Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Этапы процесса сертификации продукции

Заявитель Орган по сертификации Испытательная лаборатория (центр)
Подача заявки и выбор схемы сертификации Регистрация заявки, принятие решения, разработка договора, определение схемы сертификации, направление документов заявителю  
Выбор испытательной лаборатории. Подписание договора, представление необходимой технической документации и образцов для испытаний Отбор образцов для испытаний. Аттестация производства (если предусмотрено схемой сертификации). Принятие решения о выдаче сертификата и лицензии на право применения знака соответствия. Оформление и регистрация сертификата и лицензии на право применения знака соответствия заявителю. Отбор образцов для испытаний. Проведение испытаний и оформление протоколов.
Маркировка продукции, тары, сопроводительной документации знаком соответствия Осуществление контроля за сертифицированной продукцией (если предусмотрено схемой сертификации)  

Права и обязанности заявителя и органа по сертификации были рассмотрены выше (ст. 26 и 28 ФЗ РФ «О техническом регулировании»).

Заявитель оформляет договор о проведении сертификации с органом по сертификации, представляет необходимую документацию (лицензию на производство или торговлю, государственные или отраслевые стандарты, технические условия, рецептуры и технологические инструкции, гигиеническое заключение на производство, сертификаты на оборудование, тару, сырье, упаковочные материалы, документы о пожарной и экологической безопасности и т. д.) и образцы.

В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены характеристики показатели) продукции и методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и ее идентификацию.



Предпочтительно, чтобы все требования (показатели, характеристики) и методы испытаний для конкретного вида продукции содержались в одном нормативном документе.

Положения нормативных документов должны быть сформулированы четко, обеспечивая их точное и единообразное толкование. Размерность и количественные значения характеристик должны быть заданы таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимого определения с заданной или известной точностью при испытаниях.

Содержание и изложение этих сведений должно позволить различным лабораториям получать сопоставимые результаты. Должна быть указана последовательность проведения испытаний, если эта последовательность влияет на результаты испытаний.

Принятие решения по заявке.

Орган по сертификации рассматривает заявку на пищевую продукцию длительного хранения и принимает по ней решение в срок не более трех дней.

Заявка на сертификацию скоропортящейся продукции рассматривается незамедлительно, и решение по ней сообщается заявителю в день обращения. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации данной группы однородной продукции, в том числе указывается схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров), которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации).

В заявке на сертификацию заявитель вправе предложить схему сертификации из числа установленных в соответствующих правилах (порядках) сертификации однородной продукции (работ, услуг) и применяемых в конкретных условиях. В случае несогласия с предполагаемой заявителем схемой, орган по сертификации должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации по предлагаемой схеме и назначения иной схемы сертификации.

При сертификации на основе декларации (схемы 9-10а) о соответствии орган по сертификации рассматривает представленные документы и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные материалы (претензии потребителей, результаты проверки технологического процесса, документы о соответствии продукции определенным требованиям, выдаваемые органами исполнительной власти, в пределах своей компетентности и т. д.). Одновременно по сертификации сопоставляет образец продукции с представленными документами.

При положительных результатах орган по сертификации выдает изготовителю сертификат соответствия /декларацию о соответствии.

Условием применения схем сертификации 9-10а является наличие у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям. Если указанное условие не выполнено, то орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать данную продукцию по другим схемам сертификации и с возможным учетом отдельных доказательств соответствия из представленных документов.

Помимо уже рассмотренных оснований, выбор схемы зависит также от сроков годности или хранения продукции.

Скоропортящаяся продукция со сроком годности или хранения до одного месяца (кратковременного хранения) подлежит сертификации, как правило, по схеме, предусматривающей сертификацию производства или сертификацию системы качества (схема 5), по схемам 2а, 3а, 4а или на основе декларации о соответствии продукции по схемам 9а, 10 и 10а.

Пищевая продукция со сроком годности или хранения более одного месяца может быть сертифицирована по любой из принятых схем сертификации. Сертификация импортируемой пищевой продукции осуществляется по тем же правилам и схемам, чти и отечественная продукция, в соответствии с требованиями к безопасности пищевой продукции, принятыми в России.

