Аналогичное многообразие в трактовке государства имеет место и в отечественной литературе. Вопрос о сущности и определении государства интерпретируется различными авторами настолько разноречиво, зачастую противоречиво, что до сих пор остается дискуссионным, исключающим единое его понимание, даже в юридической литературе. Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй - древний тип коллективного или кооперативного производства. Этот строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество <68>.
--------------------------------
<68> Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. 4-е изд. СПб. (и др.): Питер, 2013. 397 с.
Государство предстает перед каждым человеком в качестве формы общества - связано системой общественных отношений людей, соучаствует в их сознании, поведении и деятельности, способствует организации жизни, в т.ч. экономической, на определенной территории. Это продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, проб и ошибок. В истории политической мысли оно понималось и определялось различным образом.
Государство:
- объективно выражает общие для всех интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности всего сообщества людей;
- олицетворяет собой сложное образование, воспроизводящее и содержащее в себе много общественного и одновременно влияющее на состояние и развитие общества. Между государством и обществом существуют прямые и обратные связи, идет взаимообмен информацией и деятельностью;
- это единственно возможная, всеобщая, универсальная политическая форма организации общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества;
- осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников;
- обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов <69>.
--------------------------------
<69> Геворкян А., Литвинова А. Государство ищет партнеров. 11.03.2013 // http://www.rbcdaily.ru/economy/562949986141162 - See more at: http://www.ldd.ru/post/174#sthash.8YDN5bMJ.dpuf.
Характер государства, его социальное значение и реальная роль в обществе выражаются через его функции.
В государствоведении под функциями государства принято понимать направление политики и соответствующего содержания деятельности государства в целях осуществления его задач, социального назначения <70>.
--------------------------------
<70> Геворкян А., Литвинова А. Государство ищет партнеров. 11.03.2013 // http://www.rbcdaily.ru/economy/562949986141162 - See more at: http://www.ldd.ru/post/174#sthash.8YDN5bMJ.dpuf.
Под функциями государства понимаются основные стратегические направления его деятельности внутри страны и на международной арене, в которых выражаются его сущность, роль и назначение в обществе. В ходе развития общества функции государства претерпевают изменения: одни возникают, другие отмирают. Основные функции государства сводятся к закреплению и охране господствующих форм собственности; организации и укреплению единства общества и государства и поддержанию общественного порядка. Функция государства:
- главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение по управлению делами общества;
- деятельность государства в ее главных направлениях. Они объективно обусловлены экономическими, политическими, социальными и иными отношениями с другими странами и характеризуются определенным содержанием, методами деятельности и целями.
Функции вытекают из природы и нужд самого общества, и в государственно-организованном обществе обретают характер государственных функций <71>.
--------------------------------
<71> Там же.
Удовлетворение потребностей потребителей также является и базовой потребностью государства, которую органы власти реализуют путем исполнения возложенных на них полномочий. Потребителями их услуг выступают бизнес-структуры, население и органы власти иных уровней.
Система государственного регулирования предпринимательства должна учитывать ряд аспектов:
- во-первых, для снижения риска потери имущества при неудачном открытии предприятия государство должно осуществлять поддержку начинающих бизнесменов, выступать их опорой;
- во-вторых, для формирования необходимого стартового капитала предприятия государство должно осуществлять гибкую систему кредитования начинающих бизнесменов;
- в-третьих, законодательство, регулирующее условия функционирования предпринимателей на рынке, должно быть направлено на устранение недобросовестной конкуренции, а также на помощь в установлении межпредпринимательских связей <72>.
--------------------------------
<72> www.government.ru - интернет-портал Правительства РФ.
В настоящее время для стран с развитой рыночной экономикой характерны:
а) сокращение применения алгоритма прямого государственного регулирования (напр., оказание финансовой помощи, налоговых льгот непосредственно конкретному бизнесу) в пользу алгоритма косвенного (селективного) государственного регулирования (напр., поддержка только отдельных категорий предприятий);
б) перенос государственного регулирования на региональный и местный уровни, поскольку местные власти лучше знают нужды своих предпринимателей <73>.
--------------------------------
<73> Шарипова Е. Tax Increment Financing (TIF) - финансирование публичных инвестиционных проектов за счет роста местных налоговых доходов / ВЭБ. Центр развития государственно-частного партнерства // http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/artikles/TIF.pdf - See more at: http://www.ldd.ru/post/174#sthash.8YDN5bMJ.dpuf.
Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, напротив, характерно применение алгоритма прямого государственного регулирования.
Таким образом, учитывая роль бизнеса в удовлетворении потребностей общества, можно утверждать, что полноценное выполнение государством своих социально-экономических функций невозможно без эффективно функционирующего бизнеса, с помощью которого органы власти реализуют возложенные на них полномочия, используя при этом эндогенные качества и функции бизнеса в экономической системе. В то же время бизнес не может эффективно развиваться без содействия государства, поскольку для этого необходимо создание определенных социально-экономических условий, обеспечивающих его функционирование, прежде всего это касается определения правил организации и регулирования деятельности всех без исключения субъектов хозяйствования. Следовательно, именно от характера, форм и эффективности механизмов взаимодействия государства и бизнеса как главных участников экономического процесса зависит удовлетворение потребностей населения - еще одной группы основных агентов экономической системы, а также перспективы социально-экономического развития государства в целом.
Алгоритм государственного регулирования в рамках национальной экономической системы характеризуется следующими особенностями:
- государство несет ответственность за реализацию рыночных реформ, формирование новых рыночных элементов, инфраструктуры;
- государство создает условия для развития всех форм предпринимательства и поддерживает его;
- государство формирует систему отношений собственности.
Таким образом, в рамках проведенного исследования нами выявлены и представлены в виде универсальной модели, характерной для мирового экономического развития, мотивационные установки взаимодействия государства и бизнеса, обусловливающие пересечение их интересов. Установлено, что взаимодействие государства и бизнеса является взаимовыгодным, что приводит к возрастанию его масштаба в ходе общественного развития.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" // Российская газета. Федерал. Вып. 2010. N 5179; URL: http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html.
2. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений // Российская газета. 2010. N 100.
3. Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации // Российская газета. 2008. N 140.
4. Федеральный закон от 17.07.2012 N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции" // Российская газета. 2012. N 134.
|