Вопрос 22: Раскрыть сущность, функции контроля и оценки знаний и умений учащихся. Охарактеризовать виды и методы контроля знаний учащихся
Контроль и проверка учебной деятельности учащихся являются важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования образования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагностическую функцию: выявлять и искоренять недочеты и ошибки в знаниях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять отметки.
Контроль— это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых; это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Проверка— это выявление и измерение ЗУНов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и ее дидактическая функция— обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объективной информации о степени освоения учебного материала.
Контроль выполняет следующие функции:
1) контролирующая—установление обратной связи, учет результатов контроля;
2) обучающая — дается с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;
3)воспитывающая — состоит в приучении учащихся к систематической работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;
4)развивающая — заключается в развитии памяти, внимания, интереса к предмету, творчества;
5) мотивационная — развитие мотива и потребности в учебе;
6) диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей контроля) и др.
Традиционно в педагогической литературе выделяют следующие виды контроля:
1. Предварительный (исходный) — выявление ЗУНов по теме, которая будет изучаться.
2.Текущий — проверка усвоения материала и оценка результатов каждого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью систематического наблюдения, тестовых заданий и др.
3. Тематический (периодический) — осуществляется периодически по мере прохождения раздела или темы, проверяет степень усвоения за длительный период с целью систематизации знаний учащихся. Проходит на повторительно-обобщающих уроках и готовит к контрольной работе.
4. Итоговый — проводится накануне перевода в следующий класс или в конце четверти, полугодия, учебного года. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Ю. К. Бабанский метод контроля определяет как способ, с помощью которого выявляется состояние знаний, умений и навыков обучаемых в данный момент времени. Несмотря на некоторые расхождения ученых-дидактов в отношении методов и формконтроля, их можно свести в определенную систему:
1. Метод наблюдения — это систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессе обучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.
2. Методы устного контроля — в их основе лежит вопросно-ответная форма (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах) или монологический ответ учащегося. Текущий устный контроль проводится ежеурочно в индивидуальной, групповой, фронтальной или комбинированной форме. Это такие методы, как опрос, беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщение об опыте, зачет, устный экзамен и др. Зачет и экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения.
3. Методы письменного контроля — характеризуются высокой экономичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно проверить знания учащихся. Дополняются программированным контролем. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания, и умения применять их для решения конкретных задач. К этим методам относятся: контрольные работы, проверочные работы, изложения, сочи нения, диктанты, рефераты и др.
4. Методы практического контроля — имеют целью проверить практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение лабораторных опытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, изготовление приборов, создание изделий, монтаж аппарата, ситуационная деловая игра, имитация. Эти методы удовлетворяют требования принципа связи обучения с практикой, ориентируют учеников на применение знаний.
5. Дидактические тесты — набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учениками. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3—5 ответов; или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить. Преимущества дидактических тестов — объективность, быстрота обработки результатов, оперативность, экономия времени.
А также в педагогической литературе выделяют метод графического контроля (Г. И. Щукина), метод программированного и лабораторного контроля (Ю. К. Бабанский), метод пользования книгой, метод проблемной ситуации (В. Оконь).
Оцениваниевыступает как процесс проверки, а оценка — как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях. Оценка— это качественный показатель работы учащихся. Отметка— это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки (количественный показатель).
Система оценивания учебного труда учащихся должна учитывать как результативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить — значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образрвательных стандартов и учебных программ. Таким образом, оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека, в совокупности отражающие и характеризующие достижения ученика в учебной деятельности.
В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24. 05. 2002 № 21 «О введении десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования» в 2002/03 учебном году в школах, гимназиях, лицеях и профессионально-технических училищах последовательно осуществлена апробация и внедрение десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся.
Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов обусловлено не только настоятельной необходимостью в объективном, гуманном и более точном оценивании учебных достижений учащихся, особенно в условиях разноуровневого обучения, но и в усилении стимулирующей функции оценки, учете индивидуальных и личностных качеств обучающихся.