Схемы сертификации из числа приведенных устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, ее производства, обращения и использования. Рекомендуемые схемы сертификации для групп однородной продукции более подробно у Л.С. Кудряшова, Г.В. Гуринович, Т.В. Рензяевой [36, стр. 221-222].

В схемах сертификации, еслиэто не противоречит правилам системы сертификации, могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Эти доказательства могут служить основанием для сокращения объема проверок при сертификации.

При оценке возможности использования дополнительных документов учитывают специфику продукции, степень её потенциальной опасности, объём и продолжительность производства продукции, стабильность условий производства, репутацию предприятия в отношении качества сертифицируемой продукции, качество используемых комплектующих изделий и материалов, степень доверия оценок, данных сторонними организациями, и т. п.

В зависимости от сертифицируемой продукциииспользуются следующие дополнительные документы:

• протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекционных и т. п.);

• санитарно-эпидемиологическое заключение;

• документ территориальной службы Госкомсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническом состоянии производства;

• сертификат пожарной безопасности (на продукцию);

• сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплектующих изделий и материалов, тары и упаковки;

• паспорт поля или сертификат качества почв земельного участка, выданный агрохимической службой;

• заключение регионального центра станции защиты растений и агрохимической службы о применении средств химизации (удобрений, пестицидов, стимуляторов роста, биопрепаратов, мелиорантов);

• заключение органа по карантину растений в случае проведения обработки против карантинных объектов;

• ветеринарный сертификат (свидетельство);

• зарубежные сертификаты на продукцию, системы качества поставщика;

• сертификат происхождения;

• протоколы испытаний в зарубежных лабораториях;

• техническая документация изготовителя (конструкторская, технологическая, эксплуатационная и т. п.).

Кроме перечисленных, по решению органа по сертификации можно использовать другие документы, не вызывающие сомнений в достоверности содержащейся в них информации.

Отбор, идентификация образцов и их испытание. Испытания для сертификации проводятся на пробах, в которых сырьевой состав, технология изготовления и другие признаки, характеризующие вид продукции, должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю.

Отбор образцов (проб) для испытаний осуществляет, как правило, орган по сертификации или, по его поручению, испытательная лаборатория.

Количество образцов от каждой фиксированной партии однородной продукции устанавливается органом, проводящим сертификацию, и должно, как правило, соответствовать требованиям нормативной документации на методы отбора проб и испытаний, установленным в государственных стандартах на конкретную продукцию, правилах или порядках сертификации однородной продукции. Орган по сертификации вправе корректировать массу отбираемой пробы с учетом определяемых показателей безопасности, если это им документально обосновано.

Отбор образцов оформляется актом. Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора. Отпуск отобранных образцовпищевой продукцииоформляется в установленном на предприятии порядке.

В соответствии с «Общим порядком обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции» (ПР 50.3.002-95), орган по сертификации может включить в отбираемую для сертификационных испытаний выборку дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хранения её в органе по сертификации или в лаборатории в качестве контрольных экземпляров с целью решения возможных разногласий и апелляций, сохранения наглядности сертифицированной продукции при возникновении необходимости (в дальнейшем) её идентификации (внешнего описания), в том числе для проверки качества продукции, заложенной на длительное хранение.

Срок хранения контрольных образцов или испытываемых образцов в лаборатории должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции, по истечении которого образцы возвращаются заявителю. Срок хранения контрольных образцов в органе по сертификации, требования к их маркировке и учету, порядок их возврата и списания устанавливаются в документах органа по сертификации (испытательной лаборатории), и по каждой конкретной заявке эти условия согласовываются с заявителем.

Отобранные образцы передаются в испытательную лабораторию (ИЛ) для испытаний, орган по сертификации оформляет направление на проведение сертификационных испытаний.

Перед проведением сертификационных испытаний орган по сертификации проводит идентификацию заявленной продукции:

- на принадлежность к заявляемой партии, на законностьеё производства (для алкогольной продукции - лицензия на право производства, торговли);

- на соответствие указанному наименованию (вид, класс, категория, сорт) и информации, указанной на этикетке, путем оценки органолептических показателей отобранных образцов (свидетельства о госрегистрации - для алкогольной продукции), изучения данныхосоставе продукции, другой информации, содержащейся на этикетке или в другой сопроводительной документации.

