Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Предмет, цели и задачи стандартизации

Федеральный закон РФ «О техническом регулировании»

Сфера действия Закона:

- разработка, принятие, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации;

- разработка, принятие, применение и исполнение на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- оценка соответствия.

Иными словами, закон регулирует отношения в области установления обязательных требований, требований на добровольной основе и оценке соответствия продукции, процессов и услуг этим требованиям. Новый закон – результат гармонизации отечественного законодательства с международным, необходимость которого определена стремлением России вступить во Всемирную торговую организацию.

Одновременно Закон – свидетельство практического завершения законо-

дательного оформления перехода от директивной экономики к рыночной.

Принципиальные новшества, вводимые законом:

- введение вместо государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р) документов двух уровней: технических регламентов, принимаемых в виде законов Российской Федерации и обязательных к исполнению, и национальных стандартов, применение которых носит добровольный характер;

- разграничение сферы регулирования технических регламентов и стандартов: сфера регулирования техническими регламентами ограничена требованиями безопасности и единством измерений, стандарты содержат добровольные требования более широкого масштаба, отчасти, развивающие и конкретизирующие требования технических регламентов, отчасти, самостоятельные;



- государственный надзор предусмотрен только за требованиями технических регламентов и только на стадии обращения продукции. Надзор за соблюдением требований на стадиях разработки, подготовки к производству и изготовления продукции исключен;

- узаконено понятие «оценка соответствия» - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

- узаконено понятие «подтверждение соответствия» - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; это понятие включает добровольное и обя

зательное подтверждение соответствия;

- обязательное подтверждение соответствия может проводиться только в случаях, установленных техническим регламентом и исключительно на соответствие его требованиям. Иными словами, обязательному подтверждению соответствия подлежат только требования безопасности;

- добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия стандартам, системам добровольной сертификации, условиям договоров и другим требованиям, не входящим в сферу регулирования технических регламентов.

Естественно, в коротком изложении невозможно привести все положения Закона. Предстоит длительный период приведения в соответствие с требованиями Закона других нормативно-правовых актов. Эта работа должна быть завершена за семь лет, которые даются Законом для принятия необходимых технических регламентов.

Знание тонкостей применения действующего законодательства может принести неоценимую пользу любому бизнесу.

 

Технический регламент

Согласно Закону РФ «О техническом регулировании» технические регламенты (ТР) принимаются только в целях:

1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Содержание ТРотражено в приложении 1, ст.7 ФЗ РФ «О техническом регулировании».

Виды технических регламентов.В России действуют 2 вида технических регламентов: общие технические регламенты; специальные технические регламенты (приложение 1, ст.8 ФЗ РФ «О техническом регулировании»).

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента(приложение 1, статьи 9 и 10 ФЗ РФ «О техническом регулировании»).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований технических регламентов.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований технических регламентов осуществляется в соответствии с гл.6 ФЗ РФ «О техническом регулировании (приложение 1), ФЗ РФ № 134 от 08.08.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и т.д.

Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции

Информация о нарушении требований ТР и отзыв продукции осуществляется, прежде всего, согласно гл.7 ФЗ РФ «О техническом регулировании» (приложение 1).

Нормативно-правовая база обеспечения качества продукции строится с широким использованием трех развитых и широко распространенных во всем мире систем: стандартизация, сертификация и метрология, которые мы рассмотрим.

 

ГЛАВА 2. Стандартизация

С развитием человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей, что проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов. При этом отбирались и фиксировались наиболее удачные результаты деятельности с целью их повторного использования в качестве образцов.

В самом начале своего развития люди поняли удобство направленного ограничения, обеспечивающего единство методов изготовления изделий. Например, за 2400 лет до н.э. китайцы применяли единую систему пяти мер, единицей которой было расстояние между двумя узлами бамбукового шеста. В древности на складах Японии продавались различные строительные детали стандартных размеров, готовые к употреблению. В качестве строительного стандарта применялись специальная циновка татами, соответствующая размерам взрослого японца. В древнем Египте и у древних римлян применяли стандартный кирпич и стандартный диаметр водопроводных труб.

