Пользовательский почтовый клиент MUA Почтовый клиент предназначен для подготовки, отправки, получения и просмотра электронных писем. Это программа, установленная на компьютере пользователя. Задача электронной почты, по сути дела, сводится к тому, чтобы доставить сообщение от почтового клиентаотправителя почтовому клиенту получателя.
Подготовка к отправке заключается в приведении сообщения к принятому в Internet формату почтовых сообщений. Почтовый клиент отправителя должен сформировать заголовок сообщения, а также закодировать и оформить его тело в соответствии со стандартом, чтобы почтовый клиент принимающей стороны смог правильно интерпретировать и представить как текст, так и вложения письма.
Поскольку пользовательский агент обычно устанавливается на компьютере, чаще всего не имеющего постоянного подключения к Internet, и запускается только на время работы пользователя, он не может выполнять функции сервера и является клиентом, инициирующим соединение.
Почтовый клиент посылает сообщения по протоколу SMTP (простой протокол передачи почты – Simple Mail Transfer Protocol), используемый для отправки почты, через агента обработки сообщения или транспортного агента.
Входящие письма почтовый клиент получает из хранилища сообщений по протоколу, предназначенному для получения почты. Как правило, для этой цели используется один из двух протоколов:
1. Post Office Protocol – Version 3 (POP3) – протокол почтового отделения, версия 3, позволяющий просматривать сообщения в почтовом ящике, забирать и удалять их;
2. Internet Message Access Protocol (IMAP) – протокол доступа к сообщениям, обладающий более широкими возможностями манипулирования почтовыми ящиками, чем POP3, в частности он позволяет работать с несколькими ящиками одновременно, не только считывать и удалять, но и создавать и исправлять сообщения.
Возможны и другие способы получения почты. Например, использование локальной доставки, если хранилище сообщений доступно по локальной сети.
Существует множество различных программных реализаций пользовательского агента: Microsoft Outlook, Microsoft Outlook Express, Netscape Communicator, The Bat!, Eudora, Elm, Pine и др. Кроме того, большое распространение получили агенты пользователя, использующие интерфейс CGI для доступа конечного пользователя к его почтовому ящику по протоколу НТТР или более безопасному HTTPS при помощи web-браузера. Такую реализацию почтового клиента часто называют web-mail (рис. 32).
Пользовательский интерфейс реализуется с помощью технологий WWW. Функции почтового клиента выполняет приложение, взаимодействующее с web-сервером при помощи интерфейса CGI. Почтовый клиент получает доступ к хранилищу сообщений по протоколам POP3 или IMAP.
Рисунок 32 – Структура web-mail
Преимуществом web-mail является возможность работать со своей почтой с любого компьютера, подключенного к Internet без предварительной настройки и без установки дополнительного программного обеспечения, в связи с чем web-mail нередко реализуется в корпоративных почтовых системах. Недостаток web-mail заключается в том, что пользователю для работы с почтой необходим постоянный доступ к Internet, поскольку каждый запрос выполняется на web-сервере и передается по сети.
Услуга web-mail предоставляется такими популярными системами бесплатной общедоступной электронной почты, как Hotmail, Mail.ru, Yahoo и др. При этом следует отметить, что многие из них допускают работу с почтой посредством локального почтового клиента.
Транспортный агент MTA
Транспортная подсистема электронной почты состоит из узлов – транспортных агентов MTA, через которые передаются электронные сообщения. Письмо, сформированное почтовым клиентом, достигает хранилища сообщений, содержащее почтовый ящик получателя, проходя через один или несколько транспортных агентов, последний из которых передает письмо агенту локальной доставки LDA.
Транспортные агенты должны быть доступны круглосуточно, постоянно ожидая подключения по протоколу SMTP, по которому происходит обмен данными между ними. Иными словами, каждый транспортный агент включает в себя как сервер, так и клиент SMTP: транспортный агент, отправляющий почту, инициирует соединение и выступает в качестве клиента; транспортный агент, принимающий почту, является сервером.
В общем случае, на транспортный агент возлагается выполнение следующих действий:
− раскрытие списков рассылки и почтовых псевдонимов;
− анализ адресов получателей;
− определение маршрута сообщения на основании анализа адресов получателей и сведений, получаемых от сервера DNS;
− проверка соответствия действительности идентификационных данных, получаемых им от другого транспортного агента;
− проверка соответствия доменного имени, которое клиент сообщает в приветствии, его ip-адресу;
− проверка существования почтового домена, указанного в почтовом адресе отправителя;
− проверка наличия в домене, обслуживаемом данным транспортным агентом, указанного адресата.
Кроме того, транспортный агент может производить обработку проходящих через него сообщений: проверку на наличие вирусов, фильтрацию спама и т.п.
Каждый транспортный агент, через который проходит почтовое сообщение, добавляет к его заголовку информацию о том, когда и откуда пришло это сообщение, а также результаты произведенных проверок.
В случае невозможности немедленной доставки сообщения, оно помещается в очередь. Транспортный агент регулярно предпринимает новые попытки отправить сообщения из очереди. Если это не удается за определенный срок (обычно 4 часа), то отправителю посылается предупреждение о задержке доставки. При этом сообщение остается в очереди, и попытки его отправить продолжаются. Если в течение длительного времени (обычно 5 дней) сообщение так и не удается доставить, оно удаляется из очереди, а отправителю посылается сообщение о невозможности доставки письма.
|