Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Медицинская защита населения от современных средств поражения.

Медицинская защита является составной частью медицинского обеспе­чения и представляет собой комплекс организационных, лечебно-профилак­тических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, 104


направленных на предотвращение или ослабление воздействия на население и личный состав сил ГО поражающих факторов современного оружия.

В целях подготовки к медицинской защите населения и сил ГО забла­говременно проводятся следующие мероприятия: создание медицинских формирований и учреждений ГО и обеспечение их готовности к работе в ус­ловиях военного времени; накопление средств медицинской защиты, резер­вов медицинского имущества для обеспечения населения и оснащения фор­мирований и учреждений ГО; подготовка населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи, проведение комплекса санитарно-гигиеничес­ких и противоэпидемических мероприятий {в т.ч. создание грунд-иммуните-та у населения), разработка режимов поведения населения в зонах возмож­ного радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения.

Характер проводимых мероприятий медицинской защиты в основном определяется видом и масштабом примененного против населения оружия и особенностей его поражающих факторов.

К средствам медицинской защиты относятся следующие профилакти­ческие и лечебные препараты, материалы и специальные средства:

Радиозащитные препараты,снижающие степень лучевого поражения:

а) радиопротекторы - цистамин, индралин, диэтилстильбестрол;

б) комплексоны - соли молочной и уксусной кислот, унитиол;

в) адсорбенты - адсорбар, альгисорб, пентацин, ферроцин ;



г) адаптогены - женьшень, дибазол, китайский лимонник.

В целях профилактики радиационных поражений кожи используются за­щитные пасты "Защита", "Радез". Для оказания медицинской помощи поражен­ным ионизирующим излучением и их лечения применяются антигеморрагичес­кие средства, стимуляторы кроветворения и центральной нервной системы.

Антидоты(противоядия) от отравляющих и аварийно химически опас­
ных веществ. Действие антидотов основано либо на химическом связывании
токсического вещества, либо на физиологическом антагонизме с ним. Уни­
версальных антидотов не существует, поэтому при поражениях различными
видами ОВ применяются специфические антидоты:

а) антидоты нервно-паралитических ОВ делятся на две группы:
1}холинолитики — атропин, афин, будаксим,тарен;

2) реактиваторы холинэстеразы - дипироксим, изонитрозин;

б) антидоты цианидов — амилнитрит, пропилнитрит, антициан;

в) антидот люизита - унитиол.

г) антидоты психомиметических ОВ типа BZ — трифтазин, бугафен.

Средства медицинской защиты от биологических средств пора­
жения:

а) средства экстренной неспецифической профилактики: антибиотики
и сульфаниламиды широкого спектра действия, активные в отношении боль­
шинства инфекционных заболеваний, интерфероны;

б) средства специфической профилактики: антибиотики или антимик­
робные препараты узкого спектра действия, вакцины, анатоксины, бактери­
офаги, сыворотки;

105


■ К средствам медицинской защиты относят также перевязочные, обезболивающие средства и дегазирующие растворы.

Химические, химиотерапевтические, биологические препараты и пере­вязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источника ЧС и используе­мые либо самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи, включены в со­став медицинских средств индивидуальной защиты.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты {МСИЗ) относятся:

аптечка индивидуальная АИ-2;

индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11);

пакет перевязочный медицинский (ППМ);

профилактический антидот П-10М.

Аптечка индивидуальная АИ-2 предназначена для предупреждения или снижения поражающего действия различных поражающих факторов, атакже для оказания первой медицинской помощи пораженным. Лекарственные средства, содержащиеся в аптечке, применяются при ранениях, ожогах, отравленияхФОВ, радиационных поражениях и для предупреждения инфекционных болезней.

Медицинскими средствами индивидуальной защиты обеспечивается в первую очередь личный состав гражданских организаций (формирований) ГО, во вторую очередь — рабочие и служащие городов и отдельно расположенных категорированных объектов. Накопление медицинских средств индивидуаль­ной защиты осуществляется министерствами и ведомствами России, прави­тельствами республик в составе Российской Федерации, администрацией кра­ев (областей) в мирное время путем закладки их в мобилизационный резерв и создания запасов объектов экономики.

