Организация медицинского обеспечения населения при проведении мероприятий гражданской обороны. 4.3.1. Мероприятия МСГО в условиях мирного времени.
Наличие на вооружении у вероятного противника высокоэффективных современных средств нападения, способных поражать объекты в глубоком тылу нашей страны, требует от всей системы гражданской обороны и в том числе от медицинской службы ГО высокой готовности к выполнению задач военного времени.
Для повышения готовности МС ГО к выполнению стоящих перед ней задач в военное время необходима систематическая подготовительная работа, проводимая службой заблаговременно в мирное время.
В этих целях медицинской службой ГО в режиме повседневной готовности проводятся следующие мероприятия:
• прогнозирование возможных медико-санитарных последствий приме нения противником современных средств поражения и планирование мероп риятий медицинского обеспечения населения;
• подготовка органов и пунктов управления МС ГО на всех уровнях;
■ создание формирований МС ГО и поддержание их в высокой готовности;
• планирование и организация приспособительных работ в обществен ных зданиях загородной зоны, предназначенных для развертывания на их базе лечебных учреждений МС ГО;
• подготовка учреждений МС ГО к развертыванию и работе в условиях применения противником современных видов оружия;
• планирование медицинского обеспечения эвакуируемого и рассредо- тачиваемогонаселения;
• создание запасов медицинского, санитарно-хоэяйственного и специ ального имущества для оснащения формирований и учреждений МС ГО;
■ планирование и проведение работ, повышающих устойчивость рабо ты органов и учреждений здравоохранения в военное время;
•разработка планов по медицинской защите личного состава ГО и населения в военное время; - подготовка кадров для органов управления, медицинских формирований и учреждений МС ГО ;
■участие в обучении населения приемам и методам оказания первой медицинской помощи в очагах поражения в порядке само- и взаимопомощи.
Важную роль в обеспечении организованного перевода МС ГО на военное положение играет заблаговременная подготовка органов управления, формирований и учреждений службы к действиям в особый период.
Для этого в мирное время до исполнителей доводятся задачи, вытекающие из соответствующих планов медицинского обеспечения населения в военное время, устанавливаются объем и сроки проведения запланированных мероприятий, оформляются заявки на все виды обеспечения, наряды, ордера, накладные.
Руководящие кадры здравоохранения, входящие в состав штабов МС ГО, должны иметь рабочие папки, в которых находятся личные планы работы по степеням готовности ГО, проекты приказов, распоряжений, нормативные документы, справочные материалы.
4.3.2. Мероприятия МС ГО при переводе на военное положение.
Перевод медицинской службы ГО на военное положение - это один из наиболее ответственных и сложных периодов ее деятельности. При этом порядок и последовательность выполнения всех медицинских мероприятий осуществляются по установленным степеням готовности ГО, которые определяются заблаговременно в мирное время.
В Российской Федерации установлены следующие степени готовности ГО: «Повседневная», «Первоочередные мероприятия ГО первой группы», к Первоочередные мероприятия ГО второй группы", «Общая готовность гражданской обороны».
Приведение в готовность МС ГО и перевод ее с мирного на военное положение обеспечивает устойчивое управление медицинскими силами в военное время, снижение потерь населения и личного состава службы путем проведения мероприятий по медицинской защите, повышению устойчивости работы объектов здравоохранения в военное время и подготовку медицинских сил и средств к медицинскому обеспечению населения при нападении противника.
Приведение ГО в готовность той или иной степени может осуществляться либо последовательно, либо, в зависимости от обстановки, сразу в высшие степени готовности, с обязательным проведением мероприятий, предусмотренных предшествующими степенями готовности. Для своевременного наращивания сил ГО и подготовки их к выполнению задач в особых случаях решением Президента РФ часть органов управления ГО может приводиться в высшие степени готовности заблаговременно.
Для сокращения сроков перевода МС ГО на военное положение, еще до ввода в действие планов гражданской обороны, предусматривается выполнение первоочередных мероприятий ГО первой и второй группы, повышающих готовность медицинской службы гражданской обороны. Эти мероприятия должны выполняться скрытно, под видом учений, тренировок и ремонтных работ.
