Конституция РФ от 12.12.1993 // РГ. 21.01.2009. N 7 и ст. 212 ГК РФ; СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. 4. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" // РГ. 11.01.1992. N 8.
5. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 39. Ст. 4626.
Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
7. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
8. Федеральный закон от 02.05.1997 N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.
9. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
10. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746; 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7040.
11. Горегляд В.П. Аналитическая записка по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета), составляющего казну Российской Федерации"; http://www.ach.gov.ru/userfiles/bunetms/5-11-buleten_doc_files-fl-464.pdf.
12. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; 2011. N 50. Ст. 7343.
Королюк Е.В. Противоречия в экономической науке современной России // Бизнес в законе. 2014. N 4. С. 210 - 213.
Кошкина Л.И. Проблемы управления государственной имущественной собственностью // Экономика и управление собственностью. 2012. N 2. С. 15 - 24.
Лукашов А.В. Сравнительные корпоративные финансы и корпоративное управление // Управление корпоративными финансами. 2014. N 2.
Мартыненко Т.В. Политика управления федеральным имуществом в РФ на современном этапе // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки СКАГС / Сев.-Кавк. акад. гос. службы. 2013. N 2. С. 47 - 54.
Мозолин В.П., Масляев А.И. Гражданское право. Москва, 2013. Т. I.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья А.В. Напольнова "Основы управления акционерным капиталом" включена в информационный банк согласно публикации - "Инвестиционный банкинг", 2012, N 1.
Напольнов А.В. Основы управления акционерным капиталом // Инвестиционный банкинг. 2012. N 1.
Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М.: Директ-Медиа, 2011.
Глава 5. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Состав и регулирование природных объектов, находящихся
В собственности государства и муниципальных образований
Минерально-сырьевая база является естественным конкурентным преимуществом России, донором российской экономики, обеспечивающим ее развитие и переход на новый технологический уклад. Экономические и геополитические интересы России и в долгосрочной перспективе будут существенно зависеть от состояния минерально-сырьевой базы, воспроизводство которой на современном технологическом уровне является центральной задачей геологической отрасли. Россия располагает значительными минерально-сырьевыми ресурсами большинства используемых в мире полезных ископаемых. Годовой объем производства товарной продукции по таким видам минерального сырья, как нефть, природный газ, угли, железные руды, алюминий, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы, фосфорные руды и калийные соли, в стоимостном выражении составляет более 30 процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации <92>.
--------------------------------
<92> Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1039-р "Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года" // СЗ РФ. 28.06.2010. N 26. Ст. 3399.
Основными документами, определяющими государственную политику в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов в России, являются Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования <93> и Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года <94>.
--------------------------------
<93> Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2003 N 494-р "Об утверждении Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования" // СЗ РФ. 28.04.2003. N 17. Ст. 1637.
<94> Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года // СЗ РФ. 28.06.2010. N 26. Ст. 3399.
В Основах государственной политики отмечено, что развитие минерально-сырьевого комплекса и регулирование недропользования в нашей стране нацелено на достижение определенных стратегических целей. К ним относятся: обеспечение устойчивого экономического развития России, повышения благосостояния ее граждан; обеспечение геополитических интересов России на мировой арене как ведущей мировой державы; использование сырьевых ресурсов России в интересах нынешнего и будущих поколений.
Обеспечение устойчивого экономического развития России, как и вообще устойчивое развитие цивилизации, связано с процессами глобализации. Процессы глобализации затрагивают все сферы человеческой деятельности, подвержены им и правовые системы национальных государств. Уже стало очевидным, что право стандартизируется и унифицируется в рамках планеты Земля. Будущее глобального мира зависит от разрешения основного противоречия в системе "общество-природа". Оно в существенной степени идентифицируется с системой "человечество-биосфера". Именно в этой системе разворачивается основное противоречие. Оно связано с все возрастающими потребностями человечества, которые уже не может удовлетворять ограниченная биосфера. В ней в значительной степени истощаются ресурсы и существенно ухудшаются экологические условия. Еще В.И. Вернадский обратил внимание на то, что человечество стало геологической силой, которая весьма активно участвует в планетарно-геологических процессах <95>. Причем не только в позитивном плане.
