Вопрос 26: Раскрыть сущность методов воспитания и объяснить их классификацию
В педагогике встречаются различные и зачастую не совсем верные трактовки сущности методов воспитания. В одном педагогическом источнике под методом воспитания понимается «то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками, навыками и т. д.». В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Для более детального раскрытия сущности методов воспитания обратимся к структуре процесса формирования у учащихся личностных качеств. В общем виде в этой структуре выделяются: необходимость формирования у учащихся потребностно-мотивационной сферы; осмысление сущности, значения и способов проявления тех или иных качеств ;развитие соответствующих чувств, взглядов и убеждений, а также выработка навыков и привычек поведения. Все это требует применения методов организации познавательной деятельности учащихся и проведения разъяснительной работы, использования положительных образцов (примеров) проявления различных личностных качеств, а также соответствующих упражнений по выработке навыков и привычек в различных сферах деятельности и поведения. В то же время нельзя обойтись без коррекции поведения учащихся, что достигается с помощью таких методов воспитания, как одобрение, предъявление требований и др.
И. Ф. Харламов определяет методы воспитаниякак совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Приемы воспитания — частное проявление методов воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру, тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно. Например, эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении беседы; обращение на «вы», когда учитель дает замечание ученику и т. д.
Классификация методов воспитания — это построенная по определенному признаку система методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания.
Так, И. Ф. Харламов выделяет общие методы воспитания, устанавливая их определенную связь с формированием соответствующих структурных компонентов личностных качеств:
♦ убеждение;
♦ положительный пример;
♦ упражнение (приучение);
♦ одобрение;
♦ осуждение;
♦ требование;
♦ переключение на другие виды деятельности;
♦ контроль за поведением.
Однако названные общие методы воспитания в педагогическом процессе имеют специфический характер. Одни из них, в известной мере, играют определяющую роль в развитии и формировании личности, например, методы убеждения, положительного примера и упражнения (приучения), и в этом смысле их иногда называют основными. Другие же методы используются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения учащихся и выполняют вспомогательную, или регулятивно-коррекционную роль. К ним относятся: методы одобрения и осуждения, метод переключения учащихся на другие виды деятельности, метод требования и метод контроля. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский):
1. Методы формирования сознания (основаны на принципе единства сознания и поведения).
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (основаны на тезисе о формировании личности в деятельности).
3. Методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности.
Некоторые ученые выделяют методы самовоспитания (самоконтроль, самонаблюдение, самовнушение, самостимулирование и др.), методы контроля за эффективностью воспитания (наблюдение, беседа, опрос, диагностика, тренинг и др.). Все группы методов воспитания используются только комплексно.
Методы формирования сознания— это методы воздействия на сознание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.
Их функции:
♦ Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении в сознании школьников.
♦ Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей.
♦ Обобщение, анализ собственного опыта школьников.
♦ Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки. Основной инструмент — слово, сообщение и обсуждение информации. К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этическая беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения— это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации.
Основное понятие—воспитание в деятельности, которое проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться — все проходят роли исполнителей и организаторов.
Эта группа методов является ведущей; тесно связана с методами формирования сознания. Основная функция—выработка умений и привычек правильного поведения.
Группа методов организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др.
Методы стимулирования—это методы побуждения к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.
В эту группу входят: поощрение, наказание, соревнование, «взрыв», принуждение, метод естественных последствий.
К основным методам контроляза эффективностью воспитания относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
К условиям воспитания относятся материальные, психо-физические, санитарно-гигиенические условия, а также отношения, складывающиеся в классе. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства, которые в педагогической практике называют педагогическими ситуациями, а для их решения учитель применяет оптимальное сочетание методов воспитания.
Выбор методов воспитания—высокое искусство, опирающееся на науку. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Одни и те же задачи могут быль наполнены различным смыслом, поэтому важно правильно увязать методы воспитания не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.
Вопрос 27: Охарактеризовать методы формирования сознания учащихся
Значение методов формирования сознания в воспитании возрастает по мере созревания у учащихся внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора, углублении самосознания.
В процессе применения этой группы методов расширяется нравственное сознание, развивается нравственное мышление школьников; педагог получает диагностическую информацию о степени сформированности у них смысловых нравственных ориентиров поведения.
Методы формирования сознания— это методы воздействия на сознание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.
Их синонимичное название—методы убеждения, так как главное их назначение — формирование устойчивых убеждений.