В эпоху Возрождения в результате экономических связей между государствами начинают довольно широко использоваться методы стандартизации. Например, при строительстве судов в Венеции осуществлялась сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов.

Особенно впечатляют достижения стандартизации в период перехода к машинному производству. Например, французом Лебланом в 1785 году было создано 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки.

В Германии был создан стандарт на ружья, стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 году в Париже представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного Бюро мер и весов, что было продиктовано возросшими требованиями к точности измерений и желанием положить конец неоправданному многообразию и непостоянству мер и весов, которое мешало развитию промышленности и международной торговли. Эта организация стала и началом создания международной метрологической системы.

В 1904 году организована Международная электротехническая комиссия – МЭК.

После I-ой мировой войны стандартизация все больше воспринималась как объективная необходимость и получает развитие в международном масштабе. В 1926 году была создана Международная ассоциация по стандартизации – ИСА, которая действовала до 1939 года.

В настоящее время практически каждая страна мира имеет развитую систему национальной стандартизации.

Первые упоминания о стандартизации в России были отмечены во време

на Ивана Грозного, когда были введены стандартные калибры-кружала для измерения пушечных ядер.

Наиболее широко внедрялась стандартизация при Петре I – были разработаны строительные "штандарты", "штандарты" на оружие, при постройке галер (одна галера использовалась в качестве эталона). Стремясь к расширению внешней торговли, Петр I ввел технические условия (ТУ), в которых учитывались повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске, в обязанности которых входила тщательная проверка качества экспортируемых Россией древесины, льна, пеньки и другого сырья.

В России идеи национальной стандартизации не имели широкого распространения вплоть до начала ХХ века, так как до революции в стране было много иностранных предприятий, которые использовали свои стандарты. Только в 1925 году был создан первый Центральный орган по стандартизации при Совете Труда и Обороны.

В 1926 году Комитет разработал первые общесоюзные стандарты – ОСТы, обязательные для всех организаций и предприятий страны. Первый ОСТ разработан на пшеницу – "Пшеница. Селекционные сорта зерна", затем разрабатывались стандарты на чугун, прокат из черных металлов и некоторые товары народного потребления. В последующие три года комитет утвердил более 300 стандартов, а к началу Второй мировой войны – более 9000 стандартов на инструменты, сельскохозяйственные машины, электрооборудование, продовольствие и т.д.

В 1940 году ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР Постановлением от 9 июля отменил порядок утверждения стандартов наркоматами, и при Совнаркоме был создан Всесоюзный Комитет по стандартизации. Вместо ОСТов, которые действовали до этих пор, были введены ГОСТы.

В годы Великой Отечественной войны стандартизация в стране была полностью подчинена нуждам обороны, но в послевоенные годы необходимость восстановления народного хозяйства повлекла за собой расширение работ по стандартизации и создание государственной системы стандартизации. В 1954 году Всесоюзный Комитет по стандартизации был преобразован в Государственный Комитет стандартизации СовМина СССР (Госстандарт СССР), который получил большой объем полномочий: право проверять качество продукции на промышленных и торговых предприятиях, применять экономические санкции к предприятиям, выпускающим или реализующим нестандартную продукцию.

В 1968 году утвержден комплекс стандартов "Государственная система стандартизации", установивший единый порядок разработки, утверждения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов всех категорий на всех уровнях управления экономикой.

В 1983 году приняты постановления "Об обеспечении единства измерений в стране" и "О государственном надзоре за стандартами и средствами измерений в СССР". В этих документах установлено, что стандарты подлежат разработке на основе высших достижений отечественной и зарубежной науки и техники, должны содержать перспективные требования к продукции и обеспечивать конкурентоспособность её на мировом рынке.

В Постановлении Совмина СССР №1340 от 25 декабря 1990 года "О совершенствовании организации работ по стандартизации" определены задачи в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения и интеграции её в мировое экономическое пространство.

В соответствии с постановлением главной идеей концепции государственной системы стандартизации является приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой.