При планомерном переводе системы гражданской обороны с мирного на военное положение, с получением распоряжения о проведении первооче-
85
редных мероприятий ГО первой группы, начальник МС ГО осуществляет оповещение и сбор руководящего состава МС ГО, после чего доводит обстановку, полученную от соответствующего органа управления по делам ГОЧС, ставит задачу работникам своего штаба, распределяет руководящий состав службы согласно штату и направлениям деятельности.
Непосредственно а пункте постоянной дислокации органа управления здравоохранением организуется круглосуточное дежурство руководящего состава штаба МС ГО, члены которого приступают к выполнению своих обязанностей согласно штатному расписанию. Главными специалистами органа управления здравоохранением и членами штаба МС ГО в соответствии со своими функциональными обязанностями уточняются разделы плана медицинского обеспечения населения в военное время.
В ходе выполнения первоочередных мероприятий ГО первой группы приводятся в готовность защищенные стационары для укрытия нетранспортабельных больных и обслуживающего персонала. С этой целью главный врач больницы отдает распоряжение ответственному лицу за содержание убежища или начальнику штаба ГО объекта освободить защитные сооружения от хранящегося в них имущества, укомплектовать их источниками аварийного освещения, необходимым инструментом, инвентарем и пожарным оборудованием; проверить защитные сооружения на герметичность и техническое состояние их систем жизнеобеспечения. В этот период осуществляется подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты личному составу формирований из запасов объектов экономики. Со складов мобилизационного резерва организуется вывоз на пункты выдачи противогазов и приборов радиационной и химической разведки.
На запасные загородные пункты управления (ЗЗПУ) министерств и ведомств, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований в целях медицинского обеспечения боевых расчетов ПУ осуществляется закладка медикаментов.
В учреждениях государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН), входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля ГО (СНЛК) приводятся в рабочее состояние технические средства и оснащение, предназначенные для обнаружения и индикации радиоактивного, химического и биологического заражения продуктов, пищевого сырья и питьевой воды.
Уточняется укомплектованность формирований и учреждений МС ГО личным составом и дефицитными специалистами, обеспеченность техникой и имуществом. Определяется наличие и исправность автомобильной и другой техники, поступающей на доукомплектование из различных организаций; подготавливается заявка соответствующему начальнику ГО на недостающее количество техники и имущества согласно нормам оснащения.
Важным разделом работы штаба МС ГО при выполнении первоочередных мероприятий ГО первой группы является уточнение планов-графиков наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы здравоохранения области в военное время по следующим показателям:
86
1. Обеспеченность лечебно-профилактических учреждений {Л ПУ}, стан ций переливания крови {СПК), аптечных учреждений и учреждений ГСЭН ав тономными источниками электроэнергии.
2. Состояние укомплектованности ЛПУ хирургического профиля врача ми-хирургами, операционными медсестрами, лаборантами.
3. Обеспеченность ЛПУ и формирований МС ГО медицинским, санитар- но-хозяйственным и специальным имуществом, консервированной кровью и ее препаратами.
4. Готовность дублеров штабов МС ГО взять на себя управление службой.
5. Состояние связи и управления.
Одновременно на объектах здравоохранения проводятся подготовительные мероприятия к введению режимов светомаскировки и усилению мер противопожарной защиты.
При выполнении первоочередных мероприятий ГО второй группы осуществляется перевод руководящего состава медицинской службы ГО на круглосуточную работу. Начальник МС ГО дает распоряжение всем подчиненным штабам на организацию посменной круглосуточной работы и контролирует его выполнение. На загородный запасный пункт управления МС ГО направляется оперативная группа.
Приводится в полную готовность система связи со всеми подчиненными штабами МС ГО. Уточняется план выезда на ЗЗПУ основного состава штаба МС ГО, доводятся до работников штаба места сбора и их основные обязанности.
