Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ГЛАВАМ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1. Основные понятия и задачи гражданской обороны.

Под гражданской обороной в Российской Федерации понимается систе­ма мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

12


Обеспечение безопасности Российских граждан является главной це­лью всех оборонных мероприятий Российского государства. От успешного решения этой главной задачи зависит решение остальных задач гражданс­кой обороны в Российской Федерации.

Мероприятия гражданской обороны проводятся в мирное и военное время и в первую очередь службами гражданской обороны.

Под службой гражданской обороны понимается служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку не­обходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других нео­тложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 "О федеральных службах гражданской обороны» в соответ­ствии со статьей 14 Федерального закона "О гражданской обороне» созданы:

- федеральная медицинская служба гражданской обороны;

- федеральная противопожарная служба гражданской обороны;

- федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка;

- федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений;

- федеральная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей.
Этим же постановлением установлено, что на федеральные службы



гражданской обороны возлагается решение следующих основных задач:

- на федеральную медицинскую службу гражданской обороны — орга­
низация и проведение медицинских, лечебно-эвакуационных, санитарно-ги­
гиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохра­
нение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание меди­
цинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;

- на федеральную противопожарную службу гражданской обороны — орга­
низация и проведение мероприятий, направленных на противопожарное обес­
печение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;

- на федеральную службу гражданской обороны охраны общественно­
го порядка — организация и проведение мероприятий, направленных на под­
держание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на
маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материаль­
ных и культурных ценностей;

- на федеральную службу гражданской обороны защиты животных и ра­
стений — организация и проведение мероприятий, направленных на обеспе­
чение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства,
а также мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений;

- на федеральную службу гражданской обороны защиты культурных
ценностей — организация и проведение мероприятий, направленных на за­
щиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

На Министерство здравоохранения Российской Федерации возложено создание и организационно-методическое руководство федеральной меди­цинской службой гражданской обороны.

Министерству здравоохранения Российской Федерации предписано утвердить положение о соответствующих федеральных службах гражданс­кой обороны.


 


И такое положение было утверждено приказом Министра здравохране-ния Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242 «О Положении о фе­деральной медицинской службе гражданской обороны».

Говоря об основных понятиях в области гражданской обороны, изложен­ных в Статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года Ns 23-ФЗ «О гражданской обороне», следует сказать, что под гражданскими организаци­ями гражданской обороны понимаются формирования, создаваемые на базе организаций по территориально - производственному принципу, не входя­щие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специ­альной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Под территорией, отнесенной к группе по гражданской обороне, — тер­ритория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имею­щий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Федеральное законодательство четко определяет основные задачи в области гражданской обороны. Последними считаются:

2.1.1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возника­ющих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Детализация данной задачи осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждения Положе­ния об организации обучения населения в области гражданской обороны».

В нем подчеркнуто, что основными задачами обучения населения в об­ласти гражданской обороны являются:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при веде­
нии военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по
сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, пра­
вил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероп­
риятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасатель­
ных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом гражданских организаций гражданской
обороны (далее именуются — формирования) приемами и способами действий
по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

а) начальники гражданской обороны федеральных органов исполнитель­
ной власти, а также главы органов исполнительной власти субъектов Россий­
ской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являю­
щиеся по должности начальниками гражданской обороны;

б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники
органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее имену­
ются — должностные лица и работники гражданской обороны), а также на­
чальники гражданской обороны организаций;

14


в)личный состав формирований;

г) работающее население, не входящее в состав формирований;

д) учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений
профессионального образования;

е) неработающее население.

Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской оборо­ны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обучение является обязательным и проводится в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрез­вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в уч­реждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обо­роне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на кур­сах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации начальников гражданской обороны организа­ций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также препода­вателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Бе­зопасность жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования проводится не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назна­ченных на должность, связанную с выполнением обязанностей по гражданс­кой обороне, переподготовка или повышение квалификации в области граж­данской обороны в течение первого года работы являются обязательными.

