Обратная связь
|
Определение и анализ показателей использования автомобилей-такси
Транспортный процесс таксомоторных перевозок складывается из неповторяющихся циклов (рис. 12.4), включающих подачу автомобиля-такси на стоянку (пробег без пассажиров), ожидание посадки, движение с пассажирами и оплаченный простой. Момент высадки пассажиров с выключением таксометра определяет конец предыдущего и начало последующего цикла перевозок. Посадка пассажиров не прерывает цикла перевозок. Кроме операций, входящих в цикл перевозок, следует выделить операции, относящиеся к сменному (суточному) циклу эксплуатации автомобиля-такси. К ним относятся подача автомобиля-такси из автотранспортного предприятия для работы на линии и возврат в него согласно графику. Автомобили-такси заправляют топливом при подаче его из автотранспортного предприятия или при возврате в него, а также при подаче автомобиля-такси для посадки пассажира по заказу.
Эффективность использования автомобилей-такси может быть оценена системой эксплуатационных показателей. Провозные возможности таксомоторного парка и эффективность его использования характеризуют следующие факторы: численный состав парка; коэффициент использования парка автомобилей-такси; продолжительность работы автомобилей-такси на линии; оплаченный пробег автомобиля-такси за цикл перевозок; использование пробега автомобиля-такси; скорости движения автомобилей-такси; время оплаченного простоя за цикл перевозок; простои автомобилей-такси в ожидании пассажиров.
Основные эксплуатационные показатели можно свести в две группы:
показатели численности подвижного состава и продолжительности его работы на линии;
Рис. 12.4. граф возможных состояний автомобиля-такси в процессе эксплуатации:
I элементы, включаемые в цикл перевозок;
II — операции, относящиеся к суточному (сменному) циклу эксплуатации автомобиля
показатели производительности автомобилей-такси, определяющие доходы за 1 ч работы.
Учет эксплуатационных показателей производительности автомобилей-такси базируется на определении характеристик отдельных циклов перевозок с использованием специальных карточек, т. е. учетным способом.
Каждый цикл перевозок характеризуется определенными значениями показателей производительности. Для анализа работы парка автомобилей-такси пользуются средними значениями показателей.
Средний оплаченный пробег автомобиля-такси за цикл перевозок
,
где —оплаченный пробег при выполнении i-го цикла перевозок; n — число наблюдений.
Среднее значение коэффициента платного пробега за цикл перевозок
,
где lобщ i — общий пробег за i-й цикл перевозок. Техническая скорость автомобиля-такси
,
где tДB i — время движения для i-гo цикла перевозок.
Средние затраты времени на ожидание посадки очередного пассажира
,
где tож ; — затраты времени на ожидание пассажира для i-гo цикла перевозок.
Среднее время оплаченного простоя за цикл перевозок:
,
где ОО.Вi— время оплаченного простоя при выполнении i-гo цикла перевозок.
По средним значениям эксплуатационных показателей можно определить среднюю продолжительность цикла перевозок, эксплуатационную скорость, доходы, расходы, прибыль и др.
Продолжительность цикла перевозок складывается из
времени движения tдв—lо.п/βvт. ожидания tOЖ и времени оплаченного простоя tО.В:
Эксплуатационная скорость автомобиля-такси
,
Значения эксплуатационных показателей производительности автомобилей-такси в различные часы суток неодинаковы.
Доходы (в рублях) в среднем за цикл перевозок по действующим тарифам Дц = 0,2 + 0,2lО.П + 2 tО.В.
Расходы в среднем за цикл перевозок
,
где kзар — поправочный коэффициент, учитывающий прочие виды оплаты (премии, дополнительную заработную плату, надбавки за классность), а также начисления по социальному страхованию; rПОС — расценки для начисления заработной платы водителю за 1 посадку, р., rкм — расценка для начисления заработной платы водителю за 1 км оплаченного пробега, р., rо.в— расценка для .начисления заработной платы водителю за 1 ч оплаченного простоя, р.; Спер — переменные расходы, р./км; Сн — накладные расходы км 1 ч работы автомобиля-такси, р.
По усредненным ориентировочным данным можно при сдельно-премиальной системе оплаты труда водителей принять величины значений для kзар — 1,3; rпос = 0,06 р./ пос; rкм = 0,04 р./пос; rо.в = 0,56 р./ч; Спер = 0,05 р./ км; Сн = 0,59 р./ч.
Прибыль в среднем за цикл перевозок с учетом 2 % отчислений на строительство автомобильных дорог ПРЦ= = 0,98ДЦ — SЦ, а за 1 ч работы ПРЧ= (0,98ДЦ SЦ)/tЦ.
На рис. 12.5 показано распределение доходов и прибыли на 1 ч работы с учетом соответствующего изменения эксплуатационных показателей по часам суток.
