И формы государственного устройства. Прежде чем перейти к вопросу о форме правления и форме государственного устройства, следует дать определение понятия формы государства. Понятие это может быть представлено как совокупность внешних признаков государства, - организацию в стране государственной власти. Эта власть выражается в форме государственного устройства и прежде всего в виде политического режима. Итак форма государства предстает перед нами как трехзвенная структура:
Таким образом, форма государственного правления даёт характеристику структуры высших органов государственной власти, характеризует порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов между собой.
Исходя из этих характеристик, все государства можно подразделить на монархии и республики.
Монархия – это форма государственного устройства, при которой высшая государственная власть передается по наследству (престолонаследие) и принадлежит одному лицу. Монарх сосредотачивает в своих руках все ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную. При этом личность монарха обожествляется.
Монархия и республика имеют свои подвиды.
Обозначенные на схеме признаки монархии являются базовыми, поэтому в литературе можно встретить и иные характеристики. Кроме того, эти признаки могут быть изменены в соответствии с определенными социально-историческими условиями, традициями, экономическими и политическими особенностями в развитии того или иного государства.
Парламентскую монархию ещё некоторые исследователи называют конституционной.
Сегодня достаточно много имеют монархическую форму правления. Абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Омане, Катаре. Среди дуалистических монархий можно назвать Марокко, Кувейт и Иорданию. Парламентарными монархиями являются Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония, Канада, Австралия, Нидерланды и т.д.
Форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным организациям - парламенту, президенту и наряду с ними существует местное управление, а также независимая судебная система называется – республикой.
Президентскими республиками являются США, Бразилия, Мексика. Франция - парламентская республика, многие авторы называют такую форму республиканского правления смешанной, то есть сочетающая в себе черты как парламентской, так и президентской республики. Франция в нашем понимании тяготеет к парламентской форме республики. Россия, по мнению некоторых авторов тоже имеет смешанную форму республики, но тяготеет к президентской. По нашему мнению Россия все более и более становится президентской республикой.
Под формой государственного устройства понимается способ территориального устройства государства, который обеспечивает порядок в отношениях между центральной, региональной и местной властью. Существует две формы государственного устройства - унитарное и федеральное государство.
Унитарное государство неделимо, его отдельные административно-территориальные единицы не имеют собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом.
Составные части унитарного государства обладают равными правами и представительством в органах государства.
К унитарным государствам относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Египет, Финляндия, Япония, Греция.
Под федерацией понимается союзное государство, составные части которого являются относительно самостоятельными государственными образованиями.
Федеральными государствами являются США, Канада, Бразилия, Мексика, Германия, Австралия, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан и Россия.
Государственная власть может выражаться в средствах и способах осуществления властвования. Характер воплощения власти в жизнь может носить как демократическое, так и антидемократическое отражение.
Государственный режим оказывает существенное влияние на форму государства. Государственный режим выступает составным элементом режима политического, который охватывает не только государственное устройство, но и структуру политической системы в целом. Так, например, республиканская форма правления тяготеет к федеральному устройству государства и демократическому политическому режиму. Для монархии может быть характерен унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические режимы.
--
Механизм государства.
Аппарат государственной власти – это единый организм, который как и социальный организм имеет сложную структуру. Различные подсистемы, блоки государственных органов занимают в государственном механизме неодинаковое положение.
Между ними существуют как горизонтальные так и вертикальные (связи) взаимоотношения. Одни органы обладают властными полномочиями, другие нет, третьи выполняют хозяйственные функции, социально-культурные задачи. Основными формами деятельности государственного механизма следует считать - правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную деятельность.
Исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение государственному механизму.
Механизм государства - практическая деятельность системы государственных органов, организаций и учреждений по реализации функции государства.
Под правотворческой деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных органов государства в результате которой устанавливаются (создаются, сотворятся) нормы права. Норы права устанавливаются в результате издания, изменения или отмены правовых актов (законов).
Правоисполнительная деятельность - деятельность, направленная на (исполнение) реализацию правовых норм.
В ходе правоисполнительной деятельности правоисполнительные органы (правительства, министерства) организуют и контролируют (исполнение) соблюдение юридических норм.
Особой разновидной деятельностью государства является правоохранительная деятельность.Она осуществляется на основе и в рамках закона и с целью охраны и защиты права.
Данная деятельность осуществляется системой специально уполномоченных государством органов, которые называются правоохранительными. Например, милиция, ФСБ, прокуратура и т.п.
Правоохранительная деятельность выражается в применении к правонарушителям мер юридического воздействия - штраф, конфискация, задержание, арест, лишение свободы и т.д.
Понятие и основные функции
Правового государства.
Правовое государство является ключевой составляющей демократического общества (либеральных цивилизаций).Вопросами создания (общества) государства, где «царствует» закон занимались еще Платон и Аристотель. С новой силой эти идеи волнует сердца и умы мыслителей Нового времени Луи Монтескье, Жан Жак Руссо и т.д. Сегодня Конституция Российской Федерации (в ст. 1) определяет РФ как «демократическое, правовое государство, с республиканской формой правления»[4].
Правовое государство, как организация политической власти (политическая организация общества) основано на верховенство справедливого, гуманного закона (примат права). Действует на основании и строго в рамках закона, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.
Правовое государство наряду с признаками, присущими любому государству характеризуется только ему присущими признаками.
Каковы же признаки правового государства?
А) Верховенство закона.
Законы должны быть общеобязательными, поскольку их нарушение приводит к нарушению, а порой и к полной ликвидации важных общественных связей. Несоблюдение законов может привести к дестабилизации общества и, в конечном итоге, к его гибели. Все общественные отношения в обществе - экономические, политические, межгосударственные, отношения между личностью и государством и т.п.,- должны строится на основе закона. Сегодня следует вести речь о примате права над государством. Как говорили древние: Dura lex, sed lex - Закон превыше всего.
|