Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ведомственные документы по вопросам гражданской обороны здравоохранения Российской Федерации.

ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.......................................................... 12

2.1. Основные понятия и задачи гражданской обороны................................. 12

2.2. Принципы организации и ведения гражданской обороны.......................... 23

2.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в
области гражданской обороны............................................................ 24

2.4. Полномочия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления,
организаций. Права и обязанности граждан Российской Федерации

в области гражданской обороны.......................................................... 31

2.5. Руководство гражданской обороной 32

2.6. Силы гражданской обороны 35

2.7. Финансирование мероприятий по гражданской обороне 33

ГЛАВА Iii. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОГО
ПРОТИВНИКА И ВОЗМОЖНЫЕ МЕДИКО-САНИТАРНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 40

3.1 Современные войны и возможный характер военных угроз для России. (Характер военных угроз России и войн начала XXI века) 40

3.2. Обычное оружие 45

3.3. Ядерное оружие 48

3.4. Химическое оружие 51

3.5. Биологическое оружие 53

 

3.6. Нелетальное оружие 55

3.7. Медико-тактическая характеристика очагов комбинированного

поражения 59

3.8. Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время. 62

3.9. Методики прогнозирования и оценки медицинской обстановки

в очагах поражения 63

3.10. Методика расчета возможных потерь среди населения от обычного

и высокоточного оружия в очагах поражения военного времени 65

ГЛАВА IV. ФЕДЕРАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ............................................................ 72

4.1.Задачи и организация федеральной медицинской службы
гражданской обороны............................................................................................. 72



4.2.Силы и средства федеральной медицинской службы

гражданской обороны............................................................................................. 76

4.3.Организация медицинского обеспечения населения при проведении
мероприятий гражданской обороны................................................................... 84

4.4.Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженного населения............... 96

4.5.Медицинская защита населения от современных средств поражения. .. 104

4.6.Система управления МС ГО............................................................................... 106

4.7. Планирование медицинского обеспечения населения в военное время. .. 109

4.8. Организация медицинского снабжения формирований

и учреждений МС ГО............................................................................................. 110

ГЛАВА V. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ... 114

5.1.Определения и понятия..................................................................................... 114

5.2. Задачи гражданской обороны объекта здравоохранения....................... 116

5.3. Организация и ведение гражданской обороны

на объекте здравоохранения............................................................................. 118

5.4. Организация специальной и тактико-специальной подготовки на
объекте здравоохранения................................................................................... 157

5.5. Организация управления гражданской обороной

на объектах здравоохранения........................................................................... 173

5.6. Методика оценки состояния готовности объекта здравоохранения к
работе в военное время....................................................................................... 177

ГЛАВА VI. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ............................................................ 179

6.1. Цель и задачи деятельности государственной санитарно-
эпидемиологической службы в военное время.............................................. 179

6.2. Силы и средства государственной
санитарно-эпидемиологической службы в военное время........................ 181

6.3. Принципы организации работы государственной санитарно-
эпидемиологической службы в военное время.............................................. 186

6.4. Содержание и последовательность управления государственной
санитарно-эпидемиологической службой в военное время...................... 195

6.5. Материально-техническое обеспечение государственной
санитарно-эпидемиологической службы в военное время........................ 207

Литература..................................................................................................................... 209

Законодательные и нормативно-правовые документы.................................... 210


ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших тех­нологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отво­дится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.

Изменившаяся концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огром­ными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в приго­родную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно умень­шает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все рав­но приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где со­отношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.

Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе граж­данской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе феде­ральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от мест­ной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для органи­зации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Граж­данской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицин­ского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.

Переход России к рыночной экономике, пересмотр военной доктрины стра­ны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266, предусматривающее создание Федеральной медицинс­кой службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинс­кой службе гражданской обороны (приказ Министра здравоохранения Рос­сийской Федерации от 3 июля 2000 г. № 242), определившее понятие, задачи и организацию Федеральной медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования.


ГЛАВА I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБО­РОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Согласно Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, «Российская Федерация — Россия есть демократическое феде­ративное правовое государство с республиканской формой правления».

В Конституции определяется следующая иерархия нормативно-право­вых актов:

1. Конституция.

2. Федеральный конституционный закон.

3. Федеральный закон

4. Указ Президента Российской Федерации.

5. Постановление Правительства Российской Федерации.

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Рос­
сийской Федерации.

Там же прописано главенство Конституции — Основного закона государ­ства, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты.

Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловила необходимость укрепления нормативно-правовой базы гражданской оборо­ны РФ. В результате в последние годы принят ряд документов, определяю­щих стратегические направления работы в этой области.

1.1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны.

1.1.1, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года №
1 -ФКЗ «О военном положении».

В законе дается четкая формулировка военного положения как особого лравовогорежима, вводимого на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Рос­сийской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

В законе изложены правила введения военного положения, полномо­чия органов государственной власти и особенности функционирования в пе­риод действия военного положения.

1.1.2.Федеральный закон от31 мая 1996 года № 61 -ФЗ «Об обороне».

Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обо­роны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обя­занности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и сред­ства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законода­тельства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.


