Вопрос 6: Раскрыть сущность личностно ориентированного подхода в образовании
Академик В. В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое начальное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свернута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям».
Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к традиционной школе (не только начальной, но и полной средней), причем не только к прошлому, но и, увы, к настоящему времени. Принципиальных изменений в учебном процессе массовой школы не произошло.
Более того, современная социальная ситуация, в которой оказался учитель, непомерные учебные нагрузки, социальная незащищенность и другие негативные социальные факторы не стимулируют творческий поиск учителя, а провоцируют использование привычных способов работы, требующих подготовки собственного монолога, нескольких контрольных вопросов для закрепления нового материала и тренировочных упражнений для учащихся.
При объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задается учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий.
Следовательно, развитие интеллекта школьников, их творческого потенциала, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основах.
Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности. Сущность личностно ориентированного педагогического процесса, по мнению многих ученых, состоит в создании природосообразных условий саморазвития индивидуальности, субъектности человека. В соответствии с современной социокультурной ситуацией, культуросообразная цель современного педагогического процесса определяется исследователями как развитие человека — субъекта собственной стратегии жизни. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремятся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Личностно ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника. Личностно ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъектов культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). Говоря о необходимости последовательной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо иметь в виду целостную личность ребенка с его эмоциональной, духовной сферой.
Личностно ориентированные технологии направлены на индивидуальное развитие учащегося. Индивидуальное развитие—это совместный поиск путей выявления индивидуальности ученика, учет его особенностей и способностей, постоянное психологическое сопровождение, возможность выбора различных направлений обучения, кропотливая работа по формированию соответствующей мотивации, развитию общественных интересов каждого ребенка.
Личностно ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики. По своей сути предполагает ориентацию учебно-воспитательного процесса на личность учеников, их интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств. При личностно ориентированном подходе в образовании абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.
Личностно ориентированное обучение должно опираться на:
♦ уровень обученности в данной области знания и степень общего раз вития, культуры, т. е. ранее приобретенный опыт;
♦ особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу);
♦ особенности характера, темперамента.
Если говорить о приоритетном развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся, уместно выделить следующие показатели умственного развития ребенка:
♦ самостоятельность мышления;
♦ быстрота и прочность усвоения учебного материала;
♦ быстрота умственной ориентировки (находчивость) при решении не стандартных задач;
♦ глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенное от несущественного);
♦ критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.
Среди разнообразных технологий личностно ориентированного обучения можно выделить:
♦ обучение в сотрудничестве;
♦ метод проектов;
♦ «Портфель ученика»;
♦ модульные технологии;
♦ технологии программированного обучения;
♦ индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях;
♦ разноуровневое обучение;
♦ игровые технологии и др.
Обучение в сотрудничестве.Обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Учитель не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику. Эту ответственность ученики могут взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.
Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться сообща, а не просто что-то выполнять вместе.
Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода обучения.
1. Обучение в команде — уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы и постоянного взаимодействия с другими членами этой же группы при работе над темой (проблемой), вопросом, подлежащим изучению. Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам:
а) группа получает одну на всех «награду» в виде балльной оценки или какого-то поощрения. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разный уровень и разное время на достижение более высоких результатов;
б) индивидуальная ответственность: успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена;
в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха: каждый ученик приносит своей группе очки. Сравнение проводится с собственными, достигнутыми ранее результатами.
2. Обучение в сотрудничестве «пила» — группы по 6 человек работают над учебным материалом, разбитым на фрагменты (по типу «Мозаики»).
3. «Учимся вместе» — класс делится на группы по 4—5 человек, каждая получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.
4. Исследовательская работа учащихся в группах — акцент делается
на самостоятельную работу учащихся, организацию групповых дискуссий.
Выделяют следующие основные отличия работы в малых группах
по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
взаимозависимость членов группы;
личная ответственность каждого члена группы за собственные успехии успехи своих товарищей;
♦ совместная учебно-познавательная, творческая и т. п. деятельность ] учащихся в группе;
♦ социализация деятельности учащихся в группах;
♦ общая оценка группы.
В результате применения личностно ориентированного обучения удается воспитывать в учениках такие полезные качества, как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за результаты своего труда, умение принимать решения, но академические успехи оставляют желать лучшего.
