Составление рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы Цели:
1. Расширение словаря прилагательных, глаголов, наречий, антонимов по теме "Игрушки".
2. Согласование прилагательных с существительными в роде, падеже;
3. Составление связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.
4. Развитие фразовой речи.
5. Практическое использование в речи предложений, распространенных однородными членами.
6. Развитие зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления, памяти, эмоций, мелкой моторики рук.
Оборудование:
Игрушки, мнемотаблица "Игрушки", мячик, картинки с изображением эмоций: радости, грусти, разрезные картинки с изображением игрушек.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления.
- Какое слово лишнее, почему?
Мячик, кубик, мальчик, кукла.
Заяц, волк, юла, белка.
Девочка, ребенок, Барби, человек.
Самолетик, машинка, корабль, лодочка.
Шарик, мячик, кубик, обруч.
2. Введение в тему. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики рук.
- Соберите разрезные картинки. Вы узнаете, о чем мы будем говорить на занятии.
(На ковре лежат разрезные картинки с изображением игрушек: мячика, кубика, куклы, юлы, машинки).
- Что ты собрал?
• Я собрал мячик (куклу, кубик и т. д.).
- Кукла, кубик, мячик, юла, машинка - как это все назвать од ним словом?
• Игрушки.
- О чем мы будем говорить на занятии?
• Мы будем говорить на занятии об игрушках.
3. Повторение пройденного. Активизация, расширение слова ря глаголов, прилагательных, развитие фразовой речи, эмоций.
Игра с мячом "Назови слово".
- Что можно делать с игрушками? » С игрушками можно играть.
• Игрушки можно покупать (мыть, дарить, терять, ломать, ремонтировать и т. д.).
- Какие бывают игрушки?
• Игрушки бывают красивые (мягкие, большие, пластмассо вые, новые, любимые и т. д.).
Логопед закрепляет на фланелеграфе картинку с изображением "радости" - улыбающейся рожицы.
- Когда игрушки приносят радость?
• Игрушки приносят радость, когда их дарят (когда их поку пает мама и т. д.).
- Покажите, как вы радуетесь, когда получаете любимую игрушку.
- А когда игрушки приносят грусть? (Логопед закрепляет рядом с "радостью" грустную рожицу - "грусть").
• Игрушки приносят грусть, когда они ломаются (теряются, рвутся, когда их кто-то отбирает и т. д.).
4. Изучение нового материала. Обучение составлению связного длительного речевого высказывания, развитие зрительного восприятия, логического мышления.
Логопед выставляет на мольберте мнемотаблицу "Игрушки".
- Рассмотрите внимательно таблицу. Она поможет составить рассказ о любимой игрушке. Ваш рассказ получится красивым, ес ли вы будете рассказывать по порядку.
(Подробно разбирается содержание мнемотаблицы, см. приложение).
- Твоя любимая игрушка?
- Что обозначают разноцветные пятна? (Цвет игрушки).
- Какого размера твоя игрушка (машинка, кукла и т. д.)?
- Из каких частей состоит игрушка?
- Что с ней можно делать?
• Играть, любоваться, чистить, мыть. И так далее.
- Какой первый звук в названии твоей игрушки?
- Что "любит" игрушка?
- Чего "боится"?
- Как эта игрушка к тебе попала?
Логопед предлагает рассказать о любой игрушке, например, о машинке. Дети составляют рассказ по цепочке, пользуясь мнемо-таблицей.
5. Физкультминутка.
- Представьте, что вы заводные игрушки, вас завели ключиком. (Шагают, как роботы, прыгают, как лягушки, скачут, как петушки и т. д.).
6. Закрепление.
Логопед предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и рассказать о ней, опираясь на мнемотаблицу.
7. Итог. Оценка работы детей.
Данное занятие проводится как итоговое.
ТЕМА "ЗИМА"
Предложения, распространенные однородными членами
Цели:
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов по теме "Зима".
2. Составление предложений, распространенных однородными определениями.
3. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
4. Практическое употребление сложносочиненных предложений с союзом "а".
5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления.
Оборудование:
Четыре картинки с изображением времен года: зима, весна, лето, осень; предметные картинки: снег, снежинка, зима, лед; раздаточный материал для составления схем предложений; набор маленьких, желтых треугольников (10 штук), мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, вербальной памяти. - Запомни, повтори. Холодный, легкий. Холодный, легкий, пушистый. Холодный, легкий, пушистый, белый. Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий. Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый.
- О чем эти слова?
• Эти слова о снеге.
2. Введение в тему. Развитие зрительного восприятия, логиче ского мышления, памяти.
- Отгадайте загадку, найдите среди картинок отгадку (картинки с изображением времен года лежат на ковре).
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой).
(Дети находят картинку с изображением зимы и ставят ее на мольберт).
- Какого цвета больше на картинке? Почему?
- Какие слова мы учились запоминать о снеге, повторите их.
- Снег какой?
• Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый.
- Сегодня мы будем составлять длинное красивое предложение.
3. Повторение пройденного. Расширение словаря прилага тельных, существительных по теме "Зима".
- О каком времени года вы отгадали загадку? (О зиме).
- Придумайте много слов о зиме. Зима какая?
» Зима холодная, снежная, вьюжная, морозная, долгожданная и т. д.
(На фланелеграфе логопед закрепляет предметную картинку -зиму. Каждый ребенок выкладывает свое слово в виде желтого треугольника рядом с картинкой в линейный ряд).
- Отгадайте загадку.
Вился, вился снежный рой, лег на землю, стал горой. (Снег).
- Вспомните еще раз все слова о снеге, добавьте новые. (Логопед закрепляет предметную картинку - снег, дети выкла дывают слова в виде желтых треугольников).
- Отгадайте загадку.
Странная звездочка с неба упала - мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка).
- Какая бывает снежинка? (Рядом с предметной картинкой снежинки дети выкладывают слова в виде желтых треугольников).
Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост, как синее стекло -Скользко, весело, светло. (Лед).
- Лед какой? (Рядом с предметной картинкой дети выкладыва ют свои слова в виде желтых треугольников).
Физкультминутка.
Снег, снег кружится. Белая вся улица. Собрались мы в кружок, Завертелись как волчок.
4. Изучение нового материала. Составление предложений, распространенных однородными членами, развитие вербальной памяти.
Логопед просит составить о зиме предложения из двух слов.
• Наступила зима. (Дети выкладывают схему предложения).
- Наступила какая зима?
• Наступила снежная, метельная, холодная, морозная зима. (Логопед просит отодвинуть последнюю полоску вправо и вы ложить все предложение).
- Сколько теперь слов в предложении?
• Шесть. И так далее.
Динамическая пауза. Игра с мячом "Скажи наоборот".
Летом небо светлое, а зимой? (Темное). Летом идет дождь, а зимой? (Снег). Летом жарко, а зимой? (Холодно). Летом дети купаются в реке, а зимой? (Катаются на санках). И так далее.
5. Закрепление. Практическое употребление предложений, распространенных однородными членами, объединение их в не большой рассказ.
Логопед ставит картинку с изображением зимы на мольберт и просит составить небольшой рассказ о зиме с теми предложениями, которые только что составляли. В качестве зрительного плана на фланелеграфе закреплены опорные картинки: зима, снег, снежинки, лед.
6. Итог. Оценка работы детей.
|