В настоящее время снабжение медицинскими средствами индивидуальной защиты осуществляется децентрализованно и централизованно. Оплатаиндиви-дуальных противохимических пакетов, накапливаемых в мобилизационном ре­зерве, производится за счет средств федерального бюджета. Оплата медицинс­ких средств индивидуальной защиты, накапливаемых в запас объектов экономи­ки, производится за счет средств предприятий, организаций и учреждений.

Выдача МСИЗ из мобилизационного резерва производится по решению Правительства Российской Федерации, аиз запасов объектов экономики -по решению руководителей объекта в установленном порядке.

Система управления МС ГО.

Управление силами и средствами МС ГО осуществляется в соответствии сЗаконами РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными ираспорядительными документами Минздрава России, при­казами и распоряжениями начальников ГО, территориальных органов ГО ЧС.

Сущность управления заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления МС ГО по поддержанию в по­стоянной готовности подчиненных им органов и сил, организации их действий по медицинскому обеспечению пораженного населения в военное время. 106


Управление базируется на предвидении развития общей и медицинской об­становки в военное время, учете возможностей сил и средств МС ГО, быст­ром реагировании на изменение обстановки, своевременном принятии ре­шений и настойчивом проведении их в жизнь.

Управление МС ГО должно обеспечить: перевод в сжатые сроки орга­нов управления и сил службы на военное положение, своевременное осуще­ствление мероприятий по медицинскому обеспечению населения и сил ГО при применении противником современных средств поражения.

Для обеспечения управления МС ГО создается система управления, пред­ставляющая собой совокупность взаимосвязанных органов управления всех звеньев МС ГО, а также пунктов управления, системы связи и оповещения. Система управления создает материальную основу процесса управления.

В любых условиях обстановки основу управления МС ГО составляет ре­шение начальника службы и организация его выполнения.

Процесс управления медицинской службой ГО включает следующие мероприятия:

■Непрерывное добывание, сбор, прогнозирование и оценка медико-
тактической обстановки в зоне ответственности;

■своевременное принятие решения по организации медицинского обес­
печения пораженного населения и доведение задач до подчиненных;

 

• разработка планов по медицинскому обеспечению населения в воен­
ное время и их корректировка;

• подготовка органов управления и сил МС ГО к выполнению задач;

 

■определение состава, мест, порядка развертывания и работы пунктов
управления, систем связи и оповещения;

■постоянный контроль за выполнением планов, приказов, распоряже­
ний и оказание помощи подчиненным;

■организация взаимодействия с другими службами ГО, с военно-меди­
цинской службой МО РФ, МВД РФ, ФСБ, ФАПСИ, органами и силами заинте­
ресованных министерств и ведомств;

Управление силами и средствами МС ГО носит циклический характер. Первый (заблаговременный) цикл начинается в мирное время при подготов­ке формирований и учреждений МС ГО к действиям по медицинскому обес­печению пораженного населения в военное время.

Последующие (Оперативные) циклы повторяются в ходе их ведения в результате изменения общей и медицинской обстановки и необходимости уточнения решения и планов начальником МС ГО, что должно обеспечить эффективное выполнение задач по медицинскому обеспечению пораженных в установленные сроки и в любых условиях.

Сложность задач, стоящих перед МС ГО и условия, в которых они будут решаться, предъявляют повышенные требования к управлению службой. Уп­равление может быть эффективным, если вся система управления будет на­ходиться в высокой готовности, если оно будет непрерывным, устойчивым, оперативным и скрытным.

Обеспечение постоянной готовности системы управления службы к вы­полнению поставленных задач в любой обстановке, с первых минут возник­ла


новения угрозы войны, в том числе при внезапном нападении противника, является одной из главных задач, стоящих перед начальником МС ГО и его штабом. Поэтому готовность системы управления МС ГО должна быть выше готовности сил службы, т.е. опережать ее.