Вопрос 7: Определить сущность дидактики. Изложить историю ее развития. Сформулировать задачи дидактики и определить основные ее категории
Воспитание в его широком понимании включает в себя, как известно, два взаимосвязанных процесса — обучение и формирование у учащихся социальных и духовных отношений.
Если органической частью воспитания в его широком смысле является обучение, то перед педагогикой встают вопросы: в чем состоит сущность этого процесса и как его нужно осуществлять? Теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие в педагогике особой научной дисциплины — дидактики.
Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий». Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Большой вклад в разработку дидактики внесли Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский, П. Ф. Каптерев. Немало сделали в этой области П. Н. Груздев, М. А. Данилов,; Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Н. А. Менчинская, Ю. К. Бабанский и др.
Поскольку образование формируемой личности происходит в процессе обучения, то дидактику зачастую определяют как теорию обучения и образования, подчеркивая тем самым, что она должна исследовать как теоретические основы обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние наумственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности. Таким образом, дидактика—отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. К основным вопросам, которые разрабатывает дидактика, относятся следующие:
♦ исследование научно-педагогических основ содержания образования;
♦ раскрытие сущности, закономерностей и принципов обучения;
♦ освещение закономерностей учебно-познавательной деятельности обучающихся;
♦ развитие методов обучения;
♦ совершенствование и обновление организационных форм учебной работы.
Задачи дидактики состоят в том, чтобы 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии и др.
Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют специфические особенности обучения по отдельным учебным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в то же время на результатах их исследований. Дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга.
Дидактика имеет категории и понятия, которые составляют ее каркас как науки. Она, конечно, пользуется и категориями общей педагогики, например, «воспитание», «ученик», «учитель». Собственно дидактическими категориями, ставшими и общепедагогическими, надо признать «образование», «учебный процесс». К понятиям дидактики относятся «обучение» и его составные части: «учение», «преподавание», цели обучения, содержание образования, дидактические процессы, методы обучения, средства обучения, формы обучения, закономерности и принципы обучения и др.
Обучение— это целенаправленный процесс взаимодействия (общения) учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие ребенка.
Преподавание—деятельность учителя в процессе обучения.
Учение— особым способом организованное познание; деятельность учащихся, направленная на овладение суммой ЗУН, способов учебной и творческой деятельности.
Процессы учения и преподавания рассматриваются как единый процесс взаимодействия ученика и учителя.
Методика обучения учебному предмету—отрасль педагогической науки, которая представляет собой отдельную теорию обучения или отдельную дидактику.
Содержание образования—система научных ЗУН, отношений и опыта деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, нравственности, поведения, подготовки к общественной жизни и труду.
Дидактические принципы—это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Методы обучения—способы профессионального взаимодействия учителя и учащихся для достижения целей обучения.
Формы организации обучения—способ организации процесса обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Наряду с другими отраслями педагогики дидактика постоянно развивается. С одной стороны, она анализирует и обобщает реальный опыт учителей, имеющих заметные успехи в учебной работе. С другой — она экспериментирует, выдвигает новые подходы в разных направлениях дидактики. Таковы, например, опыт педагогов-новаторов 80-х гг., исследование проблем развивающего обучения в разных вариантах, компьютеризация обучения и т. д. Все это обогащает дидактику.
Таким образом, дидактика— отрасль педагогики по теории образования и обучения. Она одновременно наука и теоретическая, и прикладная. Дидактика определяет цель и содержание образования и обучения, разрабатывает формы, методы и организацию учебной работы, общие принципы создания и использования дидактических средств. Дидактика изучает также законы, закономерности и тенденции учебного процесса, проблемы источников и методов исследования вопросов обучения и образования. Она имеет связь с другими науками: гносеологией, психологией, кибернетикой, социологией, историей педагогики и с другими педагогическими науками.
Как и другие отрасли педагогики, дидактика постоянно развивается, совершенствуя содержание образования, формы и методы, организацию учебной работы.
Вопрос 8: Определить сущность личностно ориентированного содержания образования, его структуру. Назвать документы, определяющие содержание образования и определить их характерные особенности
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.