Ведущими целямивведения 10-балльной системы оценивания являются: 1) повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся и ее результатов; 2) обеспечение социальной защищенности личности учащегося; 3) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств; 4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению; 5) обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др.
Основными критериями оценки знаний являются их полнота, обобщенность и системность.
На основе обозначенных и других признаков выделяются ступени в овладении учебным материалом или уровни учебной деятельности (усвоения учебного материала).
Первый уровень — действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.
Второй уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти.
Третий уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.
Четвертый уровень — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма, а также для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень — применение знаний (умений) в незнакомой ситуации, для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов ее решения и т. п.).
Правильно организованный контроль способствует не только реализации контролирующей, обучающей, диагностической функций контроля, но и повышает интерес учащихся к учению, стимулирует их к проявлению познавательной активности как в процессе учебной работы в классе, так и в процессе самостоятельной домашней и внеклассной работы.
Вопрос 23: Раскрыть сущность процесса воспитания, объяснить его особенности, структуру
Воспитание в его широком понимании не может быть ограничено только овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и практической деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития.
Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Современная педагогическая теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс воспитания реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый процесс. Это процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, иначе говоря, процесс социализации личности.
Процесс воспитания—целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность.
Цель воспитания— способствовать разностороннему развитию личности школьника, то есть создать все условия для самореализации личности в обществе. По Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания:
♦ способствовать развитию личности, ее талантов, умственных cnoсобностей и физических сил в полном объеме;
♦ воспитывать уважение к правам человека и его свободе;
♦ воспитывать уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает;
♦ подготовить ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами;
♦ воспитывать уважение к окружающей природе.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
В широком смысле слова понятие «воспитание» охватывает весь процесс подготовки подрастающего поколения к жизни, включая образование и обучение. Воспитание и обучение едины, но не тождественны: едины общностью цели (формирование всесторонне развитой личности), взаимопроникновением функций (обучение выполняет воспитательные функции, а воспитание, в свою очередь, — функцию познания жизни).
Процесс воспитания имеет свои особенности и представляется более сложным, чем обучение:
♦ Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны учащимся).
♦ Воспитательный процесс носит многофакторный характер (на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ, искусство, социально-экономическая ситуация и др.).
♦ Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.
♦ Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности.
♦ Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) — живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию».
♦ Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер.
♦ Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание.
♦ Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания — воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (сотрудник, активный участник).
♦ Это процесс противоречивый. Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиции субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско- обыденном, либо на научном.
♦ Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следователь но, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку.
С точки зрения культурологического подхода структурувоспитательного процесса можно представить следующим образом:
Первый этап — диагностика (изучение) воспитанников и определение целей и задач воспитания:
♦ определяются цели и задачи воспитания;
♦ принципы процесса воспитания — это руководящие идеи, основные требования к деятельности, поведению.
Второй этап — проектирование, планирование воспитательной деятельности:
♦ разработка содержания (системы знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задача ми). Содержание современного воспитания определяется Программой воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;
♦ разработка методов (способов воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств);
♦ разработка средств (относительно независимых источников формирования личности);
♦ разработка форм (внешнего выражения процесса воспитания).
Третий этап — организация педагогического взаимодействия (peaлизация планов).
Четвертый этап — проверка, оценка, анализ результатов.
Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.
Можно выделить также внутреннюю структуру воспитательного процесса:
1-й этап — осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения (знания);
2-й этап — знания переходят в убеждения;
3-й этап — воспитание чувств;
4-й этап—практическая деятельность, которая определяет эффективность воспитания и пронизывает 1-й, 2-й, 3-й этапы.
Процесс воспитания долговременный и неоднозначный, поэтому результат воспитания не носит ярко выраженного и четко определенного по времени характера, вследствие чего оценить результативность воспитательного процесса довольно сложно. Критерии воспитанности по каждому направлению воспитания, на которые нужно ориентироваться воспитателю, указаны в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие и др.
|