Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вопрос 26: Раскрыть сущность методов воспитания и объяснить их классификацию

 

В педагогике встречаются различные и зачастую не совсем верные трактовки сущности методов воспитания. В одном педагогическом источнике под методом воспитания понимается «то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми мо­ральными убеждениями, нравственными привычками, навыками и т. д.». В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность спосо­бов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Для более детального раскрытия сущности методов воспитания обратимся к структуре процесса формирования у учащихся личностных качеств. В общем виде в этой структуре выделяются: необходимость формирования у учащихся потребностно-мотивационной сферы; осмысление сущности, значения и спо­собов проявления тех или иных качеств ;развитие соответствующих чувств, взглядов и убеждений, а также выработка навыков и привычек поведения. Все это требует применения методов организации познавательной деятель­ности учащихся и проведения разъяснительной работы, использования поло­жительных образцов (примеров) проявления различных личностных качеств, а также соответствующих упражнений по выработке навыков и привычек в различных сферах деятельности и поведения. В то же время нельзя обой­тись без коррекции поведения учащихся, что достигается с помощью таких методов воспитания, как одобрение, предъявление требований и др.

И. Ф. Харламов определяет методы воспитаниякак совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек по­ведения, его корректировки и совершенствования.



Приемы воспитания — частное проявление методов воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру, тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно. Например, эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении бе­седы; обращение на «вы», когда учитель дает замечание ученику и т. д.

Классификация методов воспитания — это построенная по определен­ному признаку система методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания.

Так, И. Ф. Харламов выделяет общие методы воспитания, устанавли­вая их определенную связь с формированием соответствующих структур­ных компонентов личностных качеств:

♦ убеждение;

♦ положительный пример;

♦ упражнение (приучение);

♦ одобрение;

♦ осуждение;

♦ требование;

♦ переключение на другие виды деятельности;

♦ контроль за поведением.

Однако названные общие методы воспитания в педагогическом про­цессе имеют специфический характер. Одни из них, в известной мере, иг­рают определяющую роль в развитии и формировании личности, например, методы убеждения, положительного примера и упражнения (приучения), и в этом смысле их иногда называют основными. Другие же методы исполь­зуются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения учащихся и выполняют вспомогательную, или регулятивно-коррекционную роль. К ним относятся: методы одобрения и осуждения, метод переключения учащихся на другие виды деятельности, метод требования и метод контроля. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский):

1. Методы формирования сознания (основаны на принципе единства
сознания и поведения).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (основаны на тезисе о формировании личности в деятельности).

3. Методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности.

Некоторые ученые выделяют методы самовоспитания (самоконтроль, са­монаблюдение, самовнушение, самостимулирование и др.), методы контроля за эффективностью воспитания (наблюдение, беседа, опрос, диагностика, тре­нинг и др.). Все группы методов воспитания используются только комплексно.

Методы формирования сознания— это методы воздействия на со­знание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взгля­дов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.

Их функции:

♦ Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о мо­рали, труде, общении в сознании школьников.

♦ Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей.

♦ Обобщение, анализ собственного опыта школьников.

♦ Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.
Основной инструмент — слово, сообщение и обсуждение информации. К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этиче­ская беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.

Методы организации деятельности и формирования опыта пове­дения— это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации.

Основное понятие—воспитание в деятельности, которое проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться — все проходят роли исполнителей и организаторов.

Эта группа методов является ведущей; тесно связана с методами фор­мирования сознания. Основная функция—выработка умений и привычек правильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта пове­дения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспи­тывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др.

Методы стимулирования—это методы побуждения к социально одоб­ряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, выз­ванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.

В эту группу входят: поощрение, наказание, соревнование, «взрыв», принуждение, метод естественных последствий.

К основным методам контроляза эффективностью воспитания относят­ся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выяв­ление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов об­щественно полезной деятельности, деятельности органов ученического само­управления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

К условиям воспитания относятся материальные, психо-физические, са­нитарно-гигиенические условия, а также отношения, складывающиеся в клас­се. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства, которые в педагоги­ческой практике называют педагогическими ситуациями, а для их решения учитель применяет оптимальное сочетание методов воспитания.

Выбор методов воспитания—высокое искусство, опирающееся на на­уку. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индиви­дуальных особенностей учащихся. Одни и те же задачи могут быль напол­нены различным смыслом, поэтому важно правильно увязать методы вос­питания не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.

Вопрос 27: Охарактеризовать методы формирования сознания учащихся

 

Значение методов формирования сознания в воспитании возрастает по мере созревания у учащихся внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора, углублении самосознания.

В процессе применения этой группы методов расширяется нравствен­ное сознание, развивается нравственное мышление школьников; педагог получает диагностическую информацию о степени сформированности у них смысловых нравственных ориентиров поведения.

Методы формирования сознания— это методы воздействия на со­знание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взгля­дов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.

Их синонимичное названиеметоды убеждения, так как главное их на­значение — формирование устойчивых убеждений.