В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны:

а) федеральные органы исполнительной власти:

планируют и осуществляют мероприятия по обучению должностных лиц и работников гражданской обороны, а также других сотрудников централь­ных аппаратов этих органов;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением руководителей и персонала соответствующих федеральных служб гражданской обороны, а также служб гражданской обороны, форми­рований и организаций, находящихся в сфере ведения этих органов;

участвуют в разработке государственных образовательных стандартов, про­грамм и методик обучения учащихся учреждений общего образования и студен­тов учреждений профессионального образования по курсу "Основы безопаснос­ти жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности»:

организуют обучение по дисциплине -Безопасность жизнедеятельнос­ти» студентов учреждений профессионального образования, находящихся в сфере ведения этих органов;

организуют и осуществляют пропаганду знаний в области гражданс­кой обороны;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

планируют обучение населения в области гражданской обороны:


организуют изучение в государственных, муниципальных и негосудар­ственных образовательных учреждениях начального общего, основного об­щего и среднего (полного) общего образования курса "Основы безопаснос­ти жизнедеятельности", а в учреждениях профессионального образования, находящихся в сфере ведения этих органов, - дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

создают и оснащают учебно-методические центры, курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне, а так­же организуют их деятельность;

уточняют (с учетом особенностей региона) программы подготовки дол­жностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих обучение в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;

организуют и проводят учебно-методические сборы руководителей и преподавателей образовательных учреждений;

организуют и осуществляют пропаганду знаний в области гражданской обороны;

организуют издание (в том числе и на языках народов Российской Фе­дерации) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения;

осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны;

в)организации:

осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

уточняют (с учетом особенностей деятельности организации) програм­мы обучения в области гражданской обороны своих работников и личного состава формирований;

создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответству­ющую учебно-материальную базу;

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

осуществляет организационно-методическое руководство функциони­рованием и развитием единой системы подготовки населения в области граж­данской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера;

организует подготовку (обучение) в области гражданской обороны дол­жностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации;

осуществляет методическое руководство федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке (обучении) личного состава формирований и обучении населе­ния способам защиты от опасностей. возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие этих дейстаий;

разрабатывает и утверждает примерные программы обучения для групп обучаемых, за исключением учащихся учреждений общего образования и сту-

16


б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по
гражданской обороне;

в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возника­
ющих при ведении вогпных действий или вследствие этих действий.

Для учащихся учреждений общего образования и студентов учрежде­ний профессионального образовдц^й:

а) обучение (в учвбкЪе время) по курсу "Основы безопасности жизне­
деятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

б) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;

в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач
и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Для неработающего населения (по месту жительства):

а) посещение мероприятий, проводимых по тематике гражданской обо­
роны (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учеб­
ных фильмов и др.);

б) участие в учениях по гражданской обороне;

в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач
и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий.

3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безо­
пасные районы.

В настоящее время Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с другими федеральными министерствами идет подготовка «Положения об эвакуации».

4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Порядок создания убежищ изложен в Постановлении Правительства

Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

В нем подчеркнуто, что, наряду с убежищами, к объектам гражданской обороны относятся противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, сани-тарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения ме­роприятий по гражданской обороне.

Причем, убежища создаются для защиты:

работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятель­ность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне;

работников атомных станций и организаций, обеспечивающих функци­онирование и жизнедеятельность этих станций;

18


нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоох­ранения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, а также обслуживающего их медицинского персонала;

трудоспособного населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне.

Противорадиационные укрытия создаются для защиты:

работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобили­зации и военное время;

населения городов и других населенных пунктов, не отнесенных к груп­пам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных раз­рушений организаций, отнесенных к категории особой важности по граждан­ской обороне, и зон возможного катастрофического затопления.

Специализированные складские помещения создаются для хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической раз­ведки, дозиметрического контроля и другого имущества гражданской обороны.

Санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта и иные объекты гражданской обороны создаются для обеспече­ния медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения, санитарной обработки людей и животных, специальной обработки одежды и транспортных средств.

Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляет­ся на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполни­тельной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти:

по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения;

организуют создание объектов гражданской обороны;

принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созда­нию объектов гражданской обороны, доводят ихтребования до сведения ука­занных организаций и контролируют их выполнение;

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;

создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддержива­ют их в состоянии постоянной готовности к использованию;


 

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Организации:

создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения ко­торых они находятся, объекты гражданской обороны;

обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и во­енное время осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны, предусмотренными в мобилизационных планах фе­деральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федера­ции, муниципальных образований и организаций.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет при­способления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объек­ты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвы­чайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к ис­пользованию по назначению.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

участвует в проведении государственной экспертизы проектов строи­тельства, реконструкции и технического перевооружения объектов граждан­ской обороны;

организует согласование типовых и индивидуальных проектов объек­тов гражданской обороны;

организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;

20

осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359 утверждено "Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».

В постановлении отмечается, что решения о приватизации предприя­тий, организаций и учреждений, имеющих на своем балансе объекты и иму­щество гражданской обороны, принимаются в установленном порядке орга­нами государственной власти с учетом заключения соответствующего шта­ба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых зап­рещена, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся:

пункты управления органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Феде­рации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (на­земными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, раз­мещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества);

отдельно стоящие убежища гражданской обороны;

встроенные убежища гражданской обороны;

специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны;

имущество гражданской обороны.

С правопреемником приватизируемого предприятия заключается до­говор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества граждан­ской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

В случае же выкупа государственного и муниципального имущества по договорам аренды с правом выкупа, в которых не определены или сроки, или величина, или порядок, или условия внесения выкупа, объекты и имущество гражданской обороны исключаются из имущества предприятия, подлежащего выкупу, и с правопреемником заключается соответствующий договор о пра­вах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской оборо­ны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

При преобразовании предприятия, созданного членами трудового кол­лектива государственного, муниципального предприятия на основе аренды государственного и муниципального имущества, заключившими договор аренды, в акционерное общество открытого типа, учредителями которого выступают соответствующий комитет по управлению имуществом, физичес­кие и юридические лица, обладающие правом собственности на имущество, из этого имущества исключаются объекты и имущество гражданской оборо­ны и заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отно­шении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

21


В целях сохранения объектов и имущества гражданской обороны, име­ющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения, определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации и передаваемых акционерному об­ществу по договору на ответственное хранение и в пользование.

Защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиям и орга­низациям, ответственным за их содержание, для использования в народно­хозяйственных целях.

При продаже по конкурсу предприятий коммунально-бытового назна­чения (бань, прачечных, предприятий химической чистки, объектов, имею­щих посты мойки и уборки подвижного состава автотранспорта), предназна­ченных для выполнения задач гражданской обороны, к обязательным усло­виям конкурса должны относиться требования о возможности их использования для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и автотранспорта в чрезвычайных ситуациях.

При приватизации предприятий и дальнейшем сохранении профиля их деятельности, на которые решением органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления было возложено создание служб и невоени-зированпых формирований гражданской обороны, подготовка зданий для развертывания больниц, обеспечение функционирования систем связи и оповещения гражданской обороны, а также выполнение других задач в инте­ресах гражданской обороны, данные обязанности закрепляются за новым правопреемником имущественных прав и обязанностей приватизируемого предприятия на основе соответствующего договора.

5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим ви­
дам маскировки.

6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникно­
вения опасностей для населения при ведении военных действий или вслед­
ствие этих действий.

7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при
ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе меди­
цинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи,
срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.

8. Борьба с пожарами, возникшими при седении военных действий
или вследствие этих действий.

Для выполнения данной задачи создана федеральная противопожар­ная служба гражданской обороны, а на объектовом уровне создаются противопожарные звенья (команды).

9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоак­
тивному, химическому, биологическому и иному заражению.

10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и
проведение других необходимых мероприятий.