1.1.3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О граж­данской обороне» будет подробно изложен в главе II.

1.2. Указы Президента Российской федерации, регламентиру­
ющие вопросы гражданской обороны.

1.2.1.Указ от Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000
года № 706 «Военная доктрина Российской Федерации».

В Указе отмечается, что военная доктрина Российской Федерации пред­ставляет совокупность официальных взглядов (установок), определяющих во­енно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Также подчерки­вается, что военная доктрина носит оборонительный характер, что предопре­деляется органическим сочетанием в ее содержании последовательной при­верженности миру с твердой решимостью защищать национальные интере­сы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

1.2.2. Указ от Президента Российской Федерации от 10 января 2000
года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федера­
ции».

Под концепцией национальной безопасности Российской Федерации подразумевается система взглядов на обеспечение в Российской Федера­ции безопасности личности, общества и государства от внешних и внутрен­них угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа, как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской федерации.

В «Концепции ...» сформулированы важнейшие направления государ­ственной политики Российской Федерации.

1.2.3. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года
№953 "Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданс­
кой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­
ных бедствий».

В данном Указе Министерство Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий (МЧС России) определяется федеральным органом испол­нительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

1.3. Постановления Правительства Российской Федерации по
вопросам гражданской обороны.

Основными постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны в Российской Федерации являются:

1.3.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ап­реля 1994 года №359 «Об утверждении положения о порядке использования


объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предпри­ятиями, учреждениями и организациями».

1.3.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 но­
ября 1996 года N° 1396 «О реорганизации штабов по делам гражданской обо­
роны и чрезвычайным ситуациям».

1.3.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сен­
тября 1998 года № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по
гражданской обороне*.

1.3.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октяб­
ря 1998 года № 1149 «О порядке отнесения территории к группам по граж­
данской обороне»,

1.3.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня
1999 года № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны».

1.3.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля

1999 года № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных под­
разделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в
области гражданской обороны»,

1.3.7. Постановление Правительства Российской федерации от 18 но­
ября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны».

1.3.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 но­
ября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов граж­
данской обороны ".

1.3.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта

2000 года N° 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение ме­
роприятий по гражданской обороне».

1.3.10. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ап­
реля 2000 года № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях граж­
данской обороны материально-технических, продовольственных, медицин­
ских и иных средств».

1.3.11. Постановления Правительства Российской Федерации от 2 но-
ября'2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения
населения в области гражданской обороны».

Вопросы, изложенные в данных постановлениях Правительства Россий­ской Федерации, будут детально освещены в следующей главе.

Ведомственные документы по вопросам гражданской обороны здравоохранения Российской Федерации.

На основании федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации в каж­дом федеральном Министерстве исполняются свои ведомственные докумен­ты по вопросам гражданской обороны.

Наиболее важные документы Министерства здравоохранения Россий­ской Федерации следующие:

1.4.1. Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».


Под федеральной медицинской службой гражданской обороны понимает­ся система органов управления, учреждений и формирований, предназначен­ных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных, сани­тарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание ме­дицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в целях воз­вращения к трудовой деятельности, снижение инвалидности и смертности.

Федеральная медицинская служба гражданской обороны осуществля­ет свою деятельность во взаимодействии с МЧС России и его территориаль­ными органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, с другими службами гражданской обороны, а также с медицинскими службами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в установленном порядке.

Формирования и учреждения медицинской службы гражданской обо­роны, создаваемые на базе учреждений здравоохранения Минздрава Рос­сии, а также формирования и учреждения медицинской службы гражданской обороны других федеральных органов исполнительной власти, организаций, независимо от формы собственности по решению соответствующих началь­ников гражданской обороны используются н ходе проведения аварийно-спа­сательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными задачами федеральной медицинской службы гражданской обороны являются:

- прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий
и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;

- разработка нормативных и методических документов по организации
медицинского обеспечения населения страны, пострадавшего при ведений-
военных действий или вследствие этих действий;

- организация проведение мероприятий, направленных на сохранение
и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения
е военное время;

- планирование, организация и проведение мероприятий по медицинс­
кому обеспечению пораженного населения в военное время;

- подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здра­
воохранения к работе в условиях военного времени;

- создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при
проведении мероприятий гражданской обороны;

- создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйствен-
ных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований
медицинской службы гражданской обороны;

-организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

-участие в разработке медицинских средств защиты населения от со­временных средств поражения;


- подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения на­
селения в военное время;

- участие в подготовке населения по вопросам оказания первой меди­
цинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;

- участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;

-своевременное оказание медицинской помощи пораженным и боль­ным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельнос­ти, снижения инвалидности и смертности;

- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпиде­
мических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и
распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпи­
демиологического благополучия населения;

- медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемо­
го населения.

Начальником федеральной медицинской службы гражданской оборо­ны является первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации. Для управления службой приказом Министра здравоохранения Российской Федерации создается штаб федеральной медицинской службы гражданской обороны.

В состав штаба включаются:

Начальник штаба — заместитель Министра здравоохранения Российс­кой Федерации.