В 1993 году был принят Закон РФ "О стандартизации" (утративший силу 1 июля 2003г), в котором были установлены правовые основы стандартизации в России, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий, предпринимателей и общественных объединений, и определены меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

 

Предмет, цели и задачи стандартизации

Стандартизация в широком смысле рассматривается как практическая деятельность, система управления и наука.

В практической деятельности, а именно в сфере материального производства, науке, экономике, специалистам приходится решать систематически повторяющиеся задачи.

Например, составление технической документации, измерение парамет-

ров технологической обработки сырья, разработку методов контроля готовой продукции, маркировку продукции и другие. Варианты их решения могут быть различными. Цель стандартизации сводится к выявлению наиболее правильного, рационального, безопасного и эффективного варианта. Такой вариант следует рекомендовать к всеобщему использованию при решении определенной типовой задачи. Рекомендуемому решению в последующем придается статус нормативного документа.

Исходя из этого, можно сформулировать суть понятия стандартизации как практической деятельности.

Термин "стандартизация" появился в русском техническом словаре после революции под влиянием опыта зарубежного технического производства. В 1962 году Международная организация по стандартизации ИСО приняла первое определение термину "стандартизация", которое затем периодически уточнялось и менялось, отражая развитие стандартизации.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Согласно Закону РФ «О техническом регулировании» (приложение 1, ст. 11) стандартизация осуществляется в целях:

1) повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

2) повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) обеспечения научно - технического прогресса;

4) повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

5) рационального использования ресурсов;

6) технической и информационной совместимости;

7) сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико - статистических данных;

8) взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Важнейшими результатами этой деятельности являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Стандартизация как система управления устанавливает правила, нормы и требования по организации и методике выполнения практических работ по стандартизации и базируется на нормативных документах государственной

системы стандартизации.

Стандартизация как наука занимается вопросами о методах и средствах стандартизации. Важнейшими направлениями стандартизации как науки являются: теория упорядочения объектов стандартизации; теория оптимизации параметров объектов стандартизации; теория нормирования требований к объектам стандартизации.

Стандартизация основывается на достижениях науки, техники и передового опыта и определяет основу настоящего качества продукции и будущего повышения его уровня. Следовательно, основными целямистандартизации являются:

- защита интересов потребителей и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции;

- повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники и потребностями населения;

- обеспечение взаимозаменяемости и совместимости продукции;

- содействие экономии материальных, людских и энергетических ресурсов;

- устранение технических барьеров в производстве, торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции.

Основные задачи, решение которых способствует достижение названных целей, можно сформулировать следующим образом:

- установление рациональной номенклатуры выпускаемой продукции;

- установление единых требований к качеству продукции, методам и средствам контроля и испытаний, а также уровню безопасности изделий для жизни, здоровья людей, имущества, окружающей среды;

- согласование требований к качеству продукции с требованиями к качеству комплектующих элементов, сырья, полуфабрикатов;

- нормативное обеспечение контроля качества, сертификации продукции и оценки уровня качества;

- установление требований к технологическим процессам;

- создание единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации;

- создание системы каталогизации продукции для информации населения о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции.

Только путем решения указанных задач возможно упорядочение деятельности в определенной области.

Основным результатом работы по стандартизации является нормативный документ (НД).

Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.0).

Таким образом, в соответствии с Государственной системой стандартизации термин "нормативный документ" является родовым термином, охватывающим такие понятия как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации (нормы, правила, своды правил, регламенты, общероссийские классификаторы и другие документы, соответствующие основному определению).

Стандарт (согласно ГОСТ Р 1.0) - нормативный . документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

Т.е. стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Помимо документа стандарт может быть представлен в виде основной единицы или константы (ток – А, время – с, абсолютный ноль и др.), или какого-либо предмета для физического сравнения, называемого эталоном (мерная колба, гиря).

Основные понятия стандартизации.Рассмотрите основные понятия стандартизации (согласно Закону РФ «О техническом регулировании» ст. 2, приложение 1): аккредитация, безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, идентификация продукции, контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, риск.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.