Идентификация продукции проводится согласно ГОСТ Р51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения».

При недостаточности или ненадежности полученной документальной информации для идентификации продукции орган по сертификации по согласованию с заказчиком назначает проведение дополнительных испытаний продукции по органолептическим и физико-химическим показателям во время проведения сертификационных испытаний в лаборатории за счет заявителя. Если при этом органом по сертификации установлено, что продукция не соответствует наименованию, сопроводительной документации или её маркировке, то заявитель извещается о том, что дальнейшие работы по сертификации не проводятся. Работы по сертификации могут быть возобновлены только после устранения нарушений и переоформления заявки на сертификацию по новому наименованию.

Результаты идентификации рекомендуется оформлять отдельным протоколом или отражать в акте отбора проб.

Испытания, проводящиеся в системах обязательной сертификации, должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям по безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленным во всех нормативных документахна эту продукцию - Законах Российской Федерации, ТР, государственных и признанных в Российской Федерации межгосударственных и международных стандартах, строительных нормах и правилах, санитарных нормах и правилах, нормах по безопасности, прочих документах, в которых устанавливаются обязательные требования к продукции. Кроме того,эти испытания должны подтвердить соответствие продукции другим требованиям, определяющим назначение продукции и область её применения.

Аналогичные требования предъявляются к испытаниям в системах добровольной сертификации по тем показателям, которые подлежат проверке.

Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.

При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной её удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испытания для сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные

специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.

Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат ввиду несоответствия продукции установленным требованиям) определяют в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.

При сертификации пищевой продукции органы по сертификации должны использовать результаты испытаний, полученные в аккредитованных испытательных лабораториях по аттестованным методикам, позволяющим полно и достоверно провести идентификацию продукции и подтвердить соответствие пищевой продукции требованиям, установленным в нормативных документах.

При отсутствии аттестованных методик (при отсутствии в методиках характеристик погрешности результатов измерений, алгоритмов и нормативов их оперативного контроля) измерений показателей, подлежащих подтверждению при сертификации, результаты, полученные испытательной лабораторией, могут быть признаны действительными при условии внедрения в этой испытательной лаборатории приемов и процедур контроля точности получаемых результатов и при условии, что используемые неаттестованные методики утверждены в установленном порядке.

Решением органа по сертификации испытания могут быть проведены по сокращенной номенклатуре показателей при условии, что остальные показатели подтверждены документами соответствующих служб надзора и контроля: санитарно-гигиенического, ветеринарного, а также документами о состоянии почв, воды, кормов, сырья и др. в конкретном регионе.

Анализ состояния производства проводят в соответствии с рекомендациями по сертификации Р 50.3.004-99 Системы сертификации ГОСТ Р «Анализ состояния производства при сертификации продукции» от 01 января 2000 г. при сертификации продукции по схемам 1а, 2а, За, 4а, 9а, 10а.

Целью проведения анализа состояния производства является установление наличия необходимых условий для обеспечения соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям.

Результаты анализа производства используют наряду с протоколами испытаний или декларацией о соответствии для определения срока действия сертификата соответствия на продукцию, установления периодичности и плана инспекционного контроля и составления корректирующих мероприятий.

В зависимости от схемы сертификации анализ состояния производства может производиться на этапе сертификации и при проведении инспекционного контроля с обязательным участием экспертов по сертификации производств или экспертов по сертификации продукции, которые прошли обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

Если у заявителя есть сертификат соответствия на производство или систему качества, выданный в Системе сертификации ГОСТ Р, анализ состояния производства не проводят.

Анализ состояния производства проводят по типовой или рабочей про-

грамме. Типовую программу разрабатывают применительно к производству группы однородной продукции, рабочую программу - к производству конкретной продукции.

Рекомендуемый состав проверок приведен в у Л.С. Кудряшова, Г.В. Гуринович, Т.В. Рензяевой [36, стр. 228-230].