Функции методов формирования сознания:
♦ формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении;
♦ формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;
♦ обобщение, анализ собственного опыта школьников;
♦ трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки. Основной инструмент— слово, сообщение и обсуждение информации; убеждать нужно и делом, и словом.
Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, примеры, эпизоды, практическая деятельность.
К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этическая беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др. Дадим краткую характеристику некоторым из них.
Рассказ на этическую тему — это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.
Функции — служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании.
Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллюстрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др.
Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон — воспитателя и воспитанника. Цель этической беседы — формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая бeceда состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения (преимущественно проблемного характера). Предметом для этической беседы могут быть нравственные, социальные, этические и другие проблемы.
Требования: интересное содержание, проблемный характер, возможность высказать свое мнение, живой разговор и др.
Лекция — это систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Темы лекций — социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы. Лекция проводится в старших классах. От рассказа лекция отличается большей продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его истории и установлением связей между явлениями. Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убедительность, логичность и др.
Диспут — это спор с целью выработки правильных суждений и установок, обучение умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должны стать получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. Одно из условий — не требовать единого решения и не делать никаких общих выводов.
Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на группу или отдельных воспитанников. Функции: сформировать или закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных приемов при сниженной критичности личности и известном доверии к внушающему.
Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Функции—иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы; подражание подростков носит избирательный характер; в юношеском возрасте примером служит конкретное лицо или собирательный образ. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством и т. д. Нередко массовая культура несет отрицательное воздействие на детей. Важно окружить ребенка положительными примерами для подражания. Существенна и сила положительного воздействия педагога, когда между словом и делом нет расхождений. Пример можно отнести и к методам формирования опыта поведения, так как он может служить действенным образцом в нравственном поведении.
Вопрос 28: Охарактеризовать методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения являются ведущими в классификации методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский) и тесно связаны с методами формирования сознания, так как только по конкретным действиям, поведению ученика можно судить о степени сформированное™ его нравственного сознания, об уровне его воспитанности. Основное понятие — воспитание в деятельности — проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться — все проходят роли исполнителей и организаторов.
Таким образом, методы организации деятельности и формирования опыта поведения— это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации.
Их синонимичное название — методы приучения, методы упражнения (по названию ведущих методов воспитания этой группы).
Средства упражнения — сохранение порядка обучения, исполнение познавательных задач, исполнение задач деятельности (труд), общественное поручение, отношения, игра и др.
Основная функция методов организации деятельности и формирования опыта поведения — выработка умений и привычек правильного поведения.
Группа методов организации деятельности и формирования опыта и поведения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др. Дадим характеристику основным из них.
Приучение—это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Приучение эффективно на ран этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.
Упражнение—это многократное повторение, совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Психолог Л. И. Божович отмечала: «Качества личности нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике». Упражнение опирается на приучение и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности (участие в КТД). Результат упражнения — устойчивые качества личности: навыки и привычки.
Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания: патриотизма, дисциплинированности, культуры поведения на занятиях и переменах, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т. д. Многие недочеты в работе и поведении учащихся, которые наблюдаются в школах, зачастую являются следствием неумелого использования метода упражнений (приучения) в процессе воспитания.
Организация упражнений по формированию у учащихся личностных качеств включает в себя следующие приемы:
♦ постановку воспитательной задачи по выработке соответствующих навыков и привычек поведения;
♦ разъяснение способов деятельности и вооружение их знаниями о вырабатываемом качестве;
♦ практический показ этих способов (действий);
♦ побуждение учащихся к первоначальному воспроизведению показанных способов (действий);
♦ последующую тренировочную деятельность по закреплению и совершенствованию формируемых навыков поведения (действий);
♦ предъявление требований к учащимся по соблюдению правил поведения;
♦ напоминание и контроль за поведением.
Условия эффективности: система упражнений; доступность и посильность; частота повторений; контроль и коррекция; учет личностных качеств; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений и т. д.
Педагогическое требование — это предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, реальная задача, конкретное указание к выполнению какого-либо действия.
По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.
Поручение — с помощью этого метода детей приучают к положительным поступкам, развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные. Применение поручения воспитывает у детей ответственность, дисциплинированность, нравственные качества.
Общественное мнение — это выражение группового требования. Это совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общественности к различным событиям и явлениям окружающей действительности. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.
Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом.
Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.
Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования сознания, методами стимулирования. Только комплексное использование методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития учащихся и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.
|