Маршрутное расписание движения автобусов Используя расчеты потребного числа автобусов для обслуживания каждого городского маршрута, отдел эксплуатации автотранспортного предприятия разрабатывает основной документ организации движения — сводное маршрутное расписание движения автобусов. Составление сводного маршрутного расписания относится к одной из трудоемких и ответственных задач эксплуатационной службы, так как это расписание не только основа высокого качества перевозочного процесса, но основа для четкого планирования работы технической службы автотранспортного предприятия, обеспечивающей технически исправное состояние автобусов, равномерность загрузки постов технического обслуживания и текущего ремонта, совершенствование организации труда водителей и ремонтных рабочих.
Маршрутные расписания регламентируют графики выхода и возврата автобусов с линии, обеденные перерывы водителей, время и место смены водителей автобусов. Они должны составляться и с учетом отклонений времени одного рейса автобуса, которые допускаются в пределах до ±2 мин.
В последние годы получает распространение разработка маршрутных расписаний с применением математических методов и использованием ЭВМ. В 1977 г была разработана усовершенствованная программа для составления маршрутных расписаний, которая используется в Москве. Перечень исходных данных, составляющих информационную карту маршрута, разделяют на пять массивов: 0, 1,2, 3, 4. Каждый вид информации записывают в заранее отведенных клетках того или иного массива числовыми либо буквенными значениями (кодами).
Массив 0 содержит информацию общего вида: сезон года, дни недели, вид транспорта, номер и протяженность маршрута, время начала проведения перерывов в работе смен, пункты проведения перерывов в работе бригад и смены бригад, минимально и максимально допустимая продолжительность стоянки на конечных пунктах в конце рейса, номер парка (депо), признак необходимости внесения каких-либо последующих коррективов в разработанное расписание.
Массив 1 содержит информацию о нормах времени на пробег по участкам маршрута и периодам дня с указанием предпочтительного времени стоянки в каждом из периодов и на конечных пунктах.
Массив 2 содержит информацию о нулевых и парковых рейсах, их протяженности и времени, с учетом возможности назначения двух направлений следования на каждый из конечных пунктов и обратно.
Массив 3 включает информацию о конкретных моментах открытия, закрытия движения и изменения интенсивности движения раздельно по каждому конечному пункту маршрута.
Массив 4 содержит информацию, описывающую основные результаты обработки материалов обследования пассажиропотоков на маршруте графоаналитическим методом. тип выхода с маршрута (например, с заездом в парк), число выходов в каждой группе (частный случай), признак предпочтения на начало движения, признак предпочтения пункта начала и окончания работы каждого выхода или группы выходов, минимальную продолжительность перерыва в каждой смене на отдых и питание водителей, описание режима работы и перерывов каждого выхода или группы выходов маршрутов.
По маршрутным расписаниям составляют рабочие маршрутные расписания, которые выдают вместе с путевым листом каждому водителю для работы на линии. В них в табличной форме указано время: выхода из автотранспортного предприятия, остановок на промежуточных остановочных пунктах, прибытия и отправления автобуса с конечных пунктов (станций), прохождения контрольных пунктов, обеденного перерыва, возвращения в автотранспортное предприятие.
В форме 10.1 приведен образец рабочего маршрутного расписания, выдаваемого водителю.
Расписания движения для городских автобусных маршрутов обычно составляют на летний и осенне-зимний периоды года. Отдельно составляют расписания для выходных, воскресных и праздничных дней.
Качество обслуживания населения
Автобусными перевозками
Важнейшей задачей в организации городских автобусных перевозок является задача обеспечения высокого качества обслуживания пассажиров (обеспечение привлекательности автобусных перевозок) Показатели качества обслуживания пассажиров следует относить к удовлетворению следующих требований по обеспечению: регулярности движения автобусов на маршрутах, снижения затрат времени населения на передвижение (времени на пешеходное передвижение к ближайшему остановочному пункту и от пункта выхода из автобуса к пункту назначения, времени на поездку в автобусе, времени на пересадки); возможности беспересадочной поездки; безопасности поездки; условий, создающих комфортность поездки (умеренное, в пределах номинальной вместимости, заполнение салона автобуса, хорошая обзорность, мягкость подвески и т. д.); пассажира информацией (объявлением остановок, вывешиванием схемы маршрута); экспрессных и укороченных маршрутов движения автобусов; удобства посадки и выхода пассажиров автобуса (широкие двери, низко расположенная подножка, накопительные площадки в салоне автобуса).