Рис. 12.5. Доходы (а) и прибыль (б) на 1 ч работы при принятом распределении численности работающих автомобилей-такси по часам суток (в)
Уменьшение прибыли и доходов от перевозок, например, начиная с 3.00—5.00 ч объясняется снижением коэффициента платного пробега до 0,596 (рис. 12.6) и ростом потерь времени на ожидание пассажиров до 0,54 ч (рис. 12.7), что ниже среднего уровня соответственно на 26,7 и 66 % В этот период эксплуатационная и техническая скорости и средний оплаченный пробег за цикл перевозок снижаются.
Ночью, когда практически не работает весь городской транспорт, кроме таксомоторного, необходимо увеличивать число радиофицированных автомобилей-такси и совершенствовать диспетчерское управление ими. Это улучшит технико-экономические показатели использования автомобилей-такси. Во всех случаях число работающих автомобилей-такси должно обеспечивать заданный уровень удовлетворения спроса на поездки.
На основе проведенных исследований Госавтотранснии-проект рекомендует устанавливать дифференцированные нормативы коэффициентов платного пробега автомобилей-такси и времени нахождения их в наряде в зависимости от насыщенности города автомобилями-такси (табл. 12.1). К первой группе отнесены города численностью свыше 1 млн. жителей, II — 0,5—1 млн., III — 0,25—0,5 млн. и IV — 0,1—0,25 млн.
Рис. 12.6. Распределение значений Рис. 12.7 Распределение потерь
коэффициента платного времени в ожидании пассажиров по
пробега по часам суток часам суток
При разработке нормативов среднее расстояние подачи автомобилей-такси, определяющее значение коэффициента платного пробега, определялось с учетом удельного веса автомобилей-такси на стоянках, по срочным и предварительным заказам, а также в пути следования.
Насыщенность города автомобилями-такси, спрос на таксомоторные перевозки и уровень их организации определяют продолжительность простоя автомобилей-такси в ожидании посадки пассажиров. Для приближенных расчетов времени простоя автомобилей-такси в ожидании пассажиров Тп в течение всего времени нахождения в наряде может быть использована следующая зависимость:
ТП=ТП-tО.ППТ/(365qyNαβvТ)
где Пт — транспортная подвижность населения (по таксомоторным поездкам); q — номинальная пассажировместимость автомобиля-такси, пасс; y — коэффициент наполнения автомобиля-такси; N — число автомобилей-такси; α — коэффициент использования парка.
Время простоя Тп и техническую скорость автомобилей-такси определяют из следующей зависимости vЭ = vT (1 —ТП/ТН). При укрупненных расчетах можно принимать v т = 37÷40 км/ч.
Таблица 12.1
Группа
городов
|
| Насыщенность города автомобилями-такси, авт./1000 чел
| 0,4 0.6 0.8 1.0 1.2. 1. 4 1.5
| I
II
III
IV
| 0.82
0,79
0,76
0,72
| 0,80
0,77
0,74
0,70
|
| 0,79
0,76
0,72
0,69
| 0,77
0,74
0,71
0,67
| 0,73
0,73
0,70
0,66
| 0,75
0,72
0,68
0,65
| 0,74
0,71
0,67
0,64
|
|
|
| | | | | | | | | | |
Таблица 12.2
Плотность сети стоянок
(на 1 км2 площади города)
| Группа
городов
| I
| II
| III
| IV
| До 0,2 (включительно)
| 0,50
| 0,48
| 0,40
| 0,31
| 0,2—0,3
| 0,56
| 0,54
| 0,46
| 0,38
| 0,3—0,4
| 0,62
| 0,60
| 0,52
| 0,45
| 0,4—0,5
| 0,68
| 0,66
| 0,60
| 0,54
| 0,5—0,6
| 0,73
| 0,72
| 0,65
| 0,60
| Свыше 0,6
| 0,80
| 0,79
| 0,72
| 0,66
|
Одним из показателей уровня качества обслуживания населения таксомоторными перевозками являются затраты времени пассажира на найм автомобиля-такси. При этом не имеют значения затраты времени на движение, так как они больше характеризуют не уровень организации таксомоторных перевозок, а архитектурно-планировочную структуру города, дорожную сеть, организацию дорожного движения и др.
Средние затраты времени пассажира на найм автомобиля-такси
tH.T=αCTtCT+αП.ЗtП.З+αС.ЗtС.З+αП.СtП.С,
где αCT, αП.З, αС.З, αП.С— соответственно удельный вес найма автомобилей-такси на стоянках по предварительным и срочным заказам и в пути следования
(αCT + αП.З + αС.З + αП.С=1);
tCT, tП.З, tС.З, tП.С— соответственно затраты времени на найм автомобилей-такси на стоянках, по предварительным и срочным заказам и в пути следования.
Удельный вес найма автомобилей-такси пассажирами на стоянках в зависимости от плотности сети стоянок, определяемый отношением их общего числа к застроенной площади города, представлен в табл. 12.2.
|
|