такое разнообразие вовлекает детей в разносторонние отношения к жизни. Если в ходе организованной педагогами деятельности формируются социально - культурные и психологически значимые ценностные отношения, то такого порядка деятельность способствует личностному развитию.
Педагоги школы постоянно апеллируют к сознанию детей, помогая осмыслить важное в жизни человека, раскрывая сущность того или ионго явления, участниками либо наблюдателями которого становятся дети, так чтобы постоянно развивалась способность ребенка осознавать свое "Я" в системе социальных отношений и процессе взаимодействия с действительностью.
Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана: 1) метод организации воспитывающей среды; 2) метод организации воспитывающей деятельности, то есть взаимодействия детей со средой; 3)метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни. Перечисленный методы носят факторный характер: обладают силой объективного, неотвратимого влияния на подрастающую личность. Иногда все эти методы называют методами организации жизни ребенка.
"Приём" воспитания
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.
Приемы воспитания это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение.
Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.
Существует различная классификация приемов воспитания. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими.
Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, то есть приемах общения педагога и учащихся. Ниже предлагаются некоторые приемы, разработанные нами совместно с Ю.С. Тюнниковым.
"Ролевая маска". Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
"Непрерывная эстафета мнений". Учащиеся "по цепочке" высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным являет ся само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.
"Самостимулирование". Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
"Импровизация на свободную тему". Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.
"Импровизация на заданную тему". Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие от приема "импровизация на свободную тему" учащиеся в данном случае поставлены в более творческие условия, причем учитель может постепенно поднимать "планку трудности".
"Обнажение противоречий". Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.
"Инструктирование". На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают "статус" всех его участников.
"Распределениеролей". Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
"Коррекция позиций". Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).
"Самоотстранение учителя". После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
"Распределение инициативы". Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации "задавленной инициативы", когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе.
"Обмен функциями". Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.
"Мизансцена". Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.
"Средства" воспитания
В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения (которые связаны с формированием поступков человека), убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции.
Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведения демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.
Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуются с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека).
По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные.
Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. Неосознанные средства воспитания: воспитуемый принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства делят на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, т.е. включают разные стороны личности воспитуемого.
К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они:
Задействуют такие виды научения как заражение, подражание и внушение, которые основаны на механизме викарного научения (например, воспитатель демонстрирует нужный образец поведения и обеспечивает полное и правильное его восприятие испытуемым).
Расширяют возможности воспитания.
Это единственно возможные средства на ранних этапах детского развития (когда ребенок еще не понимает речь).
Недостатками являются: персональная и временная ограниченность их применения (воспитатель может передать только то, чем обладает сам). Не всегда воспитатель может находиться в личном контакте с воспитуемым.
Достоинствами косвенных средств воспитания являются: разносторонность и длительность их воздействия на воспитуемого (книги, средства массовой информации, другие системы кодирования и передачи информации).
Недостатки косвенных средств воспитания:
Лишены живой эмоциональной силы (она есть при прямом воспитательном воздействии).
Возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного).
Осознанные средства воспитания являются управляемыми с заранее контролируемыми и предвидимыми результатами. К их недостаткам относят возрастные ограничения (они не применимы к детям раннего возраста и даже отчасти к младшим школьникам).
Неосознанные средства воспитания трудно оценить из-за недостаточной контролируемости сознанием. Они имеют место чаще, чем осознанные средства воспитания. Когнитивные воспитательные влияния в современных условиях являются основными, так как большинство ученых считают, что знания человека не только определяют его личность, но и его поведение.
Эмоциональные воспитательные влияния призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, которые облегчают или затрудняют принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции "открывают", а отрицательные "закрывают" воспитуемого от воспитательного воздействия воспитателя.
Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. В данном случае воспитуемый сначала совершает поступок и только потом осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.
Воспитательные воздействия наиболее эффективны, если они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности (т.е. включают когнитивные, эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия).
В последнее время широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Это, например, социально-психологический тренинг, основной целью которого является научить человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать деловые и личные проблемы, устанавливать нормальные, бесконфликтные и эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми.
Методы, приемы и средства воспитания
Методы воспитания - способы, пути решения задач воспитания.
Существует 5 методов воспитания: убеждение, упр-ие, пример, поощрение, наказание. 3 группы методов: 1.методы формирования познания (убеждение): объяснение, разъяснение, внушение. 2. методы организации деят-ти (упр-ие): упр-ие, приучение, поручение, 3.методы стимулирования (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.
Приемы воспитания - отдельное действие, напр-е на достижение цели (напр, создание эмоц настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на "вы" с учеником, когда ему делают замечание).
Средства воспитания - материальные предметы, пособия (игра, игрушки, ЭВМ, книги, спектакль).
Современные технологии: 1. Воздействуют на воспит-ка по трем направлениям -на сознание, чувства и поведение; 2. ед-во воспитания (внешнего пед воздействия) и самовоспитания личности; 3. Сот-во семьи и школы; 4. Воспитание через систему конкретных воспит-ых дел. Методы воспит-я.: рассказ, объяснение, беседа, упраж-е, приучение, соревнование, поощрение, наказание.
ВАРИАНТ ОТВЕТА 2
Методы — это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.
Кроме метода в воспитательной деятельности широко используются понятия «прием» и «средство». Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к применению на практике.
Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будят служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности. В качестве средств воспитательной деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от воспитателя, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы — это те пути, с помощью которых он это сделает.
Метод воспитания в живом педагогическом процессе расчленяется на составляющие его элементы, которые называются приемами воспитания. По отношению к методу приемы воспитания носят частный, подчиненный характер. Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т. д.) Коммунистическое воспитание характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью.
Задание
Оцените педагогическую значимость реплик учителя:
Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.
Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю:
«Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки». Эта похвала застала Колю врасплох… Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его: «Коля, бросай мне! Коля, бросай прямо в шапку!»
|