Для повышения качества обслуживания пассажиров большое значение имеет резервирование автобусов на городском автобусном транспорте, которое может осуществляться в виде выделения в распоряжение диспетчерской службы необходимого числа автобусов для оперативного их использования при сходах других автобусов с линии по техническим причинам. В этом случае следует считаться с тем положением, что резервные автобусы из-за простоя наносят ущерб предприятию, но, с другой стороны, возможность быстрой замены автобуса, сошедшего с линии, на другой восстанавливает высокое качество организации обслуживания пассажиров.
НИИАТом на основании проведенных научных исследований разработана и рекомендована номограмма для определения целесообразного числа резервных автобусов (рис. 10.8).
Рис. 10.8. Номограмма для определения числа резервных автобусо-смен; d-фактическая доля потерянных рейсов
Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте предусмотрено создание резерва автобусов в транспортных управлениях в размере
до 5% от числа, предусмотренного расписанием. Резервные автобусы должны поступать в распоряжение центральных диспетчерских станций (пунктов). Они могут быть использованы только для подмены автобусов, сошедших с линии.
Интервалы движения автобусов в городах в часы пик не должны превышать 4—5 мин для автобусов, движущихся по основным маршрутам.
В НИИАТе также разработана методика*, позволяющая выбирать автобусы для маршрута по критерию минимум* народнохозяйственных затрат, слагаемых из приведены затрат на перевозки и стоимости оценки потерь времени пассажиров на ожидание прибытия и посадки и автобус. При этом затраты представляются как функции оптимизируемы) параметров — качества перевозок и вместимости автобуса На рис. 10.9 представлен график влияния вместимости автобусов на характеристики качества обслуживания пассажиров и эффективности работы транспорта.
В снижении затрат на передвижение населения большое значение приобретают меры по снижению времени поездки пассажира в автобусе.
* Разработана Антошвили М. Е., Либерманом С. Ю. и Спири ным И В в работе «Оптимизация городских автобусных перевозок» вышедшей в издательства «Транспорт» в 1985 г , 104 с 150
Средняя дальность поездки жителя города в СССР из года в год растет из-за непрерывного рос та территории города, разобщения жилых районов и районов сосредоточения промышленных комплексов
Рис. 10.9. Влияние вместимости автобусов на число обслуживаемых
пассажиров и эффективность работы:
Ротк вероятность отказа пассажиру в поездке; Тож — среднее время ожн дания поездки; Ам— число автобусов на маршруте; 3 АТП — затраты автотранспортного предприятия на перевозки; З приведенные народнохозяйственные затраты
На рис. 10.10 представлено изменение средней дальности поездки в городском сообщении за период с 1960 по 1980 г. Естественно стремление при организации движения автобусов увеличить эксплуатационные скорости движения на маршрутах.
За последние годы в городах средние эксплуатационные скорости автобусов в городском сообщении стабилизировались на уровне около 20 км/ч. 11меются маршруты, на которых эксплуатационные скорости движения автобусов составляют 15—25 км/ч.
К возможным мероприятиям по повышению эксплуатационных скоростей относятся: повышение динамических свойств подвижного состава; совершенствование дорожного строительства и содержания дорожной одежды; внедрение общегородских автоматизированных систем управления Движением, обеспечение регулярности движения автобусов на маршрутах; градостроительные мероприятия (пересечения потоков движения в разных уровнях, сооружение обособленных пешеходных переходов, строительство удобных площадок для выхода и посадки пассажиров); совершенствование организации перевозок (введение экспрессных и полуэкспрессных маршрутов, выделение приоритетных полос движения для пассажирского городского транспорта; четко действующее диспетчерское управление эксплуатацией автобусного парка города в сочетании с другими видами пассажирского городского транспорта).
Рис. 10.10 Изменение средней дальности поездки пассажира в городском сообщении в СССР
Каждому автобусному маршруту транспортное управление присваивает определенный порядковый номер:
Городским маршрутам от № 1 до 99 Пригородным » ...» № 100 до 499
Междугородным » ...» № 500 и выше
Пассажирские автотранспортные предприятия на каждый городской маршрут движения транспортных средств общего пользования должны составлять Паспорт по утвержденной форме.
Глава 11
|