Состав проверок, включаемых в программу, может быть сокращен, изменен или дополнен с учетом специфики изготовляемой продукции, степени её потенциальной опасности, объема и продолжительности производства продукции, стабильности условий производства, репутации качества продукции предприятия, качества комплектующих изделий и материалов, оценок, данных сторонними организациями и т. д.

При постановке на производство новой продукции, имеющей незначительные отличия в рецептуре и технологии, по решению эксперта результаты предшествующего анализа состояния производства могут быть частично или полностью распространены на сертификацию продукции.

Анализ состояния производства производят в следующем порядке:

• основанием является решение органа по сертификации (ОС) по заявке, с указанием принятой схемы сертификации, предусматривающей анализ состояния производства;

• ОС определяет программу работ по анализу состояния производства, назначает экспертов для его проведения, уведомляет организацию-заявителя о необходимости представления исходных документов и сроках проведения проверок;

• организация-заявитель до прибытия экспертов представляет вОС документацию, определяющую требования к качеству сертифицируемой продукции (стандарты, технические условия и др.).

После получения результатов испытаний или рассмотрения декларации о соответствии в организацию-заявитель направляют экспертов.

При отрицательных результатах испытаний или рассмотрения декларации о соответствии, когда принимаются решения об отказе в выдаче сертификата, анализ состояния производства не проводят.

Организация-заявитель предоставляет по требованию экспертов необходимые документы:

• конструкторскую документацию;

• технологическую документацию;

• методики испытаний;

• стандарты предприятия и инструкции, распространяющиеся на процесс производства и контроль качества продукции;

• регистрационно-учетную документацию (журналы и папки с протоколами, актами, удостоверениями и т. п. документами, заполняемыми в процессе производства и контроля качества продукции).

До начала проверки эксперты рассматривают представленные документы, анализируют протоколы сертификационных испытаний (при их наличии) или материалы, приложенные к декларации о соответствии или к заявке для определения наиболее важных объектов проверки.

В организации-заявителе эксперты проверяют состояние объектов оценки

в соответствии с программой и оценивают выполнение каждого требования.

Несоответствия, выявляемые в процессе проверки, классифицируют как значительные или малозначительные. К значительным несоответствиям относят:

• отсутствие нормативной документации на сертифицируемую продукцию;

• отсутствие, либо недостаточную полноту технологической документации (отсутствие описания выполняемых операций с указанием средств технологического оснащения);

• отсутствие, либо несоответствие наименований средств технического оснащения требованиям технологической документации;

• использование неповеренных средств измерений или с просроченным сроком поверки.

Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата. Орган по сертификации на основе анализа протоколов испытаний и заключения о состоянии производства, анализа других документов о соответствии продукции требованиям, установленным документом, на соответствие которому проверяется продукция, принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При отрицательных результатах оценки соответствия принимается решение об отказе выдачи сертификата с указанием причин.

Результаты испытаний должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям и нормативам её безопасности, установленным в государственных стандартах, санитарных нормах и правилах и другой нормативной документации.

Допускается сокращать объем сертификационных испытаний при условии наличия документов соответствующих государственных служб Российской Федерации, подтверждающих безопасность продукции, документов соответствующих служб других государств, с которыми Россия заключила соглашение о взаимном признании этих документов или признала документы в одностороннем порядке.

При подготовке решения орган по сертификации учитывает наличие санитарно-эпидемиологического заключения, выданного на стадии разработки и постановки на производство новых видов пищевых продуктов, внедрении новых технологических процессов, применение пищевых добавок и других веществ при закупке продукции за рубежом в соответствии с положением «О проведении гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств», утвержденным в установленном порядке. Санитарно-эпидемиологическое заключение должны иметь также используемые для пищевой продукции тара и упаковочные материалы. Необходимым условием для выдачи сертификата соответствия на партию продукции животного происхождения является наличие ветеринарного свидетельства, а на серийно вырабатываемую продукцию - наличие ветеринарного заключения (акта или регистрационного ветеринарного удостоверения), выданного Государственной ветеринарной службой в установленном порядке. Для продукции растениеводства учитывается наличие заключения агрохимической и карантинной служб.

В случае отказа о выдаче сертификата соответствия заявителю в трех-

дневный срок направляется письменное обоснование принятого решения.

