Ведомственные документы по вопросам гражданской обороны здравоохранения Российской Федерации. ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.......................................................... 12
2.1. Основные понятия и задачи гражданской обороны................................. 12
2.2. Принципы организации и ведения гражданской обороны.......................... 23
2.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны............................................................ 24
2.4. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций. Права и обязанности граждан Российской Федерации
в области гражданской обороны.......................................................... 31
2.5. Руководство гражданской обороной 32
2.6. Силы гражданской обороны 35
2.7. Финансирование мероприятий по гражданской обороне 33
ГЛАВА Iii. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОГО ПРОТИВНИКА И ВОЗМОЖНЫЕ МЕДИКО-САНИТАРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 40
3.1 Современные войны и возможный характер военных угроз для России. (Характер военных угроз России и войн начала XXI века) 40
3.2. Обычное оружие 45
3.3. Ядерное оружие 48
3.4. Химическое оружие 51
3.5. Биологическое оружие 53
3.6. Нелетальное оружие 55
3.7. Медико-тактическая характеристика очагов комбинированного
поражения 59
3.8. Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время. 62
3.9. Методики прогнозирования и оценки медицинской обстановки
в очагах поражения 63
3.10. Методика расчета возможных потерь среди населения от обычного
и высокоточного оружия в очагах поражения военного времени 65
ГЛАВА IV. ФЕДЕРАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ
СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ............................................................ 72
4.1.Задачи и организация федеральной медицинской службы гражданской обороны............................................................................................. 72
4.2.Силы и средства федеральной медицинской службы
гражданской обороны............................................................................................. 76
4.3.Организация медицинского обеспечения населения при проведении мероприятий гражданской обороны................................................................... 84
4.4.Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженного населения............... 96
4.5.Медицинская защита населения от современных средств поражения. .. 104
4.6.Система управления МС ГО............................................................................... 106
4.7. Планирование медицинского обеспечения населения в военное время. .. 109
4.8. Организация медицинского снабжения формирований
и учреждений МС ГО............................................................................................. 110
ГЛАВА V. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ... 114
5.1.Определения и понятия..................................................................................... 114
5.2. Задачи гражданской обороны объекта здравоохранения....................... 116
5.3. Организация и ведение гражданской обороны
на объекте здравоохранения............................................................................. 118
5.4. Организация специальной и тактико-специальной подготовки на объекте здравоохранения................................................................................... 157
5.5. Организация управления гражданской обороной
на объектах здравоохранения........................................................................... 173
5.6. Методика оценки состояния готовности объекта здравоохранения к работе в военное время....................................................................................... 177
ГЛАВА VI. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ............................................................ 179
6.1. Цель и задачи деятельности государственной санитарно- эпидемиологической службы в военное время.............................................. 179
6.2. Силы и средства государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время........................ 181
6.3. Принципы организации работы государственной санитарно- эпидемиологической службы в военное время.............................................. 186
6.4. Содержание и последовательность управления государственной санитарно-эпидемиологической службой в военное время...................... 195
6.5. Материально-техническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время........................ 207
Литература..................................................................................................................... 209
Законодательные и нормативно-правовые документы.................................... 210
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.
В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.
Изменившаяся концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.
Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе федеральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.
Переход России к рыночной экономике, пересмотр военной доктрины страны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266, предусматривающее создание Федеральной медицинской службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинской службе гражданской обороны (приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. № 242), определившее понятие, задачи и организацию Федеральной медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования.
ГЛАВА I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Согласно Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В Конституции определяется следующая иерархия нормативно-правовых актов:
1. Конституция.
2. Федеральный конституционный закон.
3. Федеральный закон
4. Указ Президента Российской Федерации.
5. Постановление Правительства Российской Федерации.
6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Рос сийской Федерации.
Там же прописано главенство Конституции — Основного закона государства, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты.
Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловила необходимость укрепления нормативно-правовой базы гражданской обороны РФ. В результате в последние годы принят ряд документов, определяющих стратегические направления работы в этой области.
1.1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны.
1.1.1, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1 -ФКЗ «О военном положении».
В законе дается четкая формулировка военного положения как особого лравовогорежима, вводимого на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
В законе изложены правила введения военного положения, полномочия органов государственной власти и особенности функционирования в период действия военного положения.