22


11, Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадав­
ших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Для выполнения поставленной задачи существует федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка, а также звенья (ко­манды) охраны общественного порядка на объектовом уровне.

12, Срочное восстановление функционирования необходимых ком­
мунальных служб в военное время.

13, Срочное захоронение трупов в военное время.

14, Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение
объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоян­
ной готовности сил и средств гражданской обороны.

2.2. Принципы организации и ведения гражданской обороны.

Гражданская оборона Российской Федерации является составной час­тью системы общегосударственных оборонных мероприятий.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важ­нейших функций государства, составными частями оборонного строитель­ства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории Российской Феде­рации по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов Российской Федерации согласно админи­стративному делению нашей страны.

В соответствии с этим ответственность за состояние гражданской обо­роны на территории республик, краев, областей, городов, поселков и т.д. не­сут главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.

Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Подготовка Российского государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития воору­жения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возни­кающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Само же ведение гражданской обороны на территории Российской Фе­дерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Пре­зидентом Российской Федерации военного положения на территории Рос­сийской Федерации или в отдельных ее местностях.

Введение военного положения в Российской Федерации предусмотре­но Федеральным конституционным законом № 1 от 30 января 2002 года «О поенном положении».

Согласно этому закону под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в от­дельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федера-

23


ции Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Россий­ской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

2.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерациив области гражданской обороны.

Законодатель четко определил полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны. Так, Президент Российской Федерации;

1. Утверждает План гражданской обороны Российской Федерации.

2. Вводит в действие План гражданской обороны Российской Федера­
ции на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в
полном объеме или частично.

3. Утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную
численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает По­
ложение о войсках гражданской обороны.

4. Осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обязано:

1. Обеспечивать проведение единой государственной политики в обла­
сти гражданской обороны.

2. Руководить организацией и ведением гражданской обороны.

3. Издавать нормативные правовые акты в области гражданской оборо­
ны и организовывать разработку проектов федеральных законов в области
гражданской обороны.

4. Определять порядок отнесения территорий к группам по гражданс­
кой обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и
наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государ­
ства или влияющих на безопасность населения, а также организаций — к ка­
тегориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике госу­
дарства или влияния на безопасность населения.

Данный порядок определен в Постановлении Правительства Российс­кой Федерации от 3 октября 1993 года № 1149 «О порядке отнесения терри­тории к группам по гражданской обороне". В нем подчеркивается, что отне­сение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с це­лью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотв­ращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих фак­торов и последствий чрезвычайных ситуаций в "военное и мирное время, о учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвы­чайными ситуациями природного и техногенного характера.

Отнесение же территорий городов или иных населенных пунктов к груп­пам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от:

их оборонного и экономического значения;

численности населения;


нахождения на территориях организаций, отнесенных ккатегориям по граж­данской обороне особой важности, первой и второй, или представляющих опас­ность для населения и территорий в связи с возможностью химического зара­жения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.

К особой группе территорий по гражданской обороне относятся терри­тории городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий по гражданской обороне относится терри­тория города, если:

численность населения превышает 1000 тыс. человек; численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. че­ловек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится тер­ритория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек; численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. че­ловек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 30 процентов населения л ибо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения иликатастрофическогозатопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится тер­ритория города, если:

численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек; численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. чело­век и на ней расположены одна организация особой важности по гражданс­кой обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по граж­данской обороне;

менее 30 процентов населения либо территории попадают в зону воз­можного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обо­роне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации и органами местного самоуправления.

Министерство Российской Федерации ло делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий


совместно с Министерством экономики Российской Федерации обобщают предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации и представляют в Правительство Российской Федерации проект пе­речня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской федерации по мере необходимос­ти, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Рос­сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства эконо­мики Российской Федерации.

Другим своим Постановлением от 19 сентября 1998 года № 1115 Пра­вительство Российской Федерации определило «Порядок отнесения органи­заций к категориям по гражданской обороне".






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.