Вопрос 14: Определить сущность закономерностей и принципов обучения. Охарактеризовать принципы обучения
Воспитание в его широком смысле, как уже отмечалось, органически включает в себя и обучение, хотя оно выступает как его специфическая часть. Естественно, что закономерности, относящиеся к воспитанию в целом, относятся и к его части — обучению. В самом деле, обучение, как и воспитание, носит деятельностный характер, его эффективное осуществление происходит только при условии, если у учащихся сформирована потребностно-мотивационная сфера, стимулирующая их познавательную активность; в процессе обучения необходимо проявлять к учащимся гуманное, уважительное отношение в сочетании с тактичной требовательностью, в обучении следует помогать учащимся добиваться успехов, раскрывать положительные качества и опираться на них, развивать склонности и способности и т. д. Соблюдение этих закономерностей создает педагогические предпосылки для продуктивной учебной работы учащихся.
Однако поскольку обучение — процесс специфический, он имеет свои особые дидактические закономерности:
♦ Обучающая деятельность преподавателя носит и воспитывающий характер.
♦ Зависимость между взаимодействием педагога с учеником и результатом обучения.
♦ Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического повторения изученного.
♦ Обучение происходит только при активной деятельности учащихся.
♦ Соответствие целей ученика целям учителя.
Целесообразно изучить взаимосвязь законов, закономерностей и принципов обучения.
Первые попытки обоснования дидактических принципов были предприняты Я. А. Коменским, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци. Они выдвигали один ведущий принцип и на его основе строили всю систему принципов. А. Дистервег, К. Д. Ушинский также придавали большое значение принципам обучения. Используя отдельные дидактические принципы, современная дидактика дает им подлинно научное обоснование и разрабатывает новые принципы. В современной дидактике принципы обученияпонимаются как исходные теоретические положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика. Это норма дидактического поведения учителя.
История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, то есть принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, но появляются новые. Пока еще в дидактике отсутствует единое мнение ученых относительно количества и самого названия принципов. Хотя они выражают понимание одних и тех же закономерностей. Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса. Перечислим общепринятые в отечественной педагогике принципы обучения:
1) принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; 2) принцип научности; 3) принцип систематичности и последовательности; 4) принцип наглядности; 5) принцип доступности обучения; 6) принцип прочности результатов обучения; 7) принцип связи обучения с жизнью, с практикой; 8) принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы; 9) принцип сознательности и активности учащихся; 10) принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и др.
Принцип развивающего и воспитывающего характераобучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только системы знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип научноститребует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.
Принцип связи обучения с практикойпредусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
Принцип систематичности и последовательностипредполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения в целом. Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок—это логическое продолжение предыдущего как по содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
Принцип доступноститребует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
Принцип наглядности— один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически работать, через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.
Принцип сознательности и активности учащихсяв обучении—один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которому обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Принцип прочноститребует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, становились частью их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работыозначает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях по интересам и т. д.
Принципы могут стать руководством для педагога только тогда, если они будут представлены в определенной системе и будут охватывать все стороны и этапы процесса обучения, поэтому сегодня одна из главных задач дидактики — представить принципы в определенной системе. Все современные принципы объединяются вокруг принципа природосообразности, обоснованного еще Я. А. Коменским.
Попытка систематизации принципов обучения была проделана профессором А. М. Даниловым. Он предлагал рассматривать принципы в тесном взаимодействии. Так, принцип научности следует рассматривать не сам по себе, а в единстве с принципом доступности. В такой совокупности принцип отражает сложность и противоречивость самого процесса обучения. В таком же сочетании и с таким же принципиальным подходом сгруппированы и другие принципы.
Принципы выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать, а являются руководством к действию через правила.
Вопрос 15: Раскрыть сущность методов и приемов обучения. Изложить подходы к классификации методов обучения
Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.
Слово «метод» греческого происхождения и в переводе на русский язык означает «путь, способ исследования или познания; путь продвижения к истине». Метод— это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения— это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю. К. Бабанский); «под методамипонимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И. П. Подласый); «методы обучения— это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» (В. А. Сластенин); «методы обучения— это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения»
Методу обучения можно дать и такое определение—это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения — это способ организации учебно-познавательной деятельности. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, педагог должен профессионально владеть методами деятельности. Методы обучения должны способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, должны быть правильно подобраны, не допускать перегрузки учащихся на уроке.
В методе обучения находят, таким образом, воплощение особенности Работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а также способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога, совокупностью различных особенностей учащихся и условиями протекания учебного процесса.
Прием обучения— это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, запись учащимися базовых понятий, прием сравнения и т. п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.
Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот (метод — в прием, прием — в метод), вызванные спецификой обучения.
В педагогике проблема разработки методов обучения и воспитания и их классификации выступает как одна из основных. Мы отвечаем на «вечный» дидактический вопрос: «Как при разумном использовании возможностей детей достичь максимально возможного усвоения ЗУНов, способов мышления и деятельности?»
В связи с тем, что методы обучения имеют много сторон, их можно группировать в системы. Классификация методов обучения является одной из самых острых проблем в современной дидактике. Известны десятки классификации. Наличие различных точек зрения на эту проблему отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения.
В связи с тем что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система.
В практической деятельности учителя сочетают все классификации методов обучения — они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.
Вот наиболее разработанные из них:
♦ Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе и др. считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники,из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов:
а) словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, диспут);
б) наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);
в) практические (опыты, упражнения, учебно-производственный труд).
Эта классификация считается традиционной. Она основана на издавна существующих трех источниках: практике, наглядности, слове. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.
♦ И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин разрабатывали методы обучения исходя из характера учебно-познавательной деятельностиучащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т. д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
♦ Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы, которые, в свою очередь, могут быть подразделены на входящие в них отдельные методы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (по источнику: словесные, наглядные, практические; по логике: индукция, дедукция; по типу мышления: репродуктивные, проблемно- поисковые; по управлению: методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.);
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования и мотивации интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные стимулы; методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении: поощрение, порицание, предъявление требований);
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля).
♦ М. А. Данилов и Б. П. Есипов подразделяют методы в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения:
а) методы приобретения новых знаний (устное изложение, показ, самостоятельная работа и др.);
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике (самостоятельная работа, показ, упражнения, игры и др.);
в) методы по применению знаний на практике (практическая работа, самостоятельная работа и др.);
г) методы закрепления (обсуждение, дискуссия, упражнения и др.);
д) методы творческой деятельности;
е) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения.
♦ Есть классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, инструктивно- практические и репродуктивно-практические, объяснительно-побуждающие и частично-поисковые, побуждающие и поисковые (М. И. Махмутов).
Различные точки зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Все более четко обозначается многосторонний и комплексный подход к характеристике их сущности.
Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону деятельности учителя. При выборе методов обучения следует руководствоваться такими критериями:
♦ соответствие целям и задачам развития;
♦ соответствие содержанию урока;
♦ соответствие реальным учебным возможностям школьника;
♦ соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
♦ соответствие возможностям самих учителей.
Все названные классификации не лишены недостатков и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства.
Методы обучения выполняют свои функции в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.
|