1.1.2.Федеральный закон от31 мая 1996 года № 61 -ФЗ «Об обороне».
Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
1.1.3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» будет подробно изложен в главе II.
1.2. Указы Президента Российской федерации, регламентиру ющие вопросы гражданской обороны.
1.2.1.Указ от Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Военная доктрина Российской Федерации».
В Указе отмечается, что военная доктрина Российской Федерации представляет совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Также подчеркивается, что военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее содержании последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.
1.2.2. Указ от Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федера ции».
Под концепцией национальной безопасности Российской Федерации подразумевается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа, как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской федерации.
В «Концепции ...» сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
1.2.3. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года №953 "Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданс кой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий ных бедствий».
В данном Указе Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) определяется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
1.3. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны.
Основными постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны в Российской Федерации являются:
1.3.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года №359 «Об утверждении положения о порядке использования
объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».
1.3.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 но ября 1996 года N° 1396 «О реорганизации штабов по делам гражданской обо роны и чрезвычайным ситуациям».
1.3.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сен тября 1998 года № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне*.
1.3.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октяб ря 1998 года № 1149 «О порядке отнесения территории к группам по граж данской обороне»,
1.3.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 года № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны».
1.3.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля
1999 года № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных под разделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»,
1.3.7. Постановление Правительства Российской федерации от 18 но ября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны».
1.3.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 но ября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов граж данской обороны ".
1.3.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта
2000 года N° 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение ме роприятий по гражданской обороне».
1.3.10. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ап реля 2000 года № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях граж данской обороны материально-технических, продовольственных, медицин ских и иных средств».
1.3.11. Постановления Правительства Российской Федерации от 2 но- ября'2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
Вопросы, изложенные в данных постановлениях Правительства Российской Федерации, будут детально освещены в следующей главе.
Ведомственные документы по вопросам гражданской обороны здравоохранения Российской Федерации.
На основании федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации в каждом федеральном Министерстве исполняются свои ведомственные документы по вопросам гражданской обороны.
Наиболее важные документы Министерства здравоохранения Российской Федерации следующие:
1.4.1. Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».
Под федеральной медицинской службой гражданской обороны понимается система органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижение инвалидности и смертности.
Федеральная медицинская служба гражданской обороны осуществляет свою деятельность во взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, с другими службами гражданской обороны, а также с медицинскими службами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в установленном порядке.
Формирования и учреждения медицинской службы гражданской обороны, создаваемые на базе учреждений здравоохранения Минздрава России, а также формирования и учреждения медицинской службы гражданской обороны других федеральных органов исполнительной власти, организаций, независимо от формы собственности по решению соответствующих начальников гражданской обороны используются н ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными задачами федеральной медицинской службы гражданской обороны являются:
- прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;
- разработка нормативных и методических документов по организации медицинского обеспечения населения страны, пострадавшего при ведений- военных действий или вследствие этих действий;
- организация \л проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения е военное время;
- планирование, организация и проведение мероприятий по медицинс кому обеспечению пораженного населения в военное время;
- подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здра воохранения к работе в условиях военного времени;
- создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;
- создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйствен- ных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны;
-организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
-участие в разработке медицинских средств защиты населения от современных средств поражения;
- подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения на селения в военное время;
- участие в подготовке населения по вопросам оказания первой меди цинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;
- участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;
-своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпиде мических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпи демиологического благополучия населения;
- медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемо го населения.
Начальником федеральной медицинской службы гражданской обороны является первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации. Для управления службой приказом Министра здравоохранения Российской Федерации создается штаб федеральной медицинской службы гражданской обороны.
В состав штаба включаются:
Начальник штаба — заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.
Заместитель начальника штаба — директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита».
Члены штаба:
- руководители структурных подразделений Минздрава России;
- главные медицинские специалисты Минздрава России;
- представители Российской академии медицинских наук;
- специалисты ВЦМК «Защита»;
-представители заинтересованных органов исполнительной власти и организаций;
- представитель Российского общества Красного Креста.
В состав федеральной медицинской службы гражданской обороны входят учреждения и формирования медицинской службы гражданской обороны.