Выдача сертификата. Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества (если это установлено схемой сертификации) анализа других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям, результаты этой оценки отражаются в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.

В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации.

Срок действия сертификата соответствия устанавливается с учетом:

• срока годности продукции - для сертификата, выданного на партию продукции;

• срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества - для серийно выпускаемой продукции;

• срока действия санитарно-эпидемиологического, но не более, чем на три года.

Срок действия сертификата на продукцию, сертифицируемую с использованием заявления-декларации изготовителя, устанавливается с учетом годности продукции, но не более чем на один год.

Для продукции с установленными сроками хранения и (или) реализации на сертификате или заявлении-декларации указывается, что продукт соответствует требованиям безопасности при соблюдении условий (режимов) хранения и (или) реализации.

При постановке продукции в госрезерв срок действия сертификата соответствия устанавливается на весь период её хранения.

Сертификаты соответствия оформляются на бланках установленной формы.

Формы сертификатов соответствия для обязательной и добровольной сертификации продукции и правила их заполнения установлены Правилами по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р».

Сертификаты соответствия при добровольной сертификации оформляются на специальном бланке Системы сертификации ГОСТ Р.

Сертификат соответствия оформляется, как правило, на продукцию конкретного наименования. В обоснованных случаях сертификат может иметь приложение установленной формы, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие.

В одну группу могут быть включены несколько наименований продукции, если она выпускается одним изготовителем и сертифицирована по одним и тем же требованиям, исходя из наличия единого нормативного документа на эту продукцию, идентичности рецептуры по компонентному составу, однородности используемого сырья, идентичности способа изготовления, а также других факторов, влияющих на безопасность готовой продукции.

При этом допускается проведение испытаний по сокращенной номенклатуре показателей, если анализ однородной группы продукции позволяет распространить результаты испытаний продукции одних наименований на продукцию других наименований, объединенную в конкретную сертифицируемую группу однородной продукции.

Приложение заверяется органом по сертификации. На бланке сертификата делается запись о том, что без приложения данный сертификат соответствия недействителен.

При внесении изменений в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции заявитель обязан заранее известить об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.

В соответствии с действующим порядком сертификаты соответствия национальных систем стран СНГ могут быть переоформлены путем заполнения бланка сертификата Системы сертификации ГОСТ Р на основании информации, содержащейся в сертификате национальной системы.

Решение о возможности переоформления без дополнительных процедур принимает орган по сертификации в каждом конкретном случае.

С учетом особенностей пищевой продукции переоформление сертификата без дополнительных процедур может осуществляться:

• если сертифицированная продукция изготовлена на предприятиях зарубежных стран по межгосударственному стандарту;

• если для транспортирования и хранения сертифицированной продукции не установлены специальные условия;

• для сертификата, выданного на партию продукции, при наличии в комплекте представляемых документов заверенной копии протокола испытаний;

• если представляется сертификат соответствия, выданный заводу-

изготовителю на серийно выпускаемую продукцию, переоформление осуществляется на конкретную партию продукции с указанием идентификационных признаков партии, при наличии на эту партию удостоверения о качестве.

Сертифицированная продукция должна маркироваться знаком обращения на рынке /знаком соответствия по ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размер и технические требования».

Маркировка знаком соответствия осуществляется согласно положениям «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» и «Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции».

Специфика применения знака, способ и место маркировки устанавливаются в порядках сертификации однородных групп продукции.

Для продукции с установленным сроком годности маркирование знаком соответствия осуществляется только при указании этого срока и означает, что действие знака ограничивается указанным сроком годности.

Заявитель обеспечивает необходимые условия хранения и использования упаковочных средств, маркированных знаком соответствия.

Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию.

Знак соответствия наносится на несъемную часть каждой единицы сер-

тифицированной продукции, при нанесении на упаковку - на каждую упаковочную единицу этой продукции. Он может быть нанесен рядом с товарным знаком.

Знак соответствия ставится на тару или упаковку при невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (например для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ). При необходимости используют специальные технические средства, такие как ярлыки, ленты, выполненные как встроенная часть продукции.

Правила нанесения знака соответствия на конкретную продукцию устанавливаются порядком сертификации однородной продукции.

Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фонеповерхности, на которую он нанесен.