Под непрерывностью управления понимается постоянное воздействие на­чальника и штаба МС ГО на ход выполнения задач. Непрерывность управления достигается постоянным знанием обстановки, наличием бесперебойной связи с подчиненными, старшими начальниками и взаимодействующими силами.

Устойчивость управления определяется способностью начальника и шта­ба МС ГО выполнять свои функции в любой обстановке военного времени, до­стигается заблаговременным созданием системы запасных пунктов управле­ния МС ГО, подготовкой штабов-дублеров, оснащением их соответствующей документацией и надежными техническими средствами управления и связи.

Оперативность управления заключается в способности начальника и штаба МС ГО быстро и точно влиять на ход выполнения задач, своевременно реагировать на любые изменения обстановки. Это достигается высоким уров­нем оперативной подготовки руководящего звена службы, умением анали­зировать обстановку, быстро принимать адекватные решения, разрабатывать четкие документы по управлению силами и средствами МС ГО. Важную роль в повышении оперативности управления играет использование компьютер­ных систем автоматизации связи и управления.

Скрытность управления означает сохранение в тайне от противника всех проводимых мероприятий по гражданской обороне и достигается путем ис­пользования закрытых каналов связи, ограничением круга лиц, допущенных к секретным документам.

Решающая роль в организации и осуществлении управления принадле­жит начальнику МС ГО, который руководит подчиненными лично и через штаб МС ГО. Штабы МС ГО руководят и направляют деятельность подчиненных штабов, а также осуществляют непосредственное управление формирова­ниями и учреждениями службы соответствующего уровня.

При этом необходимо четкое распределение полномочий между руко­водящими инстанциями службы, а также определение функциональных обя­занностей должностных лиц штабов МС ГО

Для координации деятельности формирований и учреждений МС ГО, вы­полняющих задачи по медицинскому обеспечению пораженного населения, осуществления своевременного маневра силами и средствами службы в ходе организации лечебно-эвакуационных мероприятий в очаге поражения, а так­же для организации взаимодействия, создаются оперативные группы. Группы формируются из наиболее опытных специалистов органов управления здра­воохранением, имеющих соответствующую оперативную подготовку.

При организации управления силами и средствами МСГО оптимальным является соблюдение принципа централизации, характерного для иерархичес­ких систем, в сочетании с предоставлением подчиненным органам и силам служ­бы инициативы при определении способов выполнения поставленных задач.

108


Планирование медицинского обеспечения населения в военное время.

Решение начальника МС ГО по медицинскому обеспечению населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, отраба­тывается в виде Плана медицинского обеспечения населения в военное вре­мя. План медицинского обеспечения населения в военное время — это ком­плекс графических и текстуовых документов, определяющих объем, органи­зацию и порядок осуществления мероприятий по переводу МС ГО на военное положение и по выполнению возложенных на нее задач в условиях войны.

Общая структура и основное содержание планов федеральных служб ГО определяются директивой Начальника ГО Российской Федерации. Конк­ретное наполнение и порядок разработки плана медицинского обеспечения населения в военное время на федеральном, территориальном, местном и обьвктовом уровнях регламентируются Положением о федеральной меди­цинской службе ГО, инструкциями и методическими указаниями Министер­ства здравоохранения РФ.

В плане дается краткая характеристика возможной радиационной, хи­мической, биологической и медицинской обстановки при различных вариан­тах развязывания и ведения войны — с применением оружия массового по­ражения и с использованием только обычных средств вооруженной борьбы, излагаются основные задачи службы, поставленные начальником ГО и началь­ником вышестоящей МС ГО, и порядок их выполнения при различных степе­нях готовности ГО, перечисляются силы и средства МС ГО и распределение их в группировке сил ГО, предназначенной для ведения спасательных и дру­гих неотложных работ в очаге поражения.

Отдельно в плане излагаются вопросы организации медицинского обес­печения населения при планомерном приведении в готовность МС ГО и при внезапном нападении противника.

