Однако, по нашему мнению, не совсем правильно полностью отделять местный представительный орган от непосредственного управления объектами муниципальной собственности. Вероятно, в целях максимально эффективного использования объектов муниципальной собственности для удовлетворения интересов населения муниципального образования есть смысл в создании законодательных процедур, закрепляющих формы непосредственного участия депутатов представительного органа в вопросах распоряжения муниципальной собственностью <62>.
--------------------------------
<62> Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. 4-е изд. СПб. (и др.): Питер, 2013. 397 с.
Полагаем, что продуктивность процесса совершенствования управления муниципальной собственностью может быть обеспечена реализацией подхода, предусматривающего:
- переход к модели управления, основанной на принципах и инструментальной базе стратегического и программно-целевого управления развитием и использованием муниципальной собственности;
- постановку задач совершенствования управления и определение необходимого экономико-организационного обеспечения вариантов их решения;
- взаимодействие разных субъектов управления (региональные и муниципальные органы власти и управления, бизнес, менеджмент муниципальных предприятий и учреждений);
- разнообразие форм и инструментов управления процессами развития и использования муниципальной собственности;
- качественные взаимосвязанные изменения в различных функциональных сферах управления муниципальной собственностью (планирование, организация, контроль);
- экономико-организационное обеспечение повышения эффективности использования муниципальной собственности, функционирующей в экономике и социальной сфере.
Муниципальная собственность, как и иные формы собственности, представляет собой систему отношений между людьми, т.е. общественных отношений. Эти отношения складываются между людьми по поводу присвоения и отчуждения определенных жизненных благ.
Обобщая вышесказанное, представим уточненное определение муниципальной собственности. Под ней понимается система общественных отношений монопольного характера по поводу определенных благ, имеющих социально-экономическое, управленческое и культурное значение для населения публично-правового образования, назначение которых - удовлетворение коллективных социально-экономических потребностей населения и гармоничное развитие территории. Стратегическая цель совершенствования управления муниципальной собственностью, на наш взгляд, может быть определена как повышение ее экономической и социальной эффективности.
Управление муниципальной собственностью на территории России осуществляется на основании ряда нормативных актов, в частности, к ним относятся: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", а также нормативные акты субъектов РФ.
Содержание ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" регламентирует состав муниципальной собственности.
Так, в нее входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Наличие такого перечня собственности на деле создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти <63>.
--------------------------------
<63> Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. 4-е изд. СПб. (и др.): Питер, 2013. 397 с.
Преодоление проблем, возникших в результате финансово-экономического кризиса, и создание условий для последующего инновационного развития в современных условиях являются важной задачей для муниципальных образований. Это связано с тем, что в основе стабильного функционирования муниципальных образований заложено обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе реальной оценки финансового положения муниципальных образований. Экономический кризис привел к плачевным последствиям: в большинстве субъектов сократились доходы местных бюджетов за счет снижения поступлений от налога на прибыль организаций, роста безработицы, влекущей за собой сокращение поступлений от налога на доходы с физических лиц, который является основой доходов региональных и местных бюджетов.
Использование материальных и финансовых средств является одним из основных направлений решения вопросов местного значения. На территории субъектов РФ на протяжении ряда лет сложилась устойчивая тенденция принятия управленческих решений местного значения при дефиците финансовых средств. Поэтому одной из особенностей управления муниципальной собственностью является управление финансовыми ресурсами местного самоуправления при отсутствии достаточного их количества. При этом следует отметить, что основную часть местных финансовых ресурсов составляют средства местного бюджета, которые также являются муниципальной собственностью.
Важнейшим элементом экономической основы местного самоуправления является муниципальная собственность. Наличие муниципальной собственности предусмотрено Конституцией РФ. Состояние ее объектов, системы сложившихся отношений, качество функционирования и уровень их развития во многом определяют социально-экономическую ситуацию в любом муниципальном образовании.
Органы власти местного самоуправления, с одной стороны, не должны допустить высокого дефицита местного бюджета для исполнения в полной мере возложенных на них обязательств законодательством РФ, а с другой - должны эффективно использовать средства местного бюджета для предотвращения недовольства и критической активности народных масс.
Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые имеют целевое назначение, т.к. предназначены для решения вопросов сугубо местного значения: удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения муниципального образования, а с другой стороны - исключительно многофункциональны. Для того чтобы местные органы власти смогли получать существенные доходы с подведомственных им территорий, эти территории должны быть наделены капиталообразующими объектами муниципальной собственности. Выход видится в создании на территории муниципальных образований объектов муниципальной собственности, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы общественные потребности, а с другой - являлись бы стабильным источником финансовых поступлений в местный бюджет.
На наш взгляд, необходима разработка и реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществление структурных преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их эффективности в среднесрочной перспективе, а также повышение качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях.
Таким образом, на сегодняшний день от качества и результативности управленческой деятельности, от эффективности работы местных органов власти во многом будет зависеть состояние муниципального хозяйства, сбалансированность местного бюджета, эффективность использования объектов муниципальной собственности, уровень развития малого предпринимательства, благосостояние жителей муниципального образования и процесс социально-экономического развития территории муниципального образования в целом.
Построение правового государства, формирование гражданских институтов предполагает со стороны общества и государства усилить внимание к проблеме развития публично-правовых отношений. В условиях перехода к рынку, интенсивного развития предпринимательских отношений возрастает роль государства как субъекта публично-правового регулирования общественных отношений.
Общество - это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего, с производством, обменом и потреблением жизненных благ <64>. Как отмечал еще русский правовед Г.Ф. Шершеневич, объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу <65>.
--------------------------------
<64> Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2011. 703 с.
<65> Курбатов А.В. Управление формированием и развитием имущественного комплекса муниципального образования: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2011. 162 с.
Всякий человек имеет свои личные интересы, и как бы он ни приспосабливался к общественной среде, его индивидуальные интересы будут сохраняться. Поэтому общие интересы объективно могут противоречить интересам индивидуальным <66>.
--------------------------------
<66> Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. 4-е изд. СПб. (и др.): Питер, 2013. 397 с.
В зависимости от субъективных представлений, интересов и целей одни зарубежные авторы отождествляют государство с обществом, другие - с той или иной нацией, третьи - с территорией страны. При этом государство рассматривается либо в политическом, социологическом или юридическом аспекте, либо с точки зрения "естественного организма", "интегративного начала" или "системы правовых норм", либо как "сущее" или "должное" и т.п. <67>.
--------------------------------
<67> Филатова Н. Эффективное управление муниципальной собственностью как условие социально-экономического развития муниципального образования // Муниципальная экономика. 2011. N 2. С. 48 - 58.
|