Удобство использования автомобиля
Удобством использования автомобиля называется комплексное качество, определяемое совокупностью ряда отдельных, взаимно не связанных свойств автомобиля и особенностей его конструкции. К основным из них относятся:
удобство посадки и высадки пассажиров, определяемое устройством дверей и высотой подножек (особенно для автобусов городского типа);
комфортабельность пассажирских мест, определяемая конструктивными параметрами сидений, свободным пространством и микроклиматом в салоне;
легкость управления, определяемая удобством рабочего места водителя и его затратами усилий, прилагаемыми для управления автомобилем, а также микроклиматом в кабине;
плавность хода, т. е. приспособленность к движению с минимальными колебаниями кузова;
компактность, определяемая габаритными размерами автомобиля;
маневренность, определяемая минимально необходимым пространством для поворотов и разворотов автомобиля;
готовность к движению, определяемая продолжительностью приведения автомобиля в движение;
запас хода по топливу, определяемый пробегом автомобиля без дополнительной заправки.
Для организации пассажирских автомобильных перевозок наибольшую важность представляют первые три свойства.
Удобство посадки и высадки пассажиров влияет не только на удобства, создаваемые для пассажиров, но и на продолжительность простоев автобусов на остановочных пунктах. У легковых автомобилей это свойство определяется размером дверного проема и направлением открывания дверей. Высота дверного проема должна быть не менее 800 мм над уровнем подушки. Подвеска двери обычно делается впереди сиденья, как более безопасная и удобная для водителя и сидящего на переднем сиденье пассажира.
У автобусов приспособленность к посадке и высадке пассажиров определяется шириной и высотой дверного прохода, направлением раскрытия створок дверей, числом ступенек и их высотой, удобством расположения поручней.
Для междугородных автобусов время посадки и высадки пассажиров на остановках не играет существенной роли, так как время, затрачиваемое на остановки (посадку и высадку пассажиров), составляет незначительную часть времени поездки, а основная часть приходится на движение. Поэтому междугородные автобусы могут иметь: две и даже одну дверь, более высокое расположение пола салона и наличие нескольких ступенек, более узкие проходы и сравнительно небольшие накопительные площадки.
Для городских автобусов время, затрачиваемое на посадку и высадку пассажиров, составляет значительную часть от общего времени поездки и ощутимо влияет на среднюю скорость сообщения. Это время должно быть по возможности сокращено, поэтому в конструкции городского автобуса должно быть предусмотрено несколько дверей (не менее двух). Двери должны быть широкими, пол салона низким для того, чтобы предусмотреть минимально возможное число ступенек. Вблизи дверей должны находиться большие накопительные площадки.
Комфортабельность пассажирских мест в автомобиле в основном определяется устройством сидений, которые должны обеспечивать наиболее удобное положение тела человека, иметь анатомофизиологическую форму, регулироваться, снижать степень влияния колебаний кузова на пассажира, иметь Необходимые размеры и качественную обивку.
Комфортабельность определяется также достаточно надежной защищенностью пассажиров от атмосферных влияний, отработавших газов и паров топлива, пыли, шумов и вибраций. Для междугородных автобусов желательны устройства дополнительного комфорта: индивидуальные обдув, освещение, радиовещание, установка в салоне телевизора, наличие в автобусе туалетного отделения, буфета, холодильника и т. п.
Легкость управления автомобилем определяет условия работы водителя, т. е. затраты труда и напряженность зрения, необходимые для управления автомобилем, и условия. в которых он работает для снижения степени утомляемости и устранения причин, влияющих на обеспечение безопасности движения.
Легкость управления характеризуется числом действий водителя в единицу времени, усилиями для приведения в действие органов управления и степенью автоматизации процессов управления. Легкость управления зависит также от удобства рабочего места, расположения органов управления и контрольно-измерительных приборов, эффективности вентиляции и отопления салона (кабины), обзорности, средств сигнализации и освещения, уровней шума и вибраций.
Основным интегральным оценочным измерителем легкости управления автомобилем должен быть показатель утомляемости водителя.
Безопасность автомобиля
Безопасность автомобиля является одним из важнейших эксплуатационных качеств, так как от нее непосредственно зависят жизнь, здоровье людей и сохранность автомобилей.
Безопасность является комплексным качеством, определяемым конструктивными свойствами автомобиля, подразделяемыми обычно на группы активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности.