--------------------------------
<95> Вернадский В.И. Биосфера: Мысли и наброски: Сб. науч. работ / Неправительств. экол. фонд им. В.И. Вернадского, Гос. геол. музей им. В.И. Вернадского. М., 2001. 244 с.
Идея о необходимости перехода к принципиально новой форме цивилизационного развития возникает примерно в тот же период времени, когда начал осознаваться процесс глобализации. Мировое сообщество переходит к реализации такой формы глобального развития, которая может, да и должна содействовать утверждению позитивных и преодолению негативных тенденций развития. В этом видится перспектива эволюции глобализации и ряда других глобальных процессов <96>.
--------------------------------
<96> Урсул А.Д. Право устойчивого развития: концептуально-методологические проблемы становления // NB: Вопросы права и политики. 2013. N 6. С. 63 - 134.
Основными принципами государственной политики в сфере недропользования являются: сохранение государственной собственности на недра; установление четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере недропользования; равнодоступность и платность прав пользования недрами, их предоставление на состязательной основе; управление минерально-сырьевым комплексом страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией; совершенствование системы налогов и платежей, связанных с пользованием недрами; переход национальной экономики на ресурсосберегающий технологический уклад, обеспечение более полного извлечения минерального сырья и качества его переработки.
Так, с момента принятия в 1992 году Закона РФ "О недрах" фундаментальной основой недропользования в нашей стране является принцип государственной собственности на недра. Однако на протяжении долгого времени его действие осложнялось противоречиями между федеральными и региональными органами государственной власти <97>. Наконец, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ было произведено четкое разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Из ст. 2.1 Закона "О недрах" были исключены слова: "на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Так было отменено действие принципа двух ключей, который на протяжении десяти лет существенно тормозил принятие управленческих решений в сфере недропользования.
--------------------------------
<97> Волков А.М. Недропользование - объект административно-правового регулирования. Недропользование - XXI век. 2012. N 1. С. 16 - 20.
К ведению субъектов Российской Федерации отнесено предоставление в пользование участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые. И, наконец, с 12.12.2011 было изменено наименование этих участков недр. Вместо прежнего - "участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, и участков недр местного значения" законодатель ввел единое понятие - "участков недр местного значения" <98>.
--------------------------------
<98> Федеральный закон от 30.11.2011 N 364-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7042.
Второй принцип, который изначально был реализован в Законе РФ "О недрах", - это принцип равнодоступности и платности прав пользования недрами, предоставления их в пользование на состязательной основе. Однако этот принцип, с одной стороны, делает систему недропользования простой и прозрачной, но с другой стороны, равнодоступность, платность и состязательность практически исключили участие небольших компаний в геологоразведочном, горном и нефтегазовом бизнесе. В настоящее время небольшая частная компания, созданная квалифицированными специалистами, но не имеющая свободных денег, может заняться геологоразведкой лишь в том случае, если она окажется единственным участником аукциона на право геологического изучения участка недр, в пределах которого нет стоящих на балансе месторождений полезных ископаемых. В настоящее время государство для ведения геологоразведочных работ создало ОАО "Росгеология" <99>.
--------------------------------
<99> Указ Президента РФ от 15.07.2011 N 957 "Об открытом акционерном обществе "Росгеология" // СЗ РФ. 18.07.2011. N 29. Ст. 4423; распоряжение Правительства РФ от 03.08.2011 N 1383-р "Об открытом акционерном обществе "Росгеология" // СЗ РФ. 08.08.2011. N 32. Ст. 4889.
Следующий принцип - управление минерально-сырьевым комплексом страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией и программами геологического изучения недр - последовательно реализуется на протяжении последних пяти лет. В 2005 году МПР России была разработана, в 2008 году доработана "Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" <100>.
--------------------------------
<100> Приказ Минприроды РФ от 16.07.2008 N 151 "Об утверждении "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" // СПС "КонсультантПлюс".