Функции методов формирования сознания:

♦ формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о мо­рали, труде, общении;

♦ формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;

♦ обобщение, анализ собственного опыта школьников;

♦ трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.
Основной инструмент— слово, сообщение и обсуждение информа­ции; убеждать нужно и делом, и словом.

Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, примеры, эпизоды, практическая деятельность.

К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этиче­ская беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Рассказ на этическую тему — это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

Функции — служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании.

Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллюстрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др.

Этическая беседа — метод систематического и последовательного об­суждения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон — воспитателя и воспитанника. Цель этической беседы — форми­рование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая бeceда состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки воп­росов для обсуждения (преимущественно проблемного характера). Предметом для этической беседы могут быть нравственные, социальные, этические и другие проблемы.

Требования: интересное содержание, проблемный характер, возмож­ность высказать свое мнение, живой разговор и др.

Лекция — это систематизированное изложение проблемы в моноло­гической форме. Темы лекций — социальная жизнь, нравственные, эсте­тические проблемы. Лекция проводится в старших классах. От рассказа лекция отличается большей продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его истории и установлением связей между явле­ниями. Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убе­дительность, логичность и др.

Диспут — это спор с целью выработки правильных суждений и уста­новок, обучение умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеж­дать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулиро­вать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсужде­ния должны стать получение и осмысление информации, самостоятель­ное размышление и выбор. Одно из условий — не требовать единого ре­шения и не делать никаких общих выводов.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на группу или отдельных воспитанников. Функции: сформировать или закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных приемов при сни­женной критичности личности и известном доверии к внушающему.

Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Функции—иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы; подражание под­ростков носит избирательный характер; в юношеском возрасте примером служит конкретное лицо или собирательный образ. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством и т. д. Нередко массовая культура несет отрицательное воздействие на детей. Важно окружить ребенка поло­жительными примерами для подражания. Существенна и сила положитель­ного воздействия педагога, когда между словом и делом нет расхождений. Пример можно отнести и к методам формирования опыта поведения, так как он может служить действенным образцом в нравственном поведении.

Вопрос 28: Охарактеризовать методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

 

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения являются ведущими в классификации методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский) и тесно связаны с методами формирования сознания, так как только по конкретным дей­ствиям, поведению ученика можно судить о степени сформированное™ его нравственного сознания, об уровне его воспитанности. Основное по­нятие — воспитание в деятельности — проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанни­ков. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны ме­няться — все проходят роли исполнителей и организаторов.

Таким образом, методы организации деятельности и формиро­вания опыта поведения— это пути выделения, закрепления и форми­рования в опыте детей положительных способов, форм поведения и нрав­ственной мотивации.

Их синонимичное название — методы приучения, методы упражнения (по названию ведущих методов воспитания этой группы).

Средства упражнения — сохранение порядка обучения, исполнение познавательных задач, исполнение задач деятельности (труд), общественное поручение, отношения, игра и др.

Основная функция методов организации деятельности и формирования опыта поведения — выработка умений и привычек правильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта и поведения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др. Дадим характеристику основным из них.

Приучение—это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Приучение эффективно на ран этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение—это многократное повторение, совершенствование спо­собов действий как устойчивой основы поведения. Психолог Л. И. Божович отмечала: «Качества личности нельзя воспитывать только путем убежде­ний, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведе­ния надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифме­тике». Упражнение опирается на приучение и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности (участие в КТД). Результат упраж­нения — устойчивые качества личности: навыки и привычки.

Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания: патри­отизма, дисциплинированности, культуры поведения на занятиях и переме­нах, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т. д. Многие недочеты в работе и поведении учащихся, которые наблюдаются в шко­лах, зачастую являются следствием неумелого использования метода уп­ражнений (приучения) в процессе воспитания.

Организация упражнений по формированию у учащихся личностных качеств включает в себя следующие приемы:

♦ постановку воспитательной задачи по выработке соответствующих
навыков и привычек поведения;

♦ разъяснение способов деятельности и вооружение их знаниями о вырабатываемом качестве;

♦ практический показ этих способов (действий);

♦ побуждение учащихся к первоначальному воспроизведению показанных способов (действий);

♦ последующую тренировочную деятельность по закреплению и со­вершенствованию формируемых навыков поведения (действий);

♦ предъявление требований к учащимся по соблюдению правил поведения;

♦ напоминание и контроль за поведением.

Условия эффективности: система упражнений; доступность и посильность; частота повторений; контроль и коррекция; учет личностных качеств; сочета­ние индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений и т. д.

Педагогическое требование — это предъявление требований к вы­полнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, при­нятых в обществе. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, реальная задача, конкретное указание к выпол­нению какого-либо действия.

По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интере­сам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Поручение — с помощью этого метода детей приучают к положительным поступкам, развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные. Применение поручения воспитывает у детей ответственность, дисциплинированность, нравственные качества.

Общественное мнение — это выражение группового требования. Это совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общественности к различным событиям и явлениям окружающей действительности. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.

Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом.

Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы
поведения, ценности.

Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования
сознания, методами стимулирования. Только комплексное использование
методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития учащихся и действенного формирования
у них положительных свойств и качеств.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.