Загородные запасные пункты управления МС ГО создаются заблаговременно. Они оборудуются вне зон возможных разрушений категорирован-ных городов и объектов особой важности, а также вне зон возможного катастрофического затопления. При выборе мест расположения ЗЗПУ учитывается возможность использования существующих и строящихся линий связи.
В этот период приводятся в готовность в пунктах постоянного размещения медицинские формирования повышенной готовности и санитарно-транспортные формирования. Для этого соответствующий начальник ГО дает распоряжение оповестить и собрать личный состав формирований в установленных местах; организовать выдачу и получение личным составом средств индивидуальной защиты, табельного имущества и приборов; доукомплектовать медицинские формирования личным составом, подготовить технику и приборы к работе; проверить готовность, организовать обучение личного состава формирований, не прошедших подготовку по ГО.
Одновременно приводятся в готовность все имеющиеся у медицинской службы защитные сооружения, предназначенные для укрытия личного состава службы и больных. Осуществляется проверка убежищ на герметичность и работоспособность систем, наличия аварийных запасов воды, продовольствия, наличия средств связи и оповещения и подготовка их к работе. В убежища ка-тегорированных городов закладываются коллективные медицинские аптечки, предназначенные для оказания медицинской помощи укрываемым. Закладка коллективных медицинских аптечек осуществляется непосредственно медицинскими службами ГО городов, городских районов, объектов экономики в срок
87
до 12 часов, а в быстровозводимые убежища - по мере их введения в эксплуатацию. Номенклатура и количество медикаментов, перевязочных средств, медицинских предметов зависят от количества укрываемых.
На 100-150 человек закладывается аптечка коллективная по описи N° 1, на 400-600 человек - по описи № 2. При наличии в звене (группе) по обслуживанию убежища фельдшера комплектуется дополнительно набор фельдшерский, врача - набор врачебный.
Аптечки коллективные и наборы комплектуются медицинскими учреждениями (медпунктами), медико-санитарными частями, амбулаториями (поликлиниками), обслуживающими объекты экономики в период приведения в готовность защитных сооружений за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов в аптечной сети и магазинах ТПО «Медтехника».
Из запасов объектов рабочим и служащим выдаются средства индивидуальной защиты и медицинские средства индивидуальной защиты.
В этот период производится выписка части больных из лечебных учреждений на амбулаторное лечение. Сокращаются госпитализация больных для планового лечения и сроки стационарного лечения.
Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) переводятся на круглосуточную работу с ведением постоянного наблюдения за радиационной, химической и бактериологической обстановкой на закрепленной за ними территории. Специалистами СНЛК два раза в сутки снимаются показания на зараженность объектов внешней среды отравляющими и радиоактивными веществами. Мероприятия по индикации бактериальных (биологических) средств проводятся по показаниям.
При наличии эпидемических показаний в этот период проводится массовая иммунизация населения. Прививочные бригады создаются на базе лечебно-профилактических учреждений. Соответствующие вакцины и сыворотки обеспечиваются за счет учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В целях обеспечения радиационной безопасности, персоналу АЭС и населению, проживающему в 30-километровой зоне, выдаются препараты стабильного йода. На объектах здравоохранения проводятся неотложные мероприятия по повышению устойчивости работы объектов здравоохранения - приводятся в готовность автономные источники энергоснабжения, пункты управления объектов, подготавливается аварийное освещение.
Одним из наиболее важных мероприятий, проводимых в этот период, является проведение подготовки к дополнительному развертыванию больничных коек в загородной зоне. В этих целях начальник МС ГО субъекта РФ во взаимодействии с начальником отдела медицинской защиты главного управления по делам ГО и ЧС области (края, республики в составе РФ) организуют проверку наличия ордеров приписываемых зданий и помещений для развертывания лечебных учреждений больничной базы, а также степени готовности этих зданий к развертыванию в них лечебных учреждений ББ МС ГО в соответствии с заданием. Проводятся мероприятия по завершению в сжатые сроки выполнения приспособительных работ второй очереди.