Приложениями к плану являются: карта с нанесенной обстановкой и решением начальника МС ГО на медицинское обеспечение населения в во­енное время, календарный план выполнения мероприятий ГО и схема орга­низации управления, связи и оповещения. Дополнительно к плану прилага­ются различные справочные и расчетные данные, необходимые для плани­рования медицинского обеспечения населения в военное время:

Сводные данные о формированиях и учреждениях МС ГО, расчет сил и средств службы для выполнения поставленных задач, документы скрытой связи, план взаимодействия с другими службами ГО и военно-медицинской службой; состав и задачи оперативных групп; расчеты, заявки на получение имущества, проекты решений, приказов, распоряжений, ордера на занятие помещений в загородной зоне при развертывание дополнительных коек МС ГО и другие материалы.

Условно разработку плана можно разделить на три периода: организа­ционно-подготовительный, практическая раз работка документов, согласова­ние и утверждение. Для разработки документов плана штаб МС ГО организу-

109


ет сбор, изучение и обобщение исходных данных. Исходные данные штаб получает от соответствующих органов ГО ЧС, подчиненных штабов МС ГО, других служб ГО. Опыт работы штабов показывает, что сначала целесообраз­но разрабатывать графические документы, а затем текстовые. Содержание приложений определяется в соответствии с установленными формами, ука­занными в рекомендациях по разработке планов ГО.

План должен учитывать географические, экономические и демографи­ческие характеристики административной территории, особенности ее опе­ративного положения, реальное состояние местного здравоохранения, во­енную доктрину вероятного противника о способах начала и ведения войны.

На завершающей стадии разработки документов Плана медицинского обеспечения населения РФ в военное время он согласовывается с МЧС России и утверждается Министерством здравоохранения РФ. Планы медицинского обеспечения населения в военное время субъектов РФ, городов, городских рай­онов и сельских округов утверждаются соответствующими начальниками граж­данской обороны по согласоаанию с территориальными органами управления ГОЧС и руководителями вышестоящих органов управления здравоохранения.

Корректировка плана осуществляется штабами МС ГО в порядке и сро­ки, установленные старшими начальниками. Как правило, она проводится один раз в год по исходным данным на 1 января. Реальность оперативных документов и расчетов плана проверяется в ходе командно-штабных и штаб­ных учений и тренировок.

4.8. Организация медицинского снабжения формированийи учреждений МС ГО.

Медицинское снабжение представляет собой комплекс мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение потребности форми­рований и учреждений МС ГО различными видами имущества и создание ус­ловий для устойчивого функционирования службы в условиях военного вре­мени. Состояние обеспеченности формирований и учреждений службы не­обходимым для их работы имуществом является одним из определяющих показателей их готовности к выполнению задач в чрезвычайных ситуациях.

В военное время применение противником современных средств пора­жения может вызвать не только разрушение инфраструктуры городов и мас­совые санитарные потери среди населения, но и привести к потере значи­тельной части материальных ресурсов МС ГО. Разрушение аптек, складов, баз, магазинов «Медтехника» может вызвать появление резкого дефицита медицинского имущества, необходимого для оказания медицинской помо­щи пораженным. Поэтому медицинское снабжение является важнейшим ви­дом медицинского обеспечения в системе ГО.

Основными задачами медицинского снабжения являются:

определение потребности в имуществе для проведения формировани­ями и учреждениями МС ГО лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиеничес­ких и противоэпидемических мероприятий;

110


создание, накопление, хранение и своевременное освежение запасов имущества, необходимого для табельного оснащения формирований и уч­реждений МС ГО;

выявление, ведение заготовок и использование местных материальных ресурсов;

разработка плана медицинского снабжения;

обеспечение имуществом формирований и учреждений МС ГО, попол­нение их необходимым имуществом в процессе работы;

ведение установленного учета и отчетности по медицинскому снабжению;

организация защиты медицинского имущества от поражающих факто­ров современного оружия.

Все имущество, предназначенное для формирований и учреждений МС ГО, принято делить на медицинское, санитарно-хозяйственное и специальное.

К медицинскому имуществу относятся: медикаменты, кровь и кровеза­менители, биологические препараты, медицинские аппараты и приборы, пе­ревязочные материалы, дезинфицирующие средства и дезинфекционная аппаратура, хирургические инструменты, оборудование специализирован­ных отделений, лабораторное и аптечное имущество.