Для успешного обучения и развития личности необходимо уяснить, чему надо учить школьников, чем они должны овладеть, чтобы получить современное образование. Без научно обоснованного содержания образования трудно рассчитывать на успешное осуществление основной цели современного воспитания— всестороннего и гармонического развития учащихся, ибо в самом этом содержании и его направленности заложены основы формирования растущей личности.
Под содержанием образованияследует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И. Ф.Харламов).
Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И. Я. Лернер) можно понимать как совокупность следующих компонентов:
♦ системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающих картину мира (усвоенная информация помогает человеку сориентироваться в окружающем мире);
♦ опыта осуществления известных для человека способов деятельности (усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира);
♦ опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности человека к дальнейшему освоению культуры, науки и человеческого общества. (Опыт творческой деятельности предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала);
♦ опыта ценностного отношения к миру (определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами).
Все компоненты содержания образования взаимосвязаны: умения без знании невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.
При личностно ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе
развития общества.
Разработка содержания образования основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Стандарт отражает общественный идеал (общественный заказ) образования вместе с реальными возможностями системы образования.
Государственные образовательные стандарты— это документация, служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство.
Государственный стандарт определяет:
♦ минимум содержания основных образовательных программ;
♦ максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
♦ требования к уровню подготовки выпускников.
На основе государственных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.
Учебный план—это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.
Учебные планы общеобразовательных школ в Республике Беларусь утверждает Министерство образования.
Выделяют следующие виды учебных планов: базисный, типовой (носит рекомендательный характер), учебный план средней школы.
Учебный план определяет содержание: а) начального образования (1—4 классы), б) основного (базового) образования (5—10 классы), в) среднего* (полного) образования (11—12 классы).
Учебный план устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности:
♦ полный перечень учебных предметов по годам обучения;
♦ продолжительность обучения в учебных годах (общую и по каждой из ступеней);
♦ количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет, неделю, учебный год и за все годы обучения;
♦ недельную учебную нагрузку (обязательную, а также для занятий по выбору учащихся и факультативных занятий);
♦ итоговое количество учебных часов, финансируемых государством;
♦ периоды производственной практики, лагерных сборов;
♦ продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют образовательные компоненты:
♦ базовый (республиканский);
♦ дифференцированный (национально-региональный);
♦ школьный.
Профильное обучение (углубленное изучение отдельных предметов) осуществляется за счет национально-регионального (дифференцированного) и школьного образовательных компонентов. За их счет достигается и вариативность образования.
Во всех учебных планах сначала определяется базовый компонент. Обращает на себя внимание многопредметность базового компонента, а также преемственность учебных предметов от младших классов к старшим. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5—6 часов в неделю (в зависимости от класса). В белорусских учебных планах, кроме обязательных учебных предметов (базовый компонент), есть предметы для выбора самими учащимися. Есть еще факультативные предметы. Они не обязательны, а только для желающих. Факультативные курсы по содержанию охватывают либо дополнительные главы основного предмета, либо развернутый вариант какой-нибудь обязательной темы, (например, по истории Великой Отечественной войны), либо спецкурс, какого нет в базовом компоненте плана.
Учебный план содержит и школьный компонент, т. е. некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и распределяются решенильных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.
Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями—гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень — начальная школа (4 года); II ступень — основная (базовая) школа (5 лет); III ступень—общая средняя школа (2 года).
Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Основная (базовая) школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения вжизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.
Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.
Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.
♦Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.
♦♦ Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.
♦Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях— техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) — университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры при образовательных учреждениях высшего профессиональной го образования и научных учреждениях.
Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждения дополнительного образования—учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных натуралистов и др.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
♦Во всей системе воспитательных влияний наличность, не умаляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, решающая роль принадлежит школе. Она дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармонии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер.
Школа, призванная организовывать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неограниченные возможности с целью овладения воспитанниками богатствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опыта социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества.