8В
В целях обеспечения своевременного развертывания лечебных учреждений в загородной зоне за каждым лечебно-эвакуационным направлением закрепляется необходимое количество формирований гражданской обороны. Для оснащения лечебных учреждений МС ГО подготавливается медицинское имущество, уточняется их обеспеченность санитарно-хозяйственным и специальным имуществом. В этот период осуществляется выдача медицинского имущества лечебным учреждениям загородной зоны со складов мобилизационного резерва.
Одновременно приводятся в готовность имеющиеся противорадиационные укрытия (ПРУ), ведется работа по приспособлению подвалов для укрытия медицинского персонала и больных в лечебных учреждениях. Личному составу формирований МС ГО выдаются приборы радиационной и химической разведки, медицинские средства индивидуальной защиты вывозятся со складов мобилизационного резерва. В убежищах объектов экономики ка-тегорированных городов, продолжающих производственную деятельность в военное время, развертываются медицинские пункты.
При введении «Общей готовности ГО" штаб медицинской службы ГО совместно с отделом медицинской защиты главного управления по делам ГОЧС области (края, республики) приводит в готовность органы управления, формирования и учреждения службы, организует работу учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора е составе СНЛК, проводит мероприятия по защите личного состава службы и больных, находящихся в лечебных учреждениях. С этой целью организуется своевременное оповещение и сбор личного состава органов управления, их работа по установлению связи с выше- и нижестоящими штабами МС ГО, взаимодействие с военно-медицинской службой, другими службами ГО, уточнение планов медицинского обеспечения населения.
В этот период осуществляется подготовка к эвакуации медицинских учреждений и к вывозу запасов медицинского имущества из категорирован-ных городов. Проводится комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
Без прекращения работы в медицинских учреждениях, на базе которых они создаются, приводятся в готовность все формирования медицинской службы ГО. В этот период в круглосуточном режиме организуется работа учреждений СНЛК по ведению наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью объектов внешней среды, атмосферного воздуха, продовольствия и питьевой воды РВ, ОВ, БС.
При переводе ГО на военное положение особое внимание должно уделяться проведению мероприятий по защите личного состава формирований МС ГО, медицинского персонала и больных, находящихся в лечебных учреждениях, от средств поражения вероятного противника путем укрытия их в защитных сооружениях. Укрытие названных контингентов осуществляется следующим образом: в категорированных городах - в защитных сооружениях и быстровозводимых убежищах; в загородной зоне - в противорадиационных укрытиях и приспособленных подвалах.
89
В этот период приводятся в готовность и передаются в оперативное подчинение соответствующим начальникам МС ГО санитарно-транспортные формирования ГО.
Нетранспортабельные больные в категорированных городах укрываются в защищенных стационарах, развертываемых в убежищах, строительство которых предусматривается из расчета 10% коечной емкости учреждения мирного времени.
При проведении мероприятий "Общей готовности ГО" проводится подготовка лечебных учреждений категорированных городов к эвакуации в загородную зону, что требует большого внимания со стороны медицинской службы ГО: необходимо провести подготовку к выписке части больных на амбулаторное лечение; определить группы нетранспортабельных больных и больных, подлежащих эвакуации; наметить очередность вывоза имущества, с учетом его необходимости при оказании медицинской помощи; выслать оперативные группы к местам развертывания лечебных учреждений МС ГО в загородной зоне с целью приема приписанных помещений иорганизации приспособительных работ; уточнить количество необходимых для эвакуации ЛПУ транспортных средств.
С учетом возможности внезапного нападения противника, важным мероприятием в этот период является развертывание в загородной зоне дополнительных больничных коек МС ГО силами здравоохранения сельской местности и некатегорированных городов.
Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий при степени готовности «Общая готовность ГО « направлено на сохранение здоровья населения и личного состава формирований и учреждений ГО, а также на профилактику возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Эти мероприятия проводятся Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и создаваемыми на их базе санитарно-противоэпидемическими формированиями ГО на всей территории области (края, республики в составе РФ), в том числе в районах, предназначенных для размещения рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуированного населения, а также на маршрутах эвакуации и в местах развертывания эвакуационных органов.