К санитарно-хозяйствеиному имуществу относятся: нательное и постель­ное белье, хозяйственная и больничная мебель, производственное и кухонное оборудование, инвентарь, столовая и чайная посуда, одежда, обувь и др.

К специальному имуществу относятся: средства индивидуальной защи­ты органов дыхания и кожных покровов, дозиметрическая аппаратура, при­боры химической, бактериологической разведки и питание к ним, техничес­кие средства связи и оповещения, медицинские средства индивидуальной защиты, электроосветительные средства, съемное оборудование для транс­портных средств, типовое санитарное оборудование - ТСО, универсальное санитарное приспособление для грузовых автомобилей -УСП-Гидр.

По учетному признаку медицинское имущество делится на расходное и инвентарное. К расходному имуществу относятся медикаменты, биологичес­кие препараты, перевязочный материал (расходное имущество одноразово­го или короткого срока использования). Оно списывается по расходному до­кументу (рецепт, накладная, требование) сразу после его отпуска из аптеки (склада). Инвентарное имущество должно находиться в пользовании в тече­ние установленного срока, после которого, с учетом его технического состо­яния, может быть списано по акту.

Основными источниками снабжения медицинских формирований и уч­реждений ГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным иму­ществом являются:

1. Имущество длительного хранения - запасы медицинского, санитар­но-хозяйственного и специального имущества целевого назначения и цент­рализованного обеспечения МС ГО. Оно накапливается по решению Прави­тельства РФ за счет федерального бюджета и хранится на складах длитель­ного хранения Медицинских центров "Резерв" взагородной зоне.

111


Ответственность за его хранение возлагается на органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Это имущество выда­ется со складов с введением общей готовности ГО.

2. Неснижаемые запасы основных видов медицинского имуще­ства — имущество, накапливаемое медицинскими учреждениями для нужд МС ГО в строго определенном объеме и номенклатуре из расчета на больничную койку мирного времени для работы на опре­деленный срок.

3. Имущество текущего довольствия - это имущество отпускается ме­
дицинским учреждениям для повседневной работы. В мирное время меди­
цинское имущество текущего довольствия находится в основном в аптечной
сети (аптека, аптечные склады, базы). Каждая аптека имеет определенный
запас медикаментов, перевязочного материала в пределах двух-трехмесяч­
ной потребности.

4. Запасы медицинского имущества, накапливаемые ЛПУ для медицинс­
кого обеспечения при ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

5. Имущество, приписанное к МС ГО по решению суженного заседания
(СЗ) соответствующих органов исполнительной власти и органов местного
самоуправления от других служб ГО и учреждений.

Основными требованиями, предъявляемыми к имуществу МС ГО, явля­ются комплектность и удобство в обращении. Комплектность предусматри­вает создание наборов необходимых медикаментов, инструментов и аппа­ратов, другого имущества по видам медицинской помощи или функциональ­ным подразделениям.

Комплект медицинского имущества рассчитан на оказание медицинс­кой помощи определенному количеству пораженных или выполнение опре­деленного комплекса медицинских мероприятий (объема медицинской по­мощи). Примером комплектов могут служить различного рода аптечки, сум­ки (АИ-2, сумка санитарная).

К органам управления медицинским снабжением относятся производ­ственное объединение "Фармация" и территориальное производственное объединение «Медтехника», имеющиеся во всех республиках в составе РФ, краях, областях и крупных городах. В распоряжении этих органов находятся учреждения медицинского снабжения, склады, аптеки, аптечные киоски, ма­газины медицинской техники.

Общее руководство медицинским снабжением осуществляют началь­ники МС ГО. Основным документом, определяющим действия работников медицинского снабжения, является план медицинского снабжения. Он вклю­чает в себя содержание, объем и сроки проведения мероприятий, ответствен­ных исполнителей и их дублеров, силы и средства, вопросы и объемы взаи­модействия имеющимися запасами медицинского имущества с медицинс­кой службой Вооруженных Сил. В плане должен быть разработан также вопрос защиты всех видов имущества от оружия массового поражения (от загрязнения РВ, ОВ и БС). План медицинского снаб­жения в мирное время не реже одного раза в год корректируется.