Маркирование продукции знаком соответствия следует осуществлять способами, обеспечивающими четкое изображение этих знаков, ихстойкость к внешним воздействиям, а также сохранность в течение установленного срока службы или годности продукции.

Изображение знака соответствия может быть выполнено гравированием, травлением, литьем, печатанием или другим способом, обеспечивающим соблюдение предъявляемых к нему требований.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится согласно документу Р 50-601-43-94 «Рекомендации по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией».

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если он предусмотрен схемой сертификации) осуществляют органы, проводившие сертификацию этой продукций, с привлечением при необходимости других компетентных организаций.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится в течение всего срока действия сертификата и лицензиина применение знака соответствия, но не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным при сертификации требованиям.

Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильности производства, объем выпуска, наличие системы качества, стоимость проведения инспекционного контроля и т. п.

Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в порядке сертификации однородной продукции. В соответствии с этим оформляется программа инспекционнойпроверки сертифицированной продукции.

Способы и периодичность проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в каждом конкретном случае и фиксируются в договоре по инспекционному контролю либо в решении о выдаче сертификата.

В зависимости от схемы сертификации инспекционный контроль может

включать:

• отбор образцов и их испытания по полной или частичной программе в аккредитованной лаборатории;

• анализ информации о рекламациях на продукцию за проверяемый период;

• анализ информации о продукции от основных потребителей, надзорных органов, обществ потребителей;

• анализ применения знака соответствия и т. п.;

• проверку на месте состояния производства и (или) системы качества;

• анализ на месте внесенных изменений в продукцию и (или) технологический процесс;

• другие действия, учитывающие специфику продукции и способы её производства.

Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль продукции, на которую выдан сертификат.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом (или отчетом), в котором дается оценка результатов испытаний образцов (проб) и других проверок, а также делается заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.

Акт (отчет) хранится в органе по сертификации в течение срока действия сертификата, а его копии направляются заявителю и организациям, принимавшим участие в инспекционном контроле.

По результатам инспекционного контроля в случае нарушения требований нормативных документов орган по сертификации может приостановить действие сертификата соответствия согласно «Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации».

По результатам контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата в случаях:

• несоответствия продукции требованиям нормативной документации;

• изменение нормативной документации на продукцию или метода испытаний;

• изменения состава изделия;

• изменение технологии и организации производства;

• невыполнения требований технологии, методов контроля, системы обеспечения качества, если эти изменения могут вызвать изменение качества продукции.

Информация о приостановке действия или аннулировании сертификата соответствия доводится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей и всех заинтересованных участников Системы сертификации.

После этого ОС устанавливает порядок корректирующих мероприятий, контролирует их выполнение, меняет маркировку и информирует всех участников сертификации. В случае, если нарушение невозможно устранить, сертификат может быть аннулирован.

Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертификатов соответствия и заверенных копий. Документы и материалы, используемые при сертификации продукции, должны храниться в органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия, в течение срока его действия и дополнительно в течение одного-двух лет согласно порядку, установленному органом по сертификации.

В состав документов, предназначенных для хранения, как правило, включаются:

• заявка на проведение сертификации, зарегистрированная в органе по сертификации;

• решение органа по сертификации заявке и выдачесертификата;

• акт отбора образцов для испытаний;

• декларация о соответствии поставщика (при наличии);

• протокол идентификации продукции (при наличии);

• протоколы лабораторных испытаний;

• копия санитарно-эпидемиологического заключения в случаях, предусмотренных действующим законодательством и нормативными документами;

• копии контрактов (договоров) на поставку продукции;

• копии товаросопроводительных документов (счета-фактуры (инвойсы), товаро-транспортные накладные (железнодорожные накладные, коносаменты и т. п.));

• копии сертификатов происхождения, сертификатов качества изготовителя;

• копии документов, содержащих информацию об изготовителе;

• ветеринарные свидетельства, заверенныеместной госветслужбой,для продукции животного происхождения;

• программа проведения анализа состояния производства, если сертификация продукции проводилась по схемам, предусматривающим анализ состояния производства;

• акт анализа состояния производства;

• акт инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

• другие документы, необходимость наличия которых установлена экспертом.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.