Закон направлен на регламентирование процедур формирования доходной части бюджета. Реализация полномочия по установлению порядка расчета суммы сбора за участие в конкурсах (аукционах) на право пользования участками недр (за исключением участков недр местного значения, предоставляемых в пользование для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых) будет осуществляться Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Однако, как неоднократно отмечалось автором статьи, Минприроды России не является федеральным органом управления государственным фондом недр <104>. Им является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования <105>.
--------------------------------
<104> Волков А.М. Актуальные изменения в правовом регулировании отношений недропользования в России // Вестник РУДН, Серия: Юридические науки. 2012. N 2. С. 13 - 29.
<105> Волков А.М., Лютягина Е.А Совершенствование административного законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды в России // Административное право и процесс. М., 2010. N 6. С. 15 - 18; Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" // СЗ РФ. 28.06.2004. N 26. Ст. 2669.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора. В задачи государственного регулирования входят: определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых; обеспечение развития минерально-сырьевой базы; обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана; введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья; установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, рационального использования и охраны недр, а также осуществление государственного надзора за их соблюдением. Обращаем внимание, что регулирование включает в себя и управление.
Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр (Роснедра). Государственный мониторинг состояния недр осуществляется им же в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный государственный надзор осуществляется Росприроднадзором и Ростехнадзором.
Государственный горный надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Ростехнадзором) при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Проблемами современного периода публичного управления недропользованием в России являются:
а) отсутствие на уровне федерального закона определений и понятий, составляющих предмет правового регулирования недропользования (напр., недропользование, органы государственного горного надзора и др.);
б) приведение в соответствие правовой регламентации органов исполнительной власти в сфере недропользования согласно действующему законодательству, уточнение их административно-правового статуса и вопросов взаимодействия;
в) закрепление законодательно, а не только в подзаконных актах, административных процедур государственного управления недропользованием;
г) приведение в соответствие законодательства об административных правонарушениях в области недропользования и законодательства о недрах в части уточнения и конкретизации полномочий органов надзора и контроля, их должностных лиц по их проведению и рассмотрению дел об административных правонарушениях в области недропользования;
Д) необходимость законодательного определения порядка разрешения административно-правовых споров в сфере недропользования, т.е. административной юстиции.
Для решения этих вопросов необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы недропользования и решить следующие ключевые вопросы:
- закрепить законодательно определения и понятия, составляющие предмет правового регулирования недропользования, административно-правовой статус органов публичной администрации в сфере недропользования и вопросы их взаимодействия;
- административные процедуры государственного управления недропользованием закрепить в законе, а не в подзаконных актах;
- приведение в соответствие законодательства об административных правонарушениях в области недропользования и законодательства о недрах в части уточнения и конкретизации полномочий органов надзора и контроля, должностных лиц по их проведению и рассмотрению дел об административных правонарушениях в области недропользования;
- регламентировать процедуру внесения изменений в лицензии на право пользования недрами;
- внести изменения в положение об установлении и изменении границ участков недр, предусматривающие возможность исправления технических ошибок и неоднократного изменения границ участков в сторону увеличения;
- упростить процедуру допуска заявителей к участию в конкурсах (аукционах) на право пользования недрами;
- конкретизировать основания досрочного прекращения прав пользования недрами.
Согласно п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных п. 2 указанной статьи.
В силу п. 2 ст. 8 ВК РФ такие водные объекты, как пруд и обводненный карьер, могут находиться и в иных формах собственности.
В частности, если пруд или обводненный карьер расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, то такие водные объекты находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Правила отнесения земельных участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, к той или иной форме собственности установлены ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ". В соответствии с указанной статьей земельные участки, в границах которых расположены пруд или обводненный карьер, являются:
- федеральной собственностью, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ, или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;
- собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ;
- собственностью муниципальных районов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений, или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений;
- собственностью поселений, городских округов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц.
Таким образом, для выяснения вопроса об органе власти, который будет принимать решение о предоставлении водного объекта в пользование (далее - орган власти, полномочный на предоставление водного объекта в пользование), необходимо определить собственника этого водного объекта в соответствии с вышеизложенным порядком.
К полномочиям Российской Федерации в данной области охраны водных объектов относятся (ст. 65 Водного кодекса РФ):
- определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;
- владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, контроль над их соблюдением;
- проведение единой инвестиционной политики в области использования и охраны водных объектов;
- разработка, утверждение и реализация государственных федеральных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;
- разработка, согласование, государственная экспертиза, утверждение и реализация федеральных, в т.ч. бассейновых, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;
- проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение единой нормативно-методической базы, организация и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области использования и охраны водных объектов;
- установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра, а также порядка осуществления и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;
- установление порядка использования водных объектов;
- установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии;
- определение принципов экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов;
- другие полномочия, предусмотренные водным законодательством.
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для их реализации материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Государственное управление использованием и охраной водных объектов основывается на следующих принципах:
а) устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);
б) сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);
|