Составление рассказа по картинке с использованием опорных картинок Цели:
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме "Фрукты".
2. Развитие связной речи. Обучение составлению рассказа по картинке с использованием опорных картинок. Формирование планирующей функции речи.
3. Практическое употребление существительных в косвенных падежах.
4. Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, логического мышления, памяти.
Оборудование:
Картинка "Ежик в саду", картинки к загадкам о ежике, яблоке, предметные картинки к игре: "Что ест ежик": грибы, червяки, кома- ры, яблоки, мышь, рыба, печенье; опорные картинки для рассказа: сад, яблоки под яблоней в траве, ежик, ежик с яблоком на спине, норка под пеньком.
Ход занятия.
1- Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления.
- Топните ногой, если услышите неживое, хлопните в ладоши - если живое: трава, белка, книга, груша, рыба, пирожное, ежик, яб локо.
2. Введение в тему. Развитие логического мышления, зри тельного внимания.
- Отгадайте загадки, найдите среди картинок отгадки (груша, слива, белка, яблоко, ежик).
1) Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ежик).
2) Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые, любят меня детки. (Яблоко).
Картинки-отгадки выставляются на фланелеграфе. Мы сегодня будем составлять рассказ о ежике.
3. Повторение пройденного. Расширение словаря существи тельных, глаголов, прилагательных. Практическое употребление существительных в косвенных падежах.
- Кто вспомнит больше слов? (За каждое слово дается фишка).
- Какие бывают яблоки?
• Спелые, сочные, красные, крупные, душистые.
- Что яблоки делают?
• Растут, зреют, вянут, гниют, пахнут, падают и т. д.
- Кто победил?
Игра "Чем питается ежик".На ковре раскладываются картинки, а на фланелеграфе прикрепляется картинка с изображением ежика.
Дети выкладывают отобранные картинки вокруг ежика.
Примерные ответы:
• Ежик ест мышей.
• Ежик питается яблоками.
• Ежик любит грибы и т. д.
Логопед уточняет у детей, для чего нужны ежику иголки?
4. Изучение нового материала. Формирование планирующей функции речи. Обучение составлению небольшого связного выска зывания с наглядной опорой в виде картинок, отображающих по следовательность событий.
Логопед выставляет картинку "Ежик в саду".
Беседа:
- Куда пришел ежик?
- Что он увидел в траве под яблоней?
- Что ежик сделал с яблоком?
- Зачем ежику яблоко?
- Куда он потащил яблоко?
Логопед напоминает детям, что красивый рассказ получается только тогда, когда в нем есть начало, середина и конец, а события следуют по порядку.
- Нам помогут составить красивый рассказ опорные картинки.
- Рассмотрите их, поставьте по порядку.
Дети выкладывают опорные картинки в линейный ряд на фла-нелеграфе: ежик, сад, яблоко под яблоней в траве, ежик с яблоком на спине, норка под пеньком.
Примерный рассказ по цепочке:
Ежик пришел в сад. Под яблоней в траве он увидел яблоки.
Ежик наколол одно яблоко на иголки и понес его к себе в норку.
Физкультминутка. Действия со словами:
В густом лесу под елкой (руки подняты вверх, покачались из стороны в сторону)
Лежит клубок с иголками (присели, обняли себя руками за плечи).
Сердитый недотрога (шипят)
Осыпан весь листвой (встают, "ловят" листья),
Иголок очень много, а ниток ни одной (показывают жестом).
5. Закрепление. Логопед предлагает пересказать рассказ од-ному-двум детям. Потом опорные картинки убираются. Дети составляют рассказ по памяти, глядя на картинку "Ежик в саду".
6. Итог. Что делали на занятии? Кто как работал?
ТЕМА "ПОСУДА"
Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе без предлога
Цели:
1. Уточнение и расширение словаря прилагательных по теме "Посуда".
2. Образование существительных в творительном падеже без предлога от существительных именительного падежа.
3. Согласование прилагательных в роде, числе, падеже.
4. Развитие фразовой речи.
5. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, логического мышления, тактильных ощущений, мелкой моторики рук.
Оборудование:
Предметные картинки к чайному, столовому, кофейному сервизу; разрезные картинки с изображением предметов посуды; предметы посуды из разного материала: деревянное блюдо, пластмассовый стакан, алюминиевая кружка, стеклянный стакан, бумажное блюдце, фаянсовая, фарфоровая чашки; желтые треугольники, фланелеграф.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления.
Игра "Что лишнее, почему?"
- чашка, стакан, яблоко, блюдо;
- сковорода, кастрюля, картошка, стакан и т. д.
2. Введение в тему. Развитие логического мышления, мелкой моторики рук.
Игра "Собери разрезную картинку".
- Соберите разрезные картинки, они подскажут, о чем мы будем говорить на занятии.
- Какую картинку ты собрал? Чем ты любуешься?
- Чем вы любуетесь?
• Мы любуемся чашкой, кастрюлей, сковородой, стаканом, чайником.
- Как все эти картинки назвать одним словом?
• Посуда.
- О чем мы будем говорить на занятии?
• На занятии мы будем говорить о посуде.
3. Повторение пройденного. Расширение словаря прилага тельных по теме "Посуда". Развитие тактильных ощущений.
На столе стоят предметы посуды. Логопед предлагает потрогать их, пощупать, погладить, взвесить, постучать по предметам посуды.
Игра "Назови слово"(каждый ребенок свое слово выкладывает на фланелеграфе в виде желтого треугольника в линейный
ряд).
- Какая бывает посуда?
• Посуда бывает красивая.
• Посуда бывает прочная.
• Посуда бывает гладкая.
• Посуда бывает стеклянная. И так далее.
4. Изучение нового материала. Образование существительных творительного падежа от существительных именительного падежа без предлогов. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Что стоит на столе?
- Чем мы любуемся?
- Какой чашкой мы любуемся? Примерные ответы детей:
• На столе стоят чашка, кастрюля, блюдо, стакан.
• Мы любуемся чашкой, кастрюлей, блюдом, стаканом.
• Мы любуемся красивой, белой, фаянсовой, маленькой чашкой.
5. Физкультминутка. Игра "Прошагай-ка".
Логопед предлагает прошагать столько шагов, сколько слогов в слове:
чаш-ка, кув-шин, та-рел-ка, ско-во-род-ка и т. д.
6. Закрепление. Игра "Перепутанница".
Логопед предлагает разложить чайную, кофейную, столовую посуду.
- Чем мы любуемся?
• Мы любуемся чайным, кофейным, столовым сервизом.
- Чем ты любуешься?
• Я любуюсь кофейником, сахарницей, чашкой, блюдцем и т. д.
7. Итог. Оценка работы детей.
|