Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вопрос 30: Определить сущность педагогических технологий воспитания. Изложить особенности некоторых педагогических технологий воспитания

В современной практике воспитания (да и нередко в теории тоже) про­исходит смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспитания». Для четкости употребления этих понятий необходимо их соотнести. Методикойвоспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели. А тех­нологиюопределяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя. Например, говорят о методикевоспитания культуры речи у ребенку и культуре поведения, а в технологииупотребляют понятия речевого тренинга или общения в повседневной жизни.

Педагогическая технология воспитания(по Н. Е. Щурковой) — это набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания воспитательной ситуации.

Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технолог как элемент профессионализма педагога».

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь технология воспитаниярассматривается в широком и в узком смысле». В широком — как система последовательного развертывания педагогиче­ского мышления и педагогической деятельности, направленных на дости­жение поставленной цели. В узком — как проявление мастерства конкрет­ного педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воз­действия на развитие личности в конкретной ситуации. В качестве основной в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Бела­русь названа гуманистическая технология воспитания.



Таким образом, мы определяем воспитательную технологиюкак со­вокупность средств и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования харак­тера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия.

Область педагогики, изучающая технологии, называется прикладной педагогикой.Педагог должен быть подготовлен содержательно, методи­чески и технологически.

В современной педагогике выделяют (Г. К. Селевко) три уровня поня­тия «педагогическая технология». Видимо, это относится и к воспита­тельным технологиям.

1. Общепедагогическая технология, характеризующая целостный общевоспитательный процесс в данном регионе, учебном заведении.

Например, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили; сис­тема воспитания в Павлышской школе В. А. Сухомлинского; модель тру­дового воспитания А. А. Католикова по системе коммуны А. С. Макарен­ко; школа как воспитательная система В. А. Караковсого; авторская мо­дель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина) и др.

2. Частнометодическая педагогическая технология, т. е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обу­чения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспи­тания, класса, учителя, авторской школы. Например, выявление и разви­тие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной
деятельности в «творческой комнате» И. П. Волкова; технология воспи­тания общественного творчества в условиях «коллективной творческой
деятельности» И. П. Иванова и др.

3. Локальная (модульная) педагогическая технология выступает как
технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, техно­логия решения дидактических и воспитательных задач.

Например, технология предъявления педагогического требования, тех­нология информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности, технология педагогической оцен­ки, технология этической защиты и др.

В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их, например:

♦ переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности;

♦ гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса
в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педаго­га и учащихся, в отношениях учащихся между собой;

♦ возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогиче­ских позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических
приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических
решений воспитательных проблем и т. д.;

♦ возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятель­ности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения

и воспитания;

♦ коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможно­сти для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников.

Поскольку ведущими в воспитательном процессе являются гуманисти­ческая и личностно ориентированная технологии, то целесообразно выде­лить их ключевые составляющие, то есть составные элементы (по Кон­цепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь):

Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Чтобы
понять внутренний мир ребенка, необходимо знать структуру потребно­стей, которая у него сложилась.

Позитивное восприятие ребенка педагогом. Смысл позитивного вос­приятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир
учащегося, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложи­ла природа в ребенке, верить в его силы и способности.

Воспитание без принуждения, психического и физического наси­лия. Этика ненасилия — основа гуманизма. Процесс воспитания без принуждения проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав
ребенка как полноценного человека, в предоставлении ему возможности
выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, права на собственное мнение, свою дорогу к истине (воспитательные ситуации). |

Принятие ребенка таким, какой он есть (ребенок — высшая ценность). Для этого нужно знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания «вообще», есть только
воспитание крайне конкретное и в конкретных условиях.

Доверие к ребенку. В этом суть настоящей гуманистической позиции. Она связана с созданием в коллективе благоприятного морального
климата и атмосферы доверия; воспитатель выражает свое гуманистическое отношение при помощи веры в своих воспитанников, в их стремление к самоусовершенствованию.

Признание ребенка как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса.

Поддержка ребенка в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет
право и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя.
Основой поддержки является настоящий духовный контакт педагога
и воспитанника.

