Вопрос 30: Определить сущность педагогических технологий воспитания. Изложить особенности некоторых педагогических технологий воспитания В современной практике воспитания (да и нередко в теории тоже) происходит смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспитания». Для четкости употребления этих понятий необходимо их соотнести. Методикойвоспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели. А технологиюопределяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя. Например, говорят о методикевоспитания культуры речи у ребенку и культуре поведения, а в технологииупотребляют понятия речевого тренинга или общения в повседневной жизни.
Педагогическая технология воспитания(по Н. Е. Щурковой) — это набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания воспитательной ситуации.
Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технолог как элемент профессионализма педагога».
В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь технология воспитаниярассматривается в широком и в узком смысле». В широком — как система последовательного развертывания педагогического мышления и педагогической деятельности, направленных на достижение поставленной цели. В узком — как проявление мастерства конкретного педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации. В качестве основной в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь названа гуманистическая технология воспитания.
Таким образом, мы определяем воспитательную технологиюкак совокупность средств и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия.
Область педагогики, изучающая технологии, называется прикладной педагогикой.Педагог должен быть подготовлен содержательно, методически и технологически.
В современной педагогике выделяют (Г. К. Селевко) три уровня понятия «педагогическая технология». Видимо, это относится и к воспитательным технологиям.
1. Общепедагогическая технология, характеризующая целостный общевоспитательный процесс в данном регионе, учебном заведении.
Например, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили; система воспитания в Павлышской школе В. А. Сухомлинского; модель трудового воспитания А. А. Католикова по системе коммуны А. С. Макаренко; школа как воспитательная система В. А. Караковсого; авторская модель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина) и др.
2. Частнометодическая педагогическая технология, т. е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспитания, класса, учителя, авторской школы. Например, выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности в «творческой комнате» И. П. Волкова; технология воспитания общественного творчества в условиях «коллективной творческой деятельности» И. П. Иванова и др.
3. Локальная (модульная) педагогическая технология выступает как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.
Например, технология предъявления педагогического требования, технология информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности, технология педагогической оценки, технология этической защиты и др.
В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их, например:
♦ переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности;
♦ гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педагога и учащихся, в отношениях учащихся между собой;
♦ возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т. д.;
♦ возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения
и воспитания;
♦ коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников.
Поскольку ведущими в воспитательном процессе являются гуманистическая и личностно ориентированная технологии, то целесообразно выделить их ключевые составляющие, то есть составные элементы (по Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь):
♦ Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Чтобы понять внутренний мир ребенка, необходимо знать структуру потребностей, которая у него сложилась.
♦ Позитивное восприятие ребенка педагогом. Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир учащегося, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в ребенке, верить в его силы и способности.
♦ Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. Этика ненасилия — основа гуманизма. Процесс воспитания без принуждения проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав ребенка как полноценного человека, в предоставлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, права на собственное мнение, свою дорогу к истине (воспитательные ситуации). |
♦ Принятие ребенка таким, какой он есть (ребенок — высшая ценность). Для этого нужно знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания «вообще», есть только воспитание крайне конкретное и в конкретных условиях.
♦ Доверие к ребенку. В этом суть настоящей гуманистической позиции. Она связана с созданием в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия; воспитатель выражает свое гуманистическое отношение при помощи веры в своих воспитанников, в их стремление к самоусовершенствованию.
♦ Признание ребенка как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса.
♦ Поддержка ребенка в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет право и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя. Основой поддержки является настоящий духовный контакт педагога и воспитанника.
♦ Прощение воспитаннику его ошибок, просчетов, неудач. Воспитанник должен признать наказание как результат избавления от своих проступков.
♦ Обращение ребенка к самому себе. Процесс жизнедеятельности должен строиться так, чтобы ребенок сам достигал поставленных целей.
♦ Свобода и творчество — основа гуманистической технологии воспитания. Весь процесс воспитания носит творческий характер.
Можно сделать вывод, что вышеперечисленные составные элементы являются основой любой технологии воспитания, впоследствии они могут заложить фундамент для возникновения новых технологий.
Подводя итог, целесообразно отметить условия эффективного применения технологий воспитания:
♦ воспитательный процесс должен организовываться на диагностическом и прогностическом основаниях (диагностика потребностей, уровня развития, сформированное навыков поведения);
♦ учет личного опыта воспитанников, в том числе и негативного (от ношение к окружающему миру, людям, к себе, степень активности, природный потенциал, навыки и приемы действий, эмоциональные реакции, ценности и потребности);
♦ воспитание происходит во взаимодействии и во взаимоотношениях между субъектами (роль морального авторитета воспитателя, педагогическое управление системой внутриколлективных отношений, создание успешного эмоционального и психологического климата в группе);
♦ организация разнообразных видов деятельности, способность удовлетворить и обогатить потребности детей в желаемых взаимоотношениях, творческом самовыражении, переживании успеха, уважении окружающих;
♦ взаимосвязь и единство обучения и воспитания как основа процесса формирования личности (знания формируют взгляды, убеждения, чувства, черты личности, потребности, привычки поведения);
♦ взаимосвязь воспитания и самовоспитания (воспитательное воздействие и взаимодействие приводят к желанию работать над собой, совершенствоваться; результаты самовоспитания облегчают воспитательное воздействие);
♦ осуществление индивидуального подхода к воспитанию личности (учет особенностей личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, жизненного опыта);
♦ профилактика негативных проявлений в жизнедеятельности воспитанника.
