Вопрос 43: Раскрыть сущность и основные принципы управления школой Школа— один из типов образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Это исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм. Она успешно функционирует только при условии, если каждое ее отдельное звено и подразделение действует слаженно и эффективно. Все это требует разработки и осмысления научных основ управления школой.
Управление школой—это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования —переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием—объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.
Общественный характер управления образованием проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы. Один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.
Государственный характер управления образованием закреплен совокупностью принципов, сформулированных в «Законе об образовании в Республике Беларусь»: гуманистический характер образования; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; гарантия права на образование и др.
Немаловажное значение имеют научно-обоснованные принципы управленческой деятельности органов управления в школе. Наиболее существенные из них следующие:
♦ скоординированность, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в определении ведущих задач школы и ее учебно- воспитательной деятельности;
♦ демократизм, гласность и опора на общественное мнение учителей, родителей и учащихся в осуществлении всеми управленческими органа ми и должностными лицами своих обязанностей и функций;
♦ персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учите лей, классных руководителей и воспитателей групп продленного дня за выполнение своих обязанностей;
♦ поддержание здорового психологического микроклимата в школе, творческой активности и инициативы, высокой требовательности к качеству учебно-воспитательной работы;
♦ тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принимаемых в школе решений по совершенствованию обучения и воспитания учащихся;
♦ поощрение педагогического творчества, инновационных поисков и стимулирование учителей и классных руководителей к овладению передовым педагогическим опытом.
Школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющейподсистемы входят директор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят преподаватели, учащиеся, лаборанты, технические работники.
Условно в школе можно выделить следующие управленческие группы:
1-ая группа.Должностные лица школы: директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций.
2-ая группа. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии; общешкольная конференция представителей учителей, родителей и учащихся.
3-ая группа. Органы ученического самоуправления (ученический комитет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).
4-ая группа. Органы родительской общественности (родительский комитет школы, родительские комитеты классов).
Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Руководитель в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом; б) избран коллективом; в) назначен учредителем; г) нанят учредителем по контракту. Директор школы осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, создает условия для эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Директор школы несет персональную ответственностьза деятельность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.
В его обязанности входят:
♦ правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогическим коллективом школы, создание условии для повышения профессионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня учителей, стимулирование их педагогического творчества;
♦ осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса;
♦ осуществление деловых контактов с местными общественными организациями;
♦ организация воспитательной работы по профориентации учащихся;
♦ оказание практической помощи в активизации деятельности ученического самоуправления;
♦ развитие и укрепление материально-технической базы школы и др. Функции и обязанности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе включают в себя:
♦ организацию учебных занятий в школе и воспитательной работы в процессе обучения;
♦ контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся;
♦ организацию внеклассной учебной работы по различным предметам (предметных кружков, обществ, олимпиад, конкурсов и т. д.);
♦ регулирование учебной нагрузки учащихся;
♦ анализ учебно-воспитательной работы школы и составление статистических и письменных отчетов о результатах деятельности педагогического коллектива;
♦ реализацию и контроль за выполнением указаний вышестоящих органов образования по вопросам совершенствования учебно-воспитательной работы;
♦ обобщение и внедрение передового педагогического опыта по повышению качества учебно-воспитательной работы;
♦ руководство работой предметных методических комиссий (секций) учителей и др.
К обязанностям заместителя директора по воспитательной работе относятся:
♦ организация и координация внеклассной воспитательной работы с учащимися;
♦ проведение методической работы с классными руководителями и воспитателями групп продленного дня по совершенствованию воспитания учащихся;
♦ поддержание деловых контактов с родителями учащихся, руководителями внешкольных детских организаций;
♦ научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитатель ной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогического опыта и др.
В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заместители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к совершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.
|