Активная безопасность автомобиля — свойство автомобиля предотвращать дорожно-транспортное происшествие (снижать вероятность его возникновения). Активная безопасность проявляется в период, соответствующий начальной фазе ДТП, когда еще можно изменить характер движения автомобиля.
Пассивная безопасность автомобиля — свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия. Пассивная безопасность проявляется в период, когда водитель, несмотря на принятые меры безопасности, не может изменить характер движения автомобиля и предотвратить ДТП (кульминационная фаза). Различают внутреннюю пассивную безопасность автомобиля, снижающую степень травмирования пассажиров и водителя, и внешнюю безопасность, которая уменьшает возможность нанесения повреждений другим участникам движения.
Послеаварийная безопасность автомобиля — свойство автомобиля, позволяющее уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия после его остановки (конечная фаза ДТП). Это свойство характеризуется возможностью быстро ликвидировать последствия дорожно-транспортного происшествия и предотвращать возникновение новых аварийных ситуаций (например, пожара).
Экологическая безопасность автомобиля — свойство автомобиля, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации. Экологическая безопасность, проявляющаяся во время повседневной работы автомобиля, принципиально отличается от перечисленных выше трех видов безопасности, которые выявляются лишь при ДТП.
Экологическая безопасность включает в себя системы и устройства, направленные на:
снижение токсичности отработавших газов — совокупность устройств, снижающих загрязнение и отравление атмосферного воздуха автомобильным двигателем.
уменьшение шума и помех — совокупность устройств, снижающих уровень шума, радио и другие помехи при движении автомобиля.
Для общей оценки, позволяющей сопоставлять эффективность механизмов и устройств автомобиля, повышающих его безопасность, применяют интегральные показатели.
Для оценки активной безопасности может применяться удельный по пробегу показатель Бак определяющий число ДТП Nм, происшедших в связи с неудовлетворительной работой данного механизма за пробег L: Бак = Nм/L.
Для оценки элементов пассивной безопасности может служить показатель Бп, определяющий число и тяжесть последствий ДТП,
где ni — число пострадавших водителей и пассажиров в каждом ДТП; Pi — коэффициент тяжести ранения в данном ДТП. руб./ чел.; m — общее число водителей и пассажиров, участвовавших в дорожно-транспортных происшествиях.
Совершенствование транспортных средств при увеличении их долговечности и надежности приводит к снижению трудоемкости перевозок. С этой целью на автомобильных заводах осуществляется широкая программа мероприятий, которая предусматривает повышение долговечности автомобилей. Вместе с тем предполагается значительное сокращение трудоемкости технического обслуживания и ремонта в результате увеличения межремонтных пробегов и совершенствования процесса обслуживания.
Энергоемкость перевозок оценивается количеством энергии, затрачиваемой на их выполнение (ккал/100 пасс-км),
где Qт — годовое количество расходуемого топлива; δ— плотность топлива; λ - теплотворная способность топлива; Wpr - среднегодовая производительность одного автомобиля.
Энергоемкость в значительной мере зависит от пассажировместимости подвижного состава, причем особенно резко в диапазоне малой и средней вместимости.
Повышение топливной экономичности автомобилей достигается:
расширением применения дизельных двигателей, надежно работающих на топливах с широким фракционным составом;
применением двигателей с лучшей приспособляемостью к эксплуатационным условиям (с временной форсировкой наддувом, переменной степенью сжатия, стабильностью оптимального теплового режима и др.);
уменьшением сопротивления движению (улучшение конструкции шин, ходовой части, обтекаемости автомобиля).
Материалоемкость перевозок Мп оценивается количеством материалов, расходуемых при выполнении перевозок (кг/1000 пасс. -км).
Мп = 1000(Gк + Gа)/(Wpr Та η),
где Gк — масса данного материала в конструкции автомобиля (автопоезда); Ga — масса материала, расходуемого в процессе эксплуатации за амортизационный срок службы автомобиля; Тa — амортизационный срок службы автомобиля, лет; η — отношение массы деталей к массе заготовок.
Металл является основным материалом автомобиля, поэтому металлоемкость М — важный критерий оценки расходования материалов в процессе перевозок. Металлоемкость автомобиля
где Go — собственная масса автомобиля в снаряженном состоянии без нагрузки; Gз — масса заправки; Gн — масса неметаллических частей; кд — коэффициент дорожных условий; Gэ — масса агрегатов, запасных частей и металла, расходуемых за срок службы автомобиля.
|