В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий). Таким образом, чтобы организовать воспитательную работу по той или иной технологии, нужно обязательно учитывать условия ее успешной реализации на практике.
Вопрос 31: Определить сущность понятия «мировоззрение». Определить функции, структуру и пути формирования научного мировоззрения
Более обобщенным и высшим уровнем отношения личности к окружающему миру и действенным внутренним регулятором ее поведения и деятельности являегсямировоззрение. Оно интегрирует в себе социальные, нравственные и эстетические отношения и выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему воспитание мировоззрения учащихся — весьма существенная задача школы.
Приведенное определение сущности мировоззрения позволяет выделить в его структуре следующие компоненты: объективные (система знаний), субъективные (взгляды, убеждения, идеалы человека).
Знаниякак объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, которые имеют форму описательно-констатирующего предположения (мысли) личности. Они одинаково мыслятся любым человеком (описания исторических событий, законы физики). Знания — основа для выработки научного мировоззрения, оно в свою очередь — цель и результат воспитания. Чтобы знания способствовали формированию и развитию личности, они должны приобрести для человека субъективный смысл или перейти в его взгляды и убеждения.
Взгляды— суждения, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определение человеком своих отношений к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по-разному толкуются представителями религиозного и научного мировоззрения. Взгляды оказывают сильное влияние на деятельность, поведение и развитие человека.
Убеждения— совокупность глубоко осознанных и эмоционально пережитых идей, которые относятся к идеологии, политике, морали, искусству и которые определяют прочность жизненной позиции личности, характер ее деятельности и поведение. Это то, что человек глубоко осознал и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях. Изменение убеждений — это изменение установок и направленности личности. Благодаря убеждениям, человек ощущает себя индивидуальностью и целостной личностью. Органическим свойством убеждений являются чувства. Особенно значительны такие интеллектуальные чувства, как радость познания, социальный оптимизм, целеустремленность. Идеал— это осознанное и эмоциональное принятие высшего совершенства в чем-нибудь. Это то, что становится целью деятельности, жизненным устремлением личности; предугадывание того, каким человек хочет и может стать. Идеалы олицетворяют лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретном поведении и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности. Обычно в качестве идеалов выступают примеры знаменитых и выдающихся людей. Непреклонная воля — важный элемент мировоззрения. И. Ф. Харламов выделяет следующие функции мировоззрения:
♦ информационно-отражающая — связана с определенным восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека в соответствии с его мировоззрением;
♦ ориентационно-регулятивная — связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его взглядами и убеждениями;
♦ оценочная — связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений.
Б. Т. Лихачев также выделяет ряд важных общественных функций Мировоззрения. Просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентации. Воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни. Развивающая функция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов общественного развития, проявляется в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.
В зависимости от научной подготовки человека, его опыта, выделяют следующие видымировоззрения: научное, религиозное, житейское (обыденное) мировоззрение.
Научное мировоззрениеопирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные путем научного анализа и теоретического осознания причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает основу для правильного предвидения возможностей развития того или иного явления, процесса, события.
Религиозное мировоззрение— опирается на интуитивно-эмоциональный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхестественных сил, в бессмертие души и т. д. Религия — мощный пласт человеческой культуры, и элементы религиоведения должны найти отражение в школьных программах, а государство должно обеспечить свободу мировоззренческого выбора.
Житейское мировоззрение— формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей и передается от поколения к поколению в форме духовного опыта, стихийных и не всегда систематизированных представлений о мире. Житейское мировоззрение опирается на жизненные познания человека, которые обычно отражают внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.
Ведущую роль в формировании научного мировоззрения должна играть школа. Научное мировоззрение является целью и результатом воспитания в школе.
Основные задачи работы школы по формированию научного мировоззрения:
1) добиваться научно-материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;
2) убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей; в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания человека;
3) вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умения совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;
4) научить школьников оценивать явления природы, общества с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, некоторых пережитков прошлого в сознании людей и др.
Научное мировоззрение формируется: а) на всех учебных занятиях; б) во время общения и взаимодействия; в) в процессе разнообразной деятельности школьников; г) во внеклассной и внешкольной работе; д) под воздействием СМИ, телевидения, радио; е) в процессе самообразования и самовоспитания и др.
Хотя формирование научного мировоззрения осуществляется на всех этапах школьного обучения и воспитания, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно устойчивые взгляды и убеждения. Причины тут разные. Во-первых, немало учащихся завершает школьное образование со слабыми знаниями. Во-вторых, школа не в состоянии обеспечить выработку у учащихся достаточного жизненного опыта, без чего невозможно сформировать устойчивые взгляды и убеждения. Но при надлежащей организации учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоционально-чувственные основы научного мировоззрения и создает предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.
Научное мировоззрение позволяет человеку правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правильную научную оценку.
|