Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вопрос 24: Раскрыть сущность понятий «воспитание», «самовоспитание» и «перевоспитание». Объяснить взаимосвязь между ними

 

Воспитание— это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданских, политических, морально-психологических и физиче­ских качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предложен­ными обществом социальными и педагогическими требованиями. В широ­ком смысле слова понятие «воспитание» охватывает весь процесс подготовки подрастающего поколения к жизни, включая образование и обучение.

Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспита­ния должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание— это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, веду­щая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет вос­питать человека, если он сам себя не воспитывает» (В. А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания — разбудить внутренние силы ученика и на­править их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся.

Для решения этих задач используются следующие средства: сообще­ние знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приемы самовоспитания: самоанализ, саморегу­ляция, самооценка, самоконтроль и др. Широко известны системы ауто­тренинга, соединяющие в себе психологические и религиозно-философ­ские элементы самосовершенствования.

Самовоспитание может иметь следующую структуру: проявление по­требности, стремления к самосовершенствованию; самоанализ; самооценка; составление плана действий; деятельность по осуществлению плана; приме­нение методов, приемов, средств самоизменения: самовнушение, самопоощ­рение, самонаказание; самоприказ; самоконтроль и др.; и снова деятельность.



Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование Я-концепции личности. Под последней понимается система представлений личности о себе, образ «Я», на основе которого строится взаимодействие с другими и отношение к себе. Воспитание в школе и в семье должно слу­жить формированию позитивной Я-концепции.

Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание,понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противореча­щих этическим нормам и другим требованиям общества. К понятию «пере­воспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежи­тию, в том числе о противоправных деяниях. А. С. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные чело­веческие условия. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В перевоспитании нуждаются ученики (называемые трудными), имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в уче­бе. Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и (или) школьном воспитании, влияние малых социальных групп.

Процесс перевоспитания строится по такому алгоритму: установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формулирование про­блем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на пере­стройку сложившихся стереотипов поведения, активизация сознания и де­ятельности ребенка в учебе, досуге, применение системы требований, по­ощрение, наказание, стимулирование, контроль.

Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважения его инди­видуальности, учета истории его становления, развития, принцип опоры на положительные качества ребенка.

 

Вопрос 25: Определить сущность закономерностей и принципов воспитания. Охарактеризовать принципы воспитания

 

В педагогическом принципе как теоретическом обобщении отражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, законо­мерные связи, зависимости организации учебно-воспитательного процесса, а также педагогическое руководство познавательной, трудовой, творче­ской, игровой и другими деятельностями детей.

Закономерности воспитательного процесса обусловлены закономер­ностями воспитания как общественного явления, а также закономерно­стями развития личности.

Это важнейшие общие закономерности:

♦ Зависимость воспитания от совокупности объективных и субъек­тивных факторов общественной среды.

♦ Единство целей, содержания и методов воспитания.

♦ Единство обучения и воспитания.

Более частные закономерности:

♦ Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в де­ятельность.

♦ Воспитание есть стимулирование активности формируемой лично­сти в организуемой деятельности.

♦ В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм
и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.

♦ В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися пер­спективы их роста.

♦ В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на поло­жительные качества учащихся.

♦ В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
особенности учащихся.

♦ Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

♦ В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласо­ванности усилий учителей, семьи и общественных организаций.

Достаточно обоснованные теоретические закономерности становятся принципами практической деятельности.

Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Они отражают закономерности воспи­тания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс вос­питания. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспи­тания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными.

Например, авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов воспитания, которая служит развитию способностей детей.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систе­матическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы.

Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, или таких, осуществление ко­торых можно отложить на завтра.

Вместе с тем принципы воспитания—это не готовые рецепты, а тем более, не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специ­альных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования прин­ципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составля­ют систему. Существовало и существует много систем воспитания. И ес­тественно характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отече­ственная система воспитания руководствуется следующими принципами:

♦ принцип гуманизма;

♦ личностный подход;

♦ принцип веры в ребенка;

♦ принцип сотрудничества;

♦ принцип включения личности в значимую деятельность;

♦ связь воспитания с жизнью, трудом;

♦ общественная направленность воспитания;

♦ принцип сочетания педагогического управления с развитием ини­циативы и самостоятельности воспитанников;

♦ принцип сочетания уважения и требовательности к личности ребенка;

♦ опора на положительное в воспитании;

♦ принцип согласованности педагогических усилий школы, семьи и об­щественности;

♦ принцип воспитания в коллективе и через коллектив (сочетания пря­мых и параллельных педагогических действий) и др.

На первое место можно поставить принцип гуманизмав воспита­нии. Человек (ученик) является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и осо­бенностями.

Принцип личностного подходаутверждает, что воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают такие важные для воспитания характеристики, как направленность лич­ности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип веры в ребенка(оптимистическая гипотеза) реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказаний помощи ребенку, в его самоутверждении в жизни, самовыражении.

Принцип сотрудничества педагога с детьмине приемлет привыч­ные модели воспитания (типа «кнут и пряник»). Главное в этом принци­пе — взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к опре­деленным целям.

Принцип включения личности в значимую деятельность.Задача учителя — совместно с учащимися разработать такие виды и формы зна­чимой деятельности, при которых каждый ученик чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.

Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи вос­питания с жизнью и производственной практикой.Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущи­ми событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческо­го материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пре­делами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

Принцип общественной направленности воспитания.Воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой, благо­приятной жизни. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность вос­питателей на формирование социально ориентированного типа личности.

Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость прин­ципа сочетания педагогического управления с развитием инициати­вы и самостоятельности воспитанников.Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творче­ство. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспи­тание детей. Необходимым условием развития инициативы и самостоя­тельности школьников является развитие самоуправления.

Важнейший принцип организации детской деятельности — уважениек личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная тре­бовательность всегда себя оправдывает.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положитель­ноев человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Замечено, что даже у самых трудных ребят есть стрем­ление к нравственному самосовершенствованию, которое можно поддер­жать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие поры­вы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвы­шения личности.

Успешная реализация принципов единства требований и уважения к лич­ности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще од­ного принципа—согласованности требований школы, семьи и обществен­ности.Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанни­ков имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.Сущность его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. На фоне педагогических требований воспитателя в раз­витом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет ре­гулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений.

Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2020 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.