К учреждениям, входящим в состав федеральной медицинской службы гражданской обороны, относятся:
- учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек, создание медицинских формирований (гражданских организаций гражданской обороны);
- учреждения здравоохранения, создаваемые на военное время по реше нию органов исполнительной власти (многопрофильные больницы и другие);
- организации государственной санитарно-эпидемиологической служ бы, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) граж данской обороны Российской Федерации;
- аптечные учреждения, в том числе склады медицинских центров «Резерв-;
10
учреждения здравоохранения, привлекаемые решениями органов испол нительной власти к участию в проведении мероприятий гражданской обороны.
К формированиям медицинской службы гражданской обороны относятся:
- медицинские отряды;
- подвижные госпитали;
- бригады специализированной медицинской помощи;
- санитарно-эпидемиологические отряды;
-санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);
-специализированные противоэпидемические бригады;
- группы эпидемиологической разведки.
1.4.2. Инструкция от 8.12.2000 №212-05/356 о порядке развертывания и использования дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время.
Дополнительные больничные койки здравоохранения, развертываемые в военное время на территории субъекта Российской Федерации, предназначаются для медицинского обеспечения проживающего на данной территории пораженного населения в случае возникновения массовых санитарных потерь при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Постановлением Правительства Российской Федерации устанавливается задание на развертывание в военное время дополнительных больничных коек здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и содержание в этих целях в мобилизационном резерве определенных запасов медицинского, санитарно-хозяйстаенного и специального имущества. Время развертывания дополнительных больничных коек, их дислокация и специализация, порядок и источники комплектования кадрами, материальными и финансовыми средствами определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с учетом местных условий и имеющихся по этим вопросам нормативных правовых актов и методических рекомендаций Минздрава России.
Непосредственную ответственность за организацию развертывания дополнительных больничных коек на территории субъекта Российской Федерации несет руководитель органа управления здравоохранением данного субъекта и руководители медицинских учреждений, на которые возложено соответствующеезадание.
В «Инструкции ...» изложены основные принципы организации развертывания дополнительных больничных коек здравоохранения:
- многовариантное планирование развертывания дополнительных боль ничных коек здравоохранения, предусматривающее поэтапное (по месту, сро кам и объемам) решение этой задачи в условиях как планомерного выполнения мероприятий гражданской обороны, так и внезапного осложнения обстановки;
- обеспечение выполнения заданий по развертыванию дополнительных больничных коек, 8о-первых, за счет максимально возможного сверхштат ного наращивания коечного фонда существующих в мирное время отделе ний лечебно-профилактических учреждений, независимо от их ведомствен-
И
ной принадлежности и форм собственности; во-вторых, за счет создания в составе существующих лечебно-профилактических учреждений новых лечебно-диагностических отделений и филиалов учреждений; в-третьих, за счет создания новых лечебных учреждений;
- максимально возможное сохранение на переходный период сущестау- ющих в мирное время возможностей по оказанию раненым и больным спе циализированной медицинской помощи, их лечению и медицинской реаби литации. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений из пригранич ных районов, возможных зон заражения радиоактивными и аварийно химически опасными веществами, зон возможного катастрофического затоп ления, а также из городов, отнесенных к особым группам и при угрозе ядер ного нападения производится по решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом обеспечения их развертывания и работы в безопасных районах;
- использование имеющихся в мирное время в лечебно-профилактических учреждениях переходящих запасов медицинского и другого имущества для обес печения работы существующего и дополнительно развертываемого коечного фонда до начала поставок имущества по планам расчетного года;
-принятие заблаговременных решений суженных заседаний органов исполнительной власти о выделении дополнительных зданий и помещений, кадровых ресурсов, а также на получение и приобретение необходимой техники, материальных и иных средств для обеспечения работы существующих и развертываемых дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время;
- сохранение и укрепление существующей территориальной системы управления имеющимися в мирное время и дополнительно развертываемы ми в военное время силами и средствами здравоохранения.
1.4.3. Методические указания от 24.04.2001 №2510/4291-01-27 по созданию гражданских организаций гражданской обороны в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации.
В «Методических указаниях ...» подробно изложены задачи гражданских организаций гражданской обороны, расчеты их создания, комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом, формы учета.
|