Вся информация подразделяется на два вида: первичная и вторичная. Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследуемой проблемы. Независимо от ее достаточности для решения, низкая стоимость и относительно быстрая доступность требует, чтобы первичные данные не собирались до завершения тщательного поиска вторичной информации. При этом в первую очередь изучается внутренняя информация предприятия: бюджеты, данные о продажах, данные о прибыли и убытках, счета поставщиков и клиентов, данные о запасах, результаты предыдущих исследований и написанные сообщения. Если исследовательская проблема не была разрешена с помощью внутренней вторичной информации, фирма должна использовать внешние источники – правительственные и неправительственные. Также возможно привлечения данных результатов исследований коммерческих исследовательских организаций, что будет выступать вторичной информацией при условии, если фирма выступает лишь как подписчик, а не заказчик исследований.
Первичные данныепредставляют собой только что полученную информацию для решения конкретной исследуемой проблемы или вопроса. Они необходимы в тех случаях, когда доскональный анализ вторичных сведений не в состоянии обеспечить необходимую полноту информации. Первичные данные могут быть получены как из внутренних, так и из внешних источников информации.
В ходе исследования автором были выявлены ряд достоинств и недостатков вторичной и первичной информации, которые представлены в Таблица 2.
Таблица 2 - Достоинства и недостатки видов информации
Вид информации
| Достоинства
| Недостатки
| Вторичная информация
| Низкая стоимость (материалы фирм, отраслевые публикации, правительственные издания, периодическая печать и так далее)
| Несоответствие информации целям проводимого исследования (неполнота, общий характер и так далее)
| Возможность быстрого сбора информации
| Возможно получение устаревшей информации
| Часто имеется несколько источников информации
| Неизвестная методология, лежащая в основе сбора данных
| Возможность получения данных, недоступных для фирмы (правительственные источники информации)
| Возможна публикация не всех результатов исследования
| Высокая достоверность, если данные из надежных источников
| Противоречивость данных
| Способствует проведению предварительного анализа
| Не известна достоверность данных
| Первичная информация
| Соответствие информации целям проводимого исследования
| Возможны большие затраты: труда, финансов, времени
| Методология сбора данных контролируется и известна компании
| Некоторые виды информации не могут быть получены
| Доступность всех результатов для фирмы, возможность обеспечения секретности для конкурентов
| Подход компании может носить ограниченный характер
| Отсутствие противоречия данных между разными источниками
| Фирма может оказаться неспособной собирать первичные данные
| Возможность определения достоверности
| Возможность получения полного ответа на поставленные в ходе исследования вопросы
|
Планирование деятельности организации в телекоммуникациях
Планирование– процесс постановки точно определенной цели и предвидение детальных событий исследуемого объекта, устанавливающий пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами и обосновывающий принимаемые управленческие решения.
Основные принципы планирования:
1. единства;
2. участия;
3. непрерывности;
4. гибкости;
5. точности.
Сущность принципа единства заключается в системном характере плановой деятельности. Система включает в себя наличие совокупности элементов, взаимосвязи данных элементов и наличие единого направления развития всех элементов системы. Для взаимосвязи системы с планированием необходима координация и интеграция, предполагающие планирование на горизонтальном уровне (координация) и планирование на вертикальном уровне (интеграция).
Второй принцип планирования, принцип участия, тесно связан с принципом единства и подразумевает непосредственное участие всех членов коллектива предприятия в разработке и реализации планов. Сущность данного принципа подразумевает влияние работы каждого из сотрудников на составление конечного плана хозяйственной деятельности данного предприятия путем передачи информации о своей деятельности непосредственному вышестоящему руководству на данном участке работы этого сотрудника. В свою очередь информация, поступающая с рабочих мест, обрабатывается и передается руководством данных участков для дальнейшего анализа в планово-экономический отдел, бухгалтерию, маркетинговый отдел и так далее, в зависимости от содержания данной информации.
Принцип непрерывности подразумевает, что планирование деятельности предприятия ведется постоянно в рамках какого-либо временного периода и при этом окончание одного плана является началом следующего и так далее, что обусловлено неопределенностью внешней и внутренней среды, сменой условий существования, и как следствие происходит корректировка планов. При этом возможно не только изменение условий, но и представления об условиях и возможностях предприятия.
Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности. Сущностью данного принципа является необходимость постоянного реагировать на изменения рынков, спроса, предложения, технологии и тому подобное посредством внесения корректировок в показатели плана. В связи с этим в планах предусматриваются резервы, которые должны быть оптимальными, иначе затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупятся.
Сущность принципа точности состоит в детализированности планов, предполагающей разработку с той степенью точности, которую обуславливают внешняя среда, внутренняя среда и время.
На основе вышеперечисленных принципов ряд исследователей определяют следующие свойства планов:
1. Преемственность (подразумевает под собой взаимосвязь планов разного уровня, например: основные концепции стратегического плана должны соответствовать основное миссии предприятия)
2. Непрерывность (подразумевает под собой взаимосвязь планов различного назначения)
3. Стабильность (подразумевает под собой отсутствие пересмотров планов в конкретном, относительно коротком промежутке времени).