Прощение воспитаннику его ошибок, просчетов, неудач. Воспитанник
должен признать наказание как результат избавления от своих проступков.

Обращение ребенка к самому себе. Процесс жизнедеятельности должен
строиться так, чтобы ребенок сам достигал поставленных целей.

Свобода и творчество — основа гуманистической технологии вос­питания. Весь процесс воспитания носит творческий характер.

Можно сделать вывод, что вышеперечисленные составные элементы являются основой любой технологии воспитания, впоследствии они могут заложить фундамент для возникновения новых технологий.

Подводя итог, целесообразно отметить условия эффективного приме­нения технологий воспитания:

♦ воспитательный процесс должен организовываться на диагности­ческом и прогностическом основаниях (диагностика потребностей, уровня
развития, сформированное навыков поведения);

♦ учет личного опыта воспитанников, в том числе и негативного (от­
ношение к окружающему миру, людям, к себе, степень активности, при­родный потенциал, навыки и приемы действий, эмоциональные реакции,
ценности и потребности);

♦ воспитание происходит во взаимодействии и во взаимоотношениях
между субъектами (роль морального авторитета воспитателя, педагогическое управление системой внутриколлективных отношений, создание
успешного эмоционального и психологического климата в группе);

♦ организация разнообразных видов деятельности, способность удов­летворить и обогатить потребности детей в желаемых взаимоотношениях,
творческом самовыражении, переживании успеха, уважении окружающих;

♦ взаимосвязь и единство обучения и воспитания как основа процесса
формирования личности (знания формируют взгляды, убеждения, чувства,
черты личности, потребности, привычки поведения);

♦ взаимосвязь воспитания и самовоспитания (воспитательное воздействие
и взаимодействие приводят к желанию работать над собой, совершенство­ваться; результаты самовоспитания облегчают воспитательное воздействие);

♦ осуществление индивидуального подхода к воспитанию личности
(учет особенностей личности, познавательной, эмоционально-волевой
сферы, жизненного опыта);

♦ профилактика негативных проявлений в жизнедеятельности воспитанника.

В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции ос­новных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий). Таким обра­зом, чтобы организовать воспитательную работу по той или иной технологии, нужно обязательно учитывать условия ее успешной реализации на практике.

Вопрос 31: Определить сущность понятия «мировоззрение». Определить функции, структуру и пути формирования научного мировоззрения

 

Более обобщенным и высшим уровнем отношения личности к окружаю­щему миру и действенным внутренним регулятором ее поведения и деятель­ности являегсямировоззрение. Оно интегрирует в себе социальные, нравствен­ные и эстетические отношения и выступает в качестве определяющего фак­тора личностного развития и формирования человека. Вот почему воспитание мировоззрения учащихся — весьма существенная задача школы.

Приведенное определение сущности мировоззрения позволяет выде­лить в его структуре следующие компоненты: объективные (система зна­ний), субъективные (взгляды, убеждения, идеалы человека).

Знаниякак объективный компонент мировоззрения представляют со­бой систему научных истин, которые имеют форму описательно-конста­тирующего предположения (мысли) личности. Они одинаково мыслятся любым человеком (описания исторических событий, законы физики). Знания — основа для выработки научного мировоззрения, оно в свою оче­редь — цель и результат воспитания. Чтобы знания способствовали фор­мированию и развитию личности, они должны приобрести для человека субъективный смысл или перейти в его взгляды и убеждения.

Взгляды— суждения, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, опре­деление человеком своих отношений к этим явлениям. Например, вопро­сы эволюции растительного и животного мира по-разному толкуются пред­ставителями религиозного и научного мировоззрения. Взгляды оказыва­ют сильное влияние на деятельность, поведение и развитие человека.