112


Оснащение медицинских формирований и медицинских учреждений ГО производится согласно табелям оснащения. Табелем называется перечень иму­щества, предназначенного для оснащения формирований и учреждений МС ГО с указанием количества его по каждому предмету. Наличие имущества по табелю оснащения полностью обеспечивает работу того или иного формиро­вания или учреждения МС ГО по оказанию предусмотренного вида медицинс­кой помощи определенному количеству пораженных за определенный срок.

Санитарные дружины оснащаются по табелю оснащения за счет тех уч­реждений, объектов экономики, на базе которых они создаются. СД, входя­щие в состав формирований ГО повышенной готовности, обеспечиваются имуществом за счет медицинского имущества длительного хранения. Отря­ды первой медицинской помощи первоначально обеспечиваются за счет имущества текущего довольствия лечебного учреждения-формирователя. ОПМ повышенной готовности обеспечиваются за счет имущества длитель­ного хранения, которое рассчитано на оказание первой врачебной помощи 3 000 пораженных в течение 3 суток. Отряды и бригады специализированной медицинской помощи (ОСМП и БСМП), а также специализированные проти­воэпидемические бригады (СПЭБ), обеспечиваются имуществом за счет иму­щества текущего довольствия формирующих их медицинских учреждений согласно табелю оснащения.

Подвижные госпитали МС ГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом обеспечиваются за счет запасов, хранящихся на складах длительного хранения в соответствии с табелем. Дальнейшее пополнение госпиталей медицинским имуществом осуществляется установ­ленным порядком.

Для развертывания дополнительных больничных коек здравоохранения создаются запасы имущества на складах медицинских центров "Резерв". На этих складах в первую очередь хранится медицинское и другое имущество для головных больниц (ГБ), атакже запасы специального имущества для всех медицинских учреждений МС ГО.

Большое значение для приведения в готовность и организации работы формирований и учреждений МС ГО имеет своевременное получение иму­щества со складов, для чего к этим складам в мирное время приписываются погрузочные команды.

После возникновения очагов поражения неизбежно резко возрастает расход медицинского имущества, что потребует периодического пополне­ния его запасов в ходе спасательных работ. Порядок снабжения медицинс­ким и другим имуществом формирований и учреждений, участвующих в ока­зании медицинской помощи пораженным, устанавливается соответствующим начальником МС ГО.

Ответственность за пополнение медицинского имущества СД, работаю­щих в очагах поражения, возлагается на начальников ОПМ, работающих на том же участке (объекте) ведения спасательных работ. Доставка медицинского иму­щества санитарным дружинам производится попутным транспортом, следую­щим из ОПМ в очаг поражения.

113



ОПМ пополняет израсходованное в ходе оказания первой врачебной помощи имущество со складов и баз ПО «Фармация» и ТПО «Медтехника».

Для оперативного и бесперебойного обеспечения медицинским имуще­ством работающих в очаге медицинских формирований и учреждений созда­ются подвижные аптечные летучки на автомашинах, катерах, вертолетах. Ком­плект аптечной летучки рассчитан на оказание медицинской помощи 300 по­раженным. По опыту учений одна аптечная летучка может обеспечить медицинским имуществом 10 ОПМ при плече подвоза до 50 км. Штат аптеч­ной летучки состоит из 3 человек: начальника летучки (провизора или фар­мацевта), санитара (рабочего) и шофера.

Пополнение израсходованного имущества БСМП и ОСМП осуществля­ется теми лечебными учреждениями больничной базы МС ГО, где они рабо­тают, а СЭО и СПЭБ - формирующими их учреждениями. Обеспечение ле­чебных учреждений кровью и кровезаменителями осуществляется за счет развертывания в больницах отделений и пунктов переливания крови, а также областными, краевыми станциями переливания крови.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.