Заместитель начальника штаба — директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита».

Члены штаба:

- руководители структурных подразделений Минздрава России;

- главные медицинские специалисты Минздрава России;

- представители Российской академии медицинских наук;

- специалисты ВЦМК «Защита»;

-представители заинтересованных органов исполнительной власти и организаций;

- представитель Российского общества Красного Креста.

В состав федеральной медицинской службы гражданской обороны вхо­дят учреждения и формирования медицинской службы гражданской обороны.

К учреждениям, входящим в состав федеральной медицинской службы гражданской обороны, относятся:

- учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на
развертывание в военное время дополнительных больничных коек, создание
медицинских формирований (гражданских организаций гражданской обороны);

- учреждения здравоохранения, создаваемые на военное время по реше­
нию органов исполнительной власти (многопрофильные больницы и другие);

- организации государственной санитарно-эпидемиологической служ­
бы, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) граж­
данской обороны Российской Федерации;

- аптечные учреждения, в том числе склады медицинских центров «Резерв-;

10


учреждения здравоохранения, привлекаемые решениями органов испол­
нительной власти к участию в проведении мероприятий гражданской обороны.

К формированиям медицинской службы гражданской обороны относятся:

- медицинские отряды;

- подвижные госпитали;

- бригады специализированной медицинской помощи;

- санитарно-эпидемиологические отряды;

-санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, ра­диологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);

-специализированные противоэпидемические бригады;

- группы эпидемиологической разведки.

1.4.2. Инструкция от 8.12.2000 №212-05/356 о порядке развертыва­ния и использования дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время.

Дополнительные больничные койки здравоохранения, развертываемые в военное время на территории субъекта Российской Федерации, предназ­начаются для медицинского обеспечения проживающего на данной терри­тории пораженного населения в случае возникновения массовых санитарных потерь при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Постановлением Правительства Российской Федерации устанавлива­ется задание на развертывание в военное время дополнительных больнич­ных коек здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и содержание в этих целях в мобилизационном резерве определенных запа­сов медицинского, санитарно-хозяйстаенного и специального имущества. Время развертывания дополнительных больничных коек, их дислокация и специализация, порядок и источники комплектования кадрами, материаль­ными и финансовыми средствами определяются решениями органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправ­ления с учетом местных условий и имеющихся по этим вопросам норматив­ных правовых актов и методических рекомендаций Минздрава России.

Непосредственную ответственность за организацию развертывания дополнительных больничных коек на территории субъекта Российской Фе­дерации несет руководитель органа управления здравоохранением данного субъекта и руководители медицинских учреждений, на которые возложено соответствующеезадание.

В «Инструкции ...» изложены основные принципы организации развер­тывания дополнительных больничных коек здравоохранения:

- многовариантное планирование развертывания дополнительных боль­
ничных коек здравоохранения, предусматривающее поэтапное (по месту, сро­
кам и объемам) решение этой задачи в условиях как планомерного выполнения
мероприятий гражданской обороны, так и внезапного осложнения обстановки;

- обеспечение выполнения заданий по развертыванию дополнительных
больничных коек, 8о-первых, за счет максимально возможного сверхштат­
ного наращивания коечного фонда существующих в мирное время отделе­
ний лечебно-профилактических учреждений, независимо от их ведомствен-

И


ной принадлежности и форм собственности; во-вторых, за счет создания в составе существующих лечебно-профилактических учреждений новых лечеб­но-диагностических отделений и филиалов учреждений; в-третьих, за счет создания новых лечебных учреждений;

- максимально возможное сохранение на переходный период сущестау-
ющих в мирное время возможностей по оказанию раненым и больным спе­
циализированной медицинской помощи, их лечению и медицинской реаби­
литации. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений из пригранич­
ных районов, возможных зон заражения радиоактивными и аварийно
химически опасными веществами, зон возможного катастрофического затоп­
ления, а также из городов, отнесенных к особым группам и при угрозе ядер­
ного нападения производится по решениям органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации с учетом обеспечения их развертывания и
работы в безопасных районах;

- использование имеющихся в мирное время в лечебно-профилактических
учреждениях переходящих запасов медицинского и другого имущества для обес­
печения работы существующего и дополнительно развертываемого коечного
фонда до начала поставок имущества по планам расчетного года;

-принятие заблаговременных решений суженных заседаний органов испол­нительной власти о выделении дополнительных зданий и помещений, кадровых ресурсов, а также на получение и приобретение необходимой техники, матери­альных и иных средств для обеспечения работы существующих и развертывае­мых дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время;

- сохранение и укрепление существующей территориальной системы
управления имеющимися в мирное время и дополнительно развертываемы­
ми в военное время силами и средствами здравоохранения.

1.4.3. Методические указания от 24.04.2001 №2510/4291-01-27 по созданию гражданских организаций гражданской обороны в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных Министерству здравоох­ранения Российской Федерации.

В «Методических указаниях ...» подробно изложены задачи гражданс­ких организаций гражданской обороны, расчеты их создания, комплектова­ние личным составом, обеспечение техникой и имуществом, формы учета.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.