Вопрос 12: Раскрыть сущность процесса обучения, его функции, структуру. Определить движущие силы и закономерности процесса обучения
Чтобы обеспечить для личности соответствующее современным требованиям образование, нужно хорошо ее обучать, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Все это обусловливает необходимость глубокого осмысления сущности данного процесса и относящихся к нему важнейших понятий. К сожалению, в дидактике эти вопросы трактуются не всегда внятно и верно. Вот некоторые из этих трактовок:
1.«Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся»
4.«Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели»
5.«Обучение — это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося (преподавание + учение), направленный на формирование у школьников системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей»
Таким образом, обучение — это целенаправленное, заранее спланированное общение, в результате которого происходит развитие, образование и воспитание личности.
Процесс обучения — это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.
Обучение всегда носит конкретно-исторический характер. Каждойисторической эпохе свойственен свой характер обучения (цели, содержание, методика). Процесс обучения характеризуется такими параметрами, как целостность (единство преподавания и учения, взаимосвязь трех функций), системность (обучение является по своей сути системой, которая содержит множество компонентов: цель, учебную информацию, формы деятельности, способу осуществления педагогического руководства), комплексность (согласование процессов обучения, воспитания и развития, оптимальное соотношение знаний, умений и навыков).
♦Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: обучение (сотрудничество) = преподавание (деятельность педагога) + учение (деятельность учеников).
♦В педагогической литературе выделяют следующие задачи обучения:
♦Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.
♦Организация их познавательной деятельности по овладению научными ЗУНами.
♦Развитие мышления, творческих способностей и дарований.
♦Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
♦Совершенствование учебных умений и навыков.
♦Формирование умения самостоятельно углублять свои знания (самообразование), учить учиться и др.
♦Традиционно выделяют следующие функции процесса обучения: образовательная —вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике; развивающая — специальная направленность обучения на развитие личности; воспитывающая — обучение должно воспитывать систему определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
♦Наибольшее признание в отечественной дидактике получила следующая модель процесса обучения: цель обучения — преподавание — (содержание, методы, средства, формы) — учение — результаты обучения.
♦И. П. Пидкасистый представляет внешнюю структуру процесса обучения, которая выглядит следующим образом: социальный заказ школе (стратегические цели) — потребности учителя, потребности учеников — они формируют цели обучения — характер деятельности учителя — содержание образования — методы, средства, формы обучения — характер деятельности ученика —результат (образованность, уровень развития, уровень общей культуры).
♦Несмотря на разницу в подходах, нетрудно заметить, что в структуре процесса обучения выделяются постоянные и переменные составляющие. В качестве постоянных составляющих выступают деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение), цель и результат процесса обучения. Переменными составляющими являются содержание, методы, средства и формы процесса обучения. Связь переменных компонентов с системообразующими зависит от цели обучения и его результата. Вместе все компоненты образуют единство и целостность.
♦Внутренняя структура процесса обучения включает следующие компоненты:
♦Целевой (определение и осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности).
♦Потребностно-мотивационный (формирование потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся).
♦Содержательный (определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися).
♦Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом под руководством учителя, ученик самостоятельно «открывает» имеющиеся в науке знания).
Эмоционально-волевой (придание учебной деятельности учащегося эмоционально-положительного характера).
Контрольно-регулировочный (связан с учетом индивидуальных особенностей и побуждением учащихся к самоконтролю);
Оценочно-результативный (оценка и самооценка результатов учеб ной деятельности; рефлексия).
Такова сущностная характеристика процесса обучения и его важнейших структурных компонентов.
Вопрос 13: Определить основные виды обучения и объяснить их сущность
Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответствующей технологией. Вид (тип) обучения — это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. Вид обучения определяется на основе анализа главных его структурных компонентов: 1) характера деятельности учителя; 2) особенностей обучения учеников; 3) специфики применения знаний на практике и др. По этому общему критерию выделяется несколько видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное, развивающее и др. В одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Педагоги не отказываюся от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, переносят лучшее из старых систем в новые.
Самым первым видом обучения была беседа. Ее применял Сократ. Его ученики находили истину путем ответов на наводящие вопросы—«сократическая беседа». Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вызывал любопытство, познавательный интерес ученика и сам устно рассуждал.
Догматическое обучение — форма коллективной организации обучения. Это было обучение, в основе которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся — слушание и механическое заучивание. Распространено было в средние века.
Объяснительно-иллюстративное обучение (О-И). Его сущность хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это давно известный вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки — преподнесение «готовых» знаний освобождает уче
|