Задача совершенствования системы налогов и платежей, связанных с пользованием недрами, оказалась достаточно сложной. Основу платного недропользования в России составляют помимо общих налогов налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины, уплата которых в случае низкорентабельных месторождений может быть разорительна, а в случае высокорентабельных - практически нечувствительна для недропользователя. На протяжении последних лет дискутируется вопрос о введении рентных платежей, экономическая сущность которых заключается в расчете и изъятии дифференциальной горной ренты с каждого месторождения в отдельности. Главной проблемой здесь является разработка алгоритма геолого-экономической оценки месторождения, на базе которого можно было бы рассчитать горную ренту <101>.
--------------------------------
<101> Высоцкая О.С. К вопросу о правовом режиме земель обороны и безопасности в аспекте их использования для целей недропользования // Юрист. 2011. N 12.
Проблема перехода национальной экономики на ресурсосберегающий технологический уклад, обеспечения более полного извлечения минерального сырья из недр и более глубокой его переработки лишь частично находится в сфере компетенции Минприроды России. Еще в 2006 году МПР России была инициирована разработка комплекса мер по глубокой переработке минерального сырья и использованию попутного газа. Приказом МПР России от 21 марта 2007 г. N 61 были утверждены "Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений", которые содержат требования по включению в проектную документацию специальных мероприятий по использованию попутного нефтяного газа <102>. Одновременно Роснедра начали рассматривать и принимать лишь те проектные документы, в которые включены требования по доведению объемов использования попутного нефтяного газа до 95%.
--------------------------------
<102> Приказ МПР РФ от 21.03.2007 N 61 "Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений" // СПС "КонсультантПлюс".
Главной целью Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года является обеспечение конкурентоспособности геологической отрасли страны в условиях интенсификации процессов глобализации и обострения конкуренции на международных рынках минерального сырья, сервисных услуг и предлагаемых в пользование участков недр. Анализируя современное состояние геологической отрасли, Стратегия констатирует наличие целого ряда болевых точек, не позволяющих эффективно и в полной мере использовать природные возможности недр Российской Федерации. На протяжении всего постсоветского периода так и не удалось обеспечить четкое разделение ответственности государства и бизнеса в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Отчетливо видно отставание отечественных технических средств и технологий от зарубежных аналогов.
В соответствии с утвержденной Стратегией основными задачами геологической отрасли на долгосрочную перспективу являются: воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей российской экономики, обеспечения социально-экономического развития регионов Российской Федерации и минерально-сырьевой безопасности страны; изучение геологического строения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики для обеспечения различных отраслей экономики страны и ее геополитических интересов; охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики России; оценка и прогноз опасных геологических процессов и явлений на территории Российской Федерации.
В рамках принятой Стратегии предусматривается развитие геологической отрасли по нескольким направлениям. Важнейшим является совершенствование системы государственного управления геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы, которое будет основано на оптимизации организационной структуры геологической отрасли и развитии принципов программно-целевого планирования геологоразведочных работ.
Повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы будет достигнуто за счет совершенствования нормативно-правового обеспечения и введения механизмов экономического стимулирования геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. Совершенствование нормативно-правовых актов будет направлено на снятие административных барьеров при регулировании геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
В целях экономического стимулирования геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального недропользования Стратегией предполагается реализация ряда мер, в т.ч. совершенствование системы налогов и платежей. Предполагается, в частности, ввести дифференцированную ставку налога на добычу полезных ископаемых; выработать механизм перехода на налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организации (налог на добавочный доход); оптимизировать механизм взимания экспортных пошлин на минеральное сырье и продукты его переработки.
Реализация мероприятий "Долгосрочной программы" за счет средств недропользователей осуществляется через государственную систему лицензирования, которая определяет единый порядок предоставления недр в пользование и включает информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
Необходимым условием обеспечения выполнения "Долгосрочной программы" являются контроль и надзор за соблюдением условий лицензионных соглашений, осуществляемые Росприроднадзором в форме плановых контрольных проверок. В случае выявления нарушений представителями Росприроднадзора направляются представления в Роснедра для принятия решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования недрами.
|