При получении соответствующих распоряжений медицинская служба ГО организует медицинское обеспечение частичной эвакуации населения и вывод медицинских формирований повышенной готовности в загородную зону.
4.3.3. Организация медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий.
В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями и медицинскими средствами индивидуальной защиты рабочих, служащих и населения категорированных городов, эвакуация населения этих городов в загородную зону является основным способом его защиты от современных средств поражения.
Непосредственное осуществление мероприятий по организации, подготовке и проведению эвакомероприятий возложено на эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами ГОЧС и службами гражданской обороны. В состав эвакуационных и эвакоп-риемных комиссий обязательно включается представитель МС ГО, который должен осуществлять взаимодействие с другими службами ГО по вопросам
90
эвакуации учреждений здравоохранения, а также проведение медицинского обеспечения эвакуируемого населения.
Эвакуация населения сопровождается его массовым перемещением из категорированных городов в загородную зону, что может привести к получению травм и обострению хронических болезней среди населения, ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области, возникновению вспышек инфекционных заболеваний. Поэтому в этот период на медицинскую службу ГО возлагаются весьма ответственные задачи по всестороннему медицинскому обеспечению эвакуационных мероприятий.
Медицинское обеспечение эвакуации населения из категорированных городов организуется по территориально-производственному принципу и осуществляется соответствующими руководителями органов управления здравоохранением административно-территориальных образований РФ. (см.рис 3)
Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-проти-воэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим или получившим входе эвакуации травмы, атакже предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения (см. рис. 3).
Категорированный город
| Загородная зона
|
Условные обозначения: объект экономики, продолжаю
Медицинский пункт щий работу в военное время
Сборный эвакопункт
Медицинская эвакуация
в больницы загородной зоны Пункт посадки
Госпитализация в стационары для
нетранспортабельных больных Промежуточный пункт эваку
маршрут эвакуации населения ации
Пункт высадки
Рис. 3. Организация медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий.
91
При проведении эвакомероприятий перед медицинской службой ГО стоят следующие задачи:
1. Организация медицинского обеспечения населения на всех этапах
эвакуации и в местах расселения.
2. Эвакуация медицинских учреждений из категорированных городов в
загородную зону.
3. Вывод медицинских формирований ГО в загородную зону.
4. Организация укрытия и лечения нетранспортабельных больных.
5. Развертывание коечной сети в загородной зоне за счет эвакуирован ных больниц.
6. Организация медицинского обеспечения рабочих и служащих обьек- тов, продолжающих работу в военное время.
7. Защита медицинского персонала и больных от поражающих факто ров оружия массового поражения и обычных средств ведения войны.
Успешное выполнение задач по медицинскому обеспечению эвакуации населения достигается заблаговременным четким планированием. Для планирования медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий штабы МС ГО должны располагать определенными исходными данными, которые они получают от соответствующего органа управления ГО ЧС. Исходные данные должны содержать следующие сведения;
численность эвакуируемого населения (в том числе детских учреждений и детей) в целом по городу и отдельно по его районам;
места расположения, количество и суточная пропускная способность сборных эвакопунктов (СЭП);
маршруты и способы эвакуации населения;
места расположения пунктов посадки (ПП) и количество эвакуируемого населения в каждой автоколонне или железнодорожном составе (теплоходе);
дислокация промежуточных пунктов (ППЭ) эвакуации и пунктов высадки;
районы расселения и численность населения, подлежащего эвакуации.
На основании полученных исходных данных соответствующие штабы МС ГО определяют потребность в различных категориях медицинского персонала, в медицинских средствах и санитарном транспорте для обслуживания населения на этапах и путях эвакуации.
Медицинское обеспечение на сборных эвакопунктах, пунктах посадки организует начальник МС ГО категорированного города (городского района); на путях следования, на промежуточных пунктах эвакуации, эвакопри-емных пунктах, пунктах высадки и местах расселения — начальник МС ГО соответствующего сельского района {некатегорированного города). На сборных эвакопунктах и пунктах посадки в специально выделенных по плану помещениях развертываются медицинские пункты, организующие свою работу круглосуточно до окончания эвакуации.
