Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже Цели:
1. Расширение словаря глаголов, прилагательных по теме "Семья".
2. Согласование прилагательных с существительными.
3. Практическое употребление предложений, распространенных однородными членами.
4. Употребление существительных в косвенных падежах.
5. Развитие фразовой речи.
6. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти, эмоций, тактильных ощущений.
Оборудование:
Кусочки ткани: шелк, мех, фланель, мешковина, шерсть; игра "Чьи вещи"; контурное изображение членов семьи: папы, мамы, бабушки, дедушки, дочки, сына; предметные картинки: красное платье, синий костюм, желтый фартук, голубой свитер, зеленая рубашка, розовый сарафан; карандаши и бумага по количеству детей; фишки.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления.
- Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку, сестру, брата)?
- Кто старше - мама или бабушка? (Ты или твоя сестра?) И так далее.
- Кем ты приходишься своей маме (бабушке, сестре или брату)?
2. Введение в тему. Активизация словаря глаголов.
Игра "Назови свое слово".За каждое слово дается фишка.
- Что делает мама дома?
• Дома мама готовит (стирает, читает, смотрит телевизор, убирает, пылесосит, шьет, вяжет и т. д.).
- Чем дома занимается папа?
• Читает (спит, ремонтирует кран, обедает и т. д.).
- Что делает дедушка (бабушка)?
- О ком мы будем говорить на занятии?
3. Повторение пройденного. Активизация словаря прилага тельных, развитие тактильных ощущений, воображения.
- Потрогайте кусочки ткани. Подумайте и скажите, кого из членов семьи напоминает какой-то кусочек?
- Из какой ткани этот кусочек?
• Этот кусочек из фланелевой ткани.
- Какой он на ощупь?
• На ощупь он мягкий, теплый.
- Кого он тебе напоминает?
• Он напоминает мне бабушку.
- Почему ты так думаешь?
• Я так думаю, потому что моя бабушка ласковая, добрая, спокойная.
- Кусочек из шелка какой?
• Кусочек из шелка гладкий, холодный, тонкий.
- Кого он тебе напоминает?
• Он напоминает мне сестру.
- Почему ты так считаешь?
• Я так считаю, потому что сестра строгая, серьезная и т. д.
4. Изучение нового материала. Согласование прилагательных с существительными. Развитие фразовой речи, зрительного вни мания.
Игра "Чьи это вещи".
На фланелеграфе логопед закрепляет контурные фигуры мамы, папы, бабушки, дедушки, девочки, мальчика. На ковре лежат предметные картинки с изображением предметов одежды.
- Чье это красное платье?
• Это мамино красное платье.
- Куда пойдет мама в красном платье?
• Мама пойдет в красном платье в театр.
- Какая мама в этом красном платье?
• Нарядная,красивая,стройная.
- Чей это синий костюм?
• Это папин синий костюм.
- Каким папиным костюмом любуется мама?
• Мама любуется папиным синим костюмом.
- Какой папа в этом костюме?
• Красивый, подтянутый, стройный.
- Чей это желтый фартук?
• Это бабушкин желтый фартук.
- Где бабушка будет готовить обед в желтом фартуке? И так далее.
(Дети отвечают на вопросы и закрепляют предметы одежды возле названных членов семьи). Игра "Что спряталось".
- Что убрала мама в шкаф?
• Красное платье.
- Что дедушка подарил бабушке?
• Голубую кофту.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика (по очереди загибают пальцы).
Этот пальчик - дедушка, удивись, как дедушка. Этот пальчик - бабушка, улыбнись, как бабушка. Этот пальчик - папа, нахмурься, как папа. Этот пальчик - мама, рассердись, как мама. Этот пальчик - я,засмейся. Вот и вся моя семья.
5. Закрепление. Практическое употребление предложений, распространенных однородными членами.
Логопед предлагает нарисовать членов семьи.
- Какие волосы у твоей мамы: длинные или короткие, темные или светлые?
• У моей мамы длинные светлые волосы. И так далее.
6. Итог. Оценка работы детей.
34. Сложноподчиненное предложение с союзом чтобы
Цели:
1. Расширение словаря существительных по теме "Семья".
2. Образование сложноподчиненных предложений с союзом чтобы.
3. Управление в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Употребление существительных в косвенных падежах.
5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления.
Оборудование:
Крупная картинка с изображением членов семьи; предметные картинки к игре "Кому что надо": телевизор, газета, кукла, кубик, спицы, молоток, гвозди, бусы, платье, духи. Предметные картинки для составления предложений: веник, пылесос, санки, расческа, книга.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, упражнение в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Задание "Назови ласково": мама ... (мамочка) сестра ... (сестричка) папа ... (папочка) брат ... (братик) и т. д.
- Папа, мама, сын, дочка, дедушка, бабушка - как их можно назвать одним словом? (Семья).
- Сегодня мы будем говорить о семье.
2. Повторение пройденного. Употребление существительных в косвенных падежах. Логопед ставит на мольберте картинку с изо бражением членов семьи.