Классификация планирования представлена в Таблице 3.
Процесс планирования проходит следующие этапы:
1. Разработка общих целей функционирования предприятия (стратегическое планирование) (10-15 лет).
2. Разработка конкретных детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (два, пять лет) (на основе стратегии - тактическое планирование).
3. Определение путей и средств достижения поставленных целей (на основе тактики - текущее (оперативное) планирование).
4. Контроль за осуществлением поставленных целей путём сопоставления плановых и фактических показателей.
Процесс стратегического планирования проходит следующие этапы:
1. Анализ окружающей среды (внешней и внутренней)
2. Определение общего направления развития организации (Определяются миссия и цели).
3. Выбор стратегии (определение методов, с помощью которых будут достигаться и реализовываться цели и миссия организации).
4. Реализация стратегии (достижение или недостижение целей).
5. Оценка и контроль реализации стратегии (определение показателей проверки, оценка состояния объекта контроля, выяснение причин отклонения при их обнаружении, корректировка целей и стратегий).
Процесс тактического планирования проходит следующие этапы:
1. Анализ окружающей среды (внешней и внутренней).
2. Детализация стратегических целей тактическими целями (стратегия – что достигать?, тактика – как достичь?).
3. Детализация стратегических планов (разработка тактических планов: план по производству и реализации Т, Р и У, план по маркетингу, план материально-технического обеспечения, план по труду и заработной плате, план по затратам, план развития науки и техники, организационно-технических мероприятий, план социального развития, план по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, финансовый план).
4. Реализация тактики (достижение или недостижение тактических целей).
5. Оценка и контроль реализации тактических планов (определение показателей проверки, оценка состояния объекта контроля, выяснение причин отклонения при их обнаружении, корректировка целей и тактики).
Процесс текущего (оперативного) планирования на предприятиях связи представлен бюджетированием. Бюджетпредставляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.
Классификация бюджетов:
1. Основные бюджеты (бюджет продаж, бюджет запасов готовой продукции, производственный бюджет, бюджет управленческих расходов, бюджет коммерческих расходов).
2. Операционные бюджеты (план капитальных (первоначальных) затрат, кредитный или инвестиционный план).
3. Вспомогательные бюджеты
4. Дополнительные (специальные бюджеты) (бюджет балансовой прибыли, бюджет чистой прибыли, бюджет НИОКР, бюджет технической реконструкции производства, налоговый бюджет).
Все эти бюджеты сводятся в «мастер-бюджет» или сводный производственный бюджет.
В систему планов при бюджетировании входят:
1. Бюджет доходов и расходов.
2. Бюджет движения денежных средств.
3. Расчетный баланс.
Могут быть разовые бюджеты или процесс бюджетирования может быть непрерывным.
Бизнес-план – программа действий, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, Т, У, собственных задач и ресурсов. Бизнес-план носит разовый характер.
Структура бизнес-плана:
1. Титульный лист (название, реквизиты предприятия, организационно-правовая форма, сведения о составе учредителей, период планирования).
2. Резюме (краткий обзор: основная цель продукта, краткая характеристика продукта или услуги, способы решения поставленной задачи, ожидаемый результат и эффективность проекта).
3. Описание объекта (полное описание объекта, его функции, сфера применения, отличительные особенности, лицензионно-патентные права).
4. Характеристика отрасли (описание аналогов предлагаемого объекта, их отличительные особенности, конкурентоспособность аналогов и перспектив развития).
5. Маркетинговый план (описание (маркетинговой среды, потребителей Т, Р и У, их вкусов и предпочтений, способности платить и готовности покупать, сильных и слабых сторон конкурентов), оценка и указание доли рынка, особые характеристики рынка, паблик релейшнз, реклама, продвижение на рынок, ценовая политика, план послепродажного обслуживания и поддержки продукта, план модернизации и утилизации продукта, оценка результатов).
6. Производственный план (план исследований и разработок, описание и характеристика ресурсного обеспечения, способы и источники получения ресурсов, описание производственных мощностей, состав комплектующих изделий, характеристика производственных процессов, характеристика оборудования, описание производства, возможность модернизации и совершенствования продукта).
7. Организационный план (размещение предприятия и всего недвижимого имущества, размещение другой собственности, источники снабжения материалами, источники снабжения рабочей силой, организация функционирования, возможности организации).
8. Финансовый план (потребность в финансах, структура капитала, источники финансирования, финансовые показатели, организация финансового планирования, анализа и учета, налоговые программы, описание отчетности).
9. Юридический план (условия оформления и регистрации предприятия, вопросы лицензирования, вопросы сертификации, патентные права, условия реорганизации, условия ликвидации).
10. Управленческий план (структура и система управления, процедуры управления, политика в области подготовки кадров, контроль исполнения, механизмы стимулирования, формы вознаграждения).
11. Оценка эффективности (показатели прибыли, показатели рентабельности, социальная значимость проекта, долговременные перспективы осуществляемого плана).
|