Убеждения— совокупность глубоко осознанных и эмоционально пе­режитых идей, которые относятся к идеологии, политике, морали, искус­ству и которые определяют прочность жизненной позиции личности, ха­рактер ее деятельности и поведение. Это то, что человек глубоко осознал и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях. Изменение убеждений — это изменение установок и направ­ленности личности. Благодаря убеждениям, человек ощущает себя инди­видуальностью и целостной личностью. Органическим свойством убеж­дений являются чувства. Особенно значительны такие интеллектуальные чувства, как радость познания, социальный оптимизм, целеустремленность. Идеал— это осознанное и эмоциональное принятие высшего совер­шенства в чем-нибудь. Это то, что становится целью деятельности, жиз­ненным устремлением личности; предугадывание того, каким человек хочет и может стать. Идеалы олицетворяют лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретном поведении и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности. Обычно в ка­честве идеалов выступают примеры знаменитых и выдающихся людей. Непреклонная воля — важный элемент мировоззрения. И. Ф. Харламов выделяет следующие функции мировоззрения:

информационно-отражающая — связана с определенным воспри­ятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании
человека в соответствии с его мировоззрением;

ориентационно-регулятивная — связана с тем, что поведение и дея­тельность человека определяются его взглядами и убеждениями;

оценочная — связана с тем, что все явления окружающей жизни
человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений.

Б. Т. Лихачев также выделяет ряд важных общественных функций Мировоззрения. Просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентации. Воспитательная функция мировоззрения реализу­ется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от челове­ка формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстети­ческого отношения к действительности. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни. Развивающая функ­ция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содер­жания мировоззрения включает в активную деятельность мышление. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организационная функция мировоззрения про­является в том, что оно является исходной позицией в практической деятель­ности людей. Прогностическая функция научного мировоззрения, основы­вающегося на знании законов общественного развития, проявляется в выдви­жении идей по созиданию будущего в настоящем.

В зависимости от научной подготовки человека, его опыта, выделяют следующие видымировоззрения: научное, религиозное, житейское (обы­денное) мировоззрение.

Научное мировоззрениеопирается на научную картину мира, на вы­воды и обобщения, сделанные путем научного анализа и теоретического осознания причинно-следственных связей, которые характеризуют разви­тие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает основу для правильного предвидения возможностей развития того или иного явления, процесса, события.

Религиозное мировоззрение— опирается на интуитивно-эмоцио­нальный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существо­вание Бога или других сверхестественных сил, в бессмертие души и т. д. Религия — мощный пласт человеческой культуры, и элементы религио­ведения должны найти отражение в школьных программах, а государ­ство должно обеспечить свободу мировоззренческого выбора.

Житейское мировоззрение— формируется под воздействием непос­редственных условий жизни людей и передается от поколения к поколе­нию в форме духовного опыта, стихийных и не всегда систематизирован­ных представлений о мире. Житейское мировоззрение опирается на жиз­ненные познания человека, которые обычно отражают внешние, не всегда
существенные признаки вещей, событий, явлений.

Ведущую роль в формировании научного мировоззрения должна иг­рать школа. Научное мировоззрение является целью и результатом воспи­тания в школе.

Основные задачи работы школы по формированию научного миро­воззрения:

1) добиваться научно-материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;

2) убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его за­кономерностей; в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания человека;

3) вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умения совер­шать поступки в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

4) научить школьников оценивать явления природы, общества с науч­ных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, некото­рых пережитков прошлого в сознании людей и др.

Научное мировоззрение формируется: а) на всех учебных занятиях; б) во время общения и взаимодействия; в) в процессе разнообразной дея­тельности школьников; г) во внеклассной и внешкольной работе; д) под воз­действием СМИ, телевидения, радио; е) в процессе самообразования и са­мовоспитания и др.

Хотя формирование научного мировоззрения осуществляется на всех эта­пах школьного обучения и воспитания, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно устойчивые взгля­ды и убеждения. Причины тут разные. Во-первых, немало учащихся завершает школьное образование со слабыми знаниями. Во-вторых, школа не в состоя­нии обеспечить выработку у учащихся достаточного жизненного опыта, без чего невозможно сформировать устойчивые взгляды и убеждения. Но при надлежащей организации учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоционально-чувственные основы научного мировоз­зрения и создает предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.

Научное мировоззрение позволяет человеку правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правиль­ную научную оценку.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2020 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.