- Кого ты видишь на картинке?
• Я вижу маму, папу и т. д.
- У кого улыбающиеся лица?
• Улыбающиеся лица у бабушки, дедушки.
- Кем вы любуетесь?
• Мы любуемся мамой, папой, дочкой, сыном, бабушкой, де душкой.
- О ком можно сказать - у них добрые лица? (О маме, папе и т. д.). О маме можно сказать, что у нее доброе лицо.
3. Изучение нового материала. Составление сложноподчинен ных предложений с союзом чтобы.
Игра "Кому что надо".
Логопед закрепляет на фланелеграфе картинки с изображением членов семьи.
- Что порадует всех членов семьи? (Телевизор).
Дети закрепляют предметную картинку на фланелеграфе.
- Чему обрадуется мама? (Духам, бусам, новому платью).
- Что надо бабушке? (Клубок и спицы).
- О чем думает папа? (О газете).
- Что возьмет дедушка? (Молоток и гвозди).
- Что нужно брату? (Книга).
- О чем мечтает сестра? (О кукле). Задание "Закончи предложение".
- Семья села у телевизора, ... (чтобы посмотреть фильм).
- Мама сделала прическу и надела новое платье, ... (чтобы пойти в театр).
- Папа взял газету,... (чтобы почитать ее).
- Бабушка взяла клубок и спицы,... (чтобы вязать шарф). -Дедушка взял гвозди и молоток,... (чтобы починить стул).
4. Физкультминутка.
Игра "Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем".(Вытирают шкаф, подметают пол, пылесосят, поливают цветы и т. д.).
5. Закрепление. Составление сложносочиненных предложений по предметным картинкам.
Логопед выставляет на наборном полотне предметные картинки.
- Внимательно рассмотрите картинки, возьмите себе по одной и составьте предложение.
Примерные ответы детей:
• Я взяла веник, чтобы подмести пол.
• Я взяла расческу, чтобы расчесаться и т. д. 6. Итог. Оценка работы детей.
35. Составление рассказа "Как я помогаю маме" (из личного опыта ребенка)
Цели:
1. Активизация словаря существительных, прилагательных по теме "Семья".
2. Согласование прилагательных с существительными.
3. Упражнение в составлении сложносочиненных предложений с союзом "а".
4. Составление рассказа из личного опыта ребенка.
5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления (понимание логико-грамматических конструкций).
Оборудование:
Набор сюжетных картинок: мама и дочка; папа и сын; бабушка и внучка; дедушка и внук; картинка "Семья за работой".
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, понимания логически-грамматических конструкций.
-
Дидактическая игра "Покажи где?"
Логопед показывает сюжетную картинку с изображением мамы и дочки.
- Покажи, где:
мамина дочка дочкина мама мама дочки дочка мамы (Картинка: папа и сын; бабушка и внучка; дедушка и внук - по той же схеме).
2. Повторение пройденного. Активизация словаря прилага тельных, согласование прилагательных с существительными.
Дидактическая игра "Подбери признак".
- Мама какая? (Добрая, ласковая, заботливая, трудолюбивая и т. д.).
(За каждое слово дается фишка).
- Папа какой? (Брат какой? Сестра какая? И т. д.).
3. Введение в тему. Активизация словаря существительных, упражнение в составлении сложносочиненных предложений с сою зом "а".
Логопед ставит на мольберт картинку с изображением семьи за работой.
(Папа пылесосит, бабушка жарит котлеты, мама делает салат, дочка помогает накрывать на стол, сын протирает шкаф, дедушка сворачивает дорожку).
Беседа по картинке:
- Чем заняты мама и бабушка?
- Что делает папа (дедушка, внук, внучка)? (Подробно разбирается содержание картинки). Дидактическая игра "Закончи предложение".
Папа пылесосит, а сын ... (протирает шкаф). Папа старше, а сын ... (младше). Бабушка жарит котлеты, а мама ... (делает салат). Мама младше, а бабушка ... (старше). - А вы любите помогать маме?
4. Физкультминутка.
Упражнение на координацию речи с движением. (Дети выполняют соответствующие движения). Маму я свою люблю. Я всегда ей помогу: Я стираю, полощу, Воду с ручек отряхну, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать, Я на цыпочках хожу, И ни разу, и ни разу, Я словечка не скажу.
5. Изучение нового. Составление рассказа из опыта детей "Как я помогаю маме".
- Что мама делает, когда вы приходите из детского сада?
- Чем занимаются другие члены семьи?
- Как ты помогаешь маме?
- Почему маме нужно помогать? Примерный рассказ:
• Вечером мама заходит за мной в детский сад. Мы идем вместе домой. Дома мама готовит ужин.
После ужина я помогаю маме убирать со стола посуду. Посуду я ставлю в раковину.
Мама моет посуду и ставит в сушилку, а я вытираю стол. Я люблю помогать маме.
6. Итог. Оценка работы детей.
ТЕМА "ОДЕЖДА"
|