На пунктах посадки, организуемых на железнодорожных станциях, в морских и речных портах и крупных аэропортах, медицинские пункты обеспечиваются силами и средствами ведомственных медицинских служб.
92
Для работы в медицинских пунктах СЭП, ПП выделяется медицинский персонал из расчета: 2 средних медицинских работника, 1 санитарка (санд-ружинница), 1 дезинфектор в смену. В отдельных случаях предусматривается выделение врача. Для перевозки пораженных и больных в медпункте имеется 1 санитарный автомобиль Нуждающиеся в стационарном лечении больные и пораженные из медпунктов СЭП и ПП эвакуируются в ближайшие лечебные учреждения загородной зоны.
Нетранспортабельных больных госпитализируют в стационары для нетранспортабельных больных, развернутые в убежищах ЛПУ категорированных городов. Эвакуация таких больных осуществляется машинами станций скорой медицинской помощи или специально выделенным на медпункт транспортом.
Станции скорой медицинской помощи работают в городе до конца эвакуации и эвакуируются в загородную зону последними, оставляя часть сил в городе.
Для медицинского обеспечения населения, эвакуируемого на большие расстояния автомобильными колоннами, железнодорожными эшелонами, морскими и речными судами, в состав колонны, эшелонов, судов включают двух среди их медработников (из числа подл ежащих эвакуации) или двух сан-дружинниц с необходимым медицинским имуществом.
При пешей эвакуации в каждую колонну численностью 500 человек выделяется одна сандружин ница.
Если на маршрутах эвакуации колонн отсутствуют медицинские учреждения, то в этом случае в местах больших привалов и при ППЭ развертываются временные медицинские пункты (ВМП) за счет местных лечебных учреждений. В составе медпункта 1 -2 врача, 2-3 средних медицинских работника, 1-2 санитарки (сандружинницы). В некоторых случаях вместо медицинских пунктов на каждый маршрут выделяется подвижная медицинская бригада на автомобиле, в состав которой входят: 1 врач (фельдшер) и 1 -2 медсестры. Бригада оснащается специальной укладкой медицинского имущества для оказания неотложной помощи.
В пунктах высадки прибывшему населению первая медицинская и первая врачебная помощь обеспечивается по неотложным показаниям. Здесь развертываются медицинские пункты с выделенным штабом МС ГО сельского района медицинским персоналом. Медицинское обслуживание эвакуируемого населения в местах расселения осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями сельской местности по участково-территориальному принципу.
Перемещение больших масс населения при проведении эвакуации в загородную зону неизбежно связано с ухудшением санитарно-гигиенических условий жизни, ростом эпидемической напряженности и угрозой возникновения массовых инфекционных заболеваний. Поэтому организация сани-тарно-противоэлидемического обеспечения эвакуируемого населения должна осуществляться на всех этапах эвакуации - на сборных эвакопунктах и пунктах посадки, в пути следования, в местах отдыха (привала), на промежуточных пунктах эвакуации, на пунктах высадки, в местах расселения, и возлагается на санитарно-эпидемиологические учреждения и формирования.
93
4.3.4. Организация медицинского обеспечения населения после нападения противника.
После начала военных действий и возникновения очагов поражения содержание и объем медицинских мероприятий ГО будут зависеть от вида примененного оружия, характера сложившейся оперативной и медицинской обстановки и задач, выполняемых гражданской обороной.
Органами управления МС ГО предусматриваются два основных варианта медицинского обеспечения в военное время: при планомерном выполнении мероприятий ГО и при внезапном нападении противника.
Первый вариант является оптимальным, так как позволяет провести комплекс подготовительных мероприятий по переводу МС ГО на военное положение, что обеспечит защиту и сохранность значительной части кадровых и материальных ресурсов службы в условиях воздействия средств поражения противника.
При внезапном нападении противника, когда мероприятия ГО не проводились или проведены не полностью, возможно не только возникновение массовых потерь среди населения, но также нанесение значительного ущерба силам и средствам МС ГО, что заметно снизит потенциал службы по медицинскому обеспечению пораженных.
После нападения противника штаб МС ГО принимает меры по восстановлению управления медицинскими силами, запрашивает от органа управления ГО ЧС данные об инженерной, радиационной, химической и биологической обстановке, ориентировочном количестве санитарных потерь и оценивает полученные данные в интересах медицинской службы. После оценки медико-тактической обстановки определяются: объем работ, направления главных усилий медицинской службы, необходимое количество сил и средств для оказания всех видов медицинской помощи пораженному населению, районы развертывания первого этапа медицинской эвакуации, вероятные маршруты эвакуации пораженных в лечебные учреждения МС ГО, развернутые в загородной зоне, наиболее рациональное использование сил и средств медицинской службы ГО. Затем, на основе предварительных распоряжений соответствующего органа управления по делэм ГОЧС и начальника медицинской службы ГО, отдаются указания подчиненным штабам, формированиям и учреждениям службы о подготовке к предстоящим действиям. Одновременно отдаются распоряжения по организации медицинской и биологической (бактериологической) разведки, готовятся данные начальнику МС ГО для оценки обстановки, принятия решения и для доклада начальнику гражданской обороны.
Медицинская разведка ведется медицинскими подразделениями соединений и частей ГО, всеми формированиями и учреждениями МС ГО, а также специально создаваемыми в ОПМ группами медицинской разведки.
Медицинская разведка выявляет места нахождения пораженных, устанавливает их количество и состояние, намечает пути выноса пострадавших и их эвакуации, районы развертывания ОПМ и медицинских подразделений частей и соединений ГО; определяет ориентировочные объемы работ по оказанию медицинской помощи и потребное количество медицинских сил и
94
средств, безопасные места сбора и погрузки пострадавших на транспорт для эвакуации из очагов поражения; уточняет санитарно-эпидемиологическую обстановку на маршрутах движения и в очагах поражения, районах эвакуации населения и расположения сил ГО.
Биологическая (бактериологическая) разведка проводится в целях своевременного обнаружения применения противником биологического оружия, установления местзастояиуровней концентрации бактериального аэрозоля, оценки эпидемиологической обстановки в очаге, отбора проб и доставки их в лабораторию, установления по возможности границочага биологического поражения.
Непосредственными организаторами медицинской и биологической разведки являются начальники МС ГО городов, районов и объектов экономики.
Данные, полученные медицинской и биологической разведкой, используются для принятия решения по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения. На основании решения начальника медицинской службы ГО штаб МС ГО разрабатывает приказ (распоряжение) на организацию медицинского обеспечения и доводит его до подчиненных.
При внезапном нападении противника организация медицинского обеспечения будет осуществляться в сложных условиях медико-тактической обстановки, которая будет характеризоваться возникновением большого числа пораженных, нарушением связи и управления силами и средствами МС ГО. Отсутствие в этих условиях времени для приведения в готовность формирований и учреждений службы, невозможность эвакуации медицинских учреждений из категорированных городов могут повлечь за собой выход из строя и потерю значительной части кадровых и материальных ресурсов МС ГО.
Основу группировки медицинских сил, предназначенных для оказания медицинской помощи пораженным в очагах массовых санитарных потерь, в этом случае составят силы и средства МС ГО близлежащих районов сельской местности и некатегорированных городов, которые не подверглись нападению противника.
Дополнительные больничные койки здравоохранения при внезапном нападении будут развертываться только за счет лечебных учреждений загородной зоны, что значительно ослабит возможности МС ГО по оказанию пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также стационарного лечения. В этой ситуации, на основе получения и изучения информации об оперативной и медицинской обстановке, штаб МС ГО осуществляет маневр медицинскими силами и средствами, направленный на выполнение задач по медицинскому обеспечению пораженных в условиях резкого дефицита кадровых и материальных ресурсов службы.
|