Логистическая система в деятельности организации Логистическая система – это экономическая система, обладающая высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций.
Целью создания логистической системы является обеспечение доставки продукции (товаров, услуг, информации и т.д.) в заданное место в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленной к производственному или личному потреблению, при заданном уровне издержек.
Все подсистемы логистической системы делятся на 2 категории:
1. Функциональные подсистемы: производственная, транспортная, складская.
2. Обеспечивающие подсистемы: информационная, правовая, кадровая.
Логистическая система как система массового обслуживания обладает внутрисистемными связями и связями с внешней средой.
И те и другие логистические связи обладают высокими интегративными свойствами и могут быть: материальными, денежными, информационными.
Логистическая синергия – это эффект, возникающий в процессе взаимного усиления связей одной логистической системы с другой или с внешней средой на уровне входных и выходных материальных и информационных потоков.
При этом под синергиейпонимается эффект повышения потенциала организации над суммой качеств ее составляющих.
Логистическая синергия может быть положительной и отрицательной.
Положительная синергия возможна в случае выполнения всеми партнерами и контрагентами своих обязательств перед инициативной структурой и выражается:
1. В повышении равномерности производства или реализации продукции.
2. Соблюдении ритмичности (равномерности) поставок товаров.
3. Улучшении технологической и организационной дисциплины.
Эти и другие положительные явления ведут в конечном итоге к повышению качества продукции (материальной, нематериальной).
Отрицательная логистическая синергия возникает в случае одновременного невыполнения несколькими основными контрагентами своих обязательств. Тогда потери ресурсов, времени и средств могут быть довольно велики. Следует отметить, что вероятность возникновения отрицательной синергии значительно уменьшается в логистических системах вертикальной интеграции, когда осуществляется сквозной контроль по управлению материальными потоками от сырья до выпуска конечной продукции.
Логистическая система состоит из совокупности элементов, взаимодействующих друг с другом:
1. Закупки материальных ресурсов – обеспечивает поступление материальных потоков в логистическую систему.
2. Запасов– выполняет буферную роль между материально-техническим обеспечением, транспортом, производством и сбытом, определяют ритмичность работы производства и транспорта.
3. Складов (системы хранения и переработки продукции) – на них размещаются и хранятся производственные и товарные запасы.
В складское хозяйство входят: здания, сооружения, устройства, технологическое оборудование и т.д.
4. Транспорта (транспортной системы) – вся материально-техническая база, с помощью которой осуществляется транспортно-перемещающие процессы между поставщиком и потребителем. Эта подсистема учитывает все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель привлекают и оплачивают транспорт со стороны.
5. Обслуживания производства – совокупность подразделений логистики, которые непосредственно обслуживают процесс производства, должны быть способны сглаживать несоответствие спроса и наличие ресурсов внутри логистической системы.
6. Информационной связи и контроля – регулируют уровень и структуру потоков, направляют производство, определяют тактику предпринимательской деятельности.
7. Кадров– определенным образом организованного персонала, который управляет деятельностью всех логистических подсистем, занят выполнением логистических операций и осуществляет выполнение логистических задач.
Все эти элементы определяют структуру модели логистической системы и зависят от размеров и целей логистической системы.
При создании и совершенствовании логистических систем необходимо располагать большим объемом разносторонних данных, учет которых, как и процесс их сбора и обработки, в дальнейшем никогда не должен прекращаться.
Основные данные, учитываемые при создании логистических систем:
1. Информация о рынке:
- структура рынка, его объем, стабильность;
- количество покупателей и их характеристика;
- мотивации и особенности потребления заказчиков;
- эластичность спроса;
- состояние денежной сферы;
- законодательство;
- политика государственного экономического регулирования.
2. Информация о производстве:
- потребности в материальных ресурсах, машинах, оборудовании и комплектующих изделиях;
- возможности поставок по кооперации;
- технологии производства;
- оснащенность производства и уровень загрузки мощностей;
- производственный ритм;
- продолжительность и особенности производственного цикла.
3. Информация о материальных потоках:
- характеристика особенностей и состояния материальных потоков;
- о перемещаемых грузах;
- маршруты следования или перемещения и их характеристики;
- технологии работ и операций при перемещении;
- технологии получения и передачи информации;
- продолжительность транспортировок и совокупного времени доставок.
4. Данные об информационных потоках:
- особенности информационных потоков;
- система информационного обеспечения;
- коммуникационная инфраструктура;
- технологии обработки и закрепления информации;
- технологии получения и передачи информации;
- возможности хранения и накопления информации.
Логистическая система при соответствующей ее проработке и реализации в деятельности организации приводит к конкретным экономическим результатам:
1. Сокращению производственного цикла.
2. Уменьшению запасов материальных ресурсов.
3. Повышению конкурентоспособности на рынке товаров.
Затраты на выполнение логистических операций формируют логистические издержки, которые представляют собой сумму издержек обращения и части издержек производства (затраты на тару, упаковку, транспортно-складские расходы и т.д.). Затраты на логистику могут быть исчислены в процентах от суммы продаж в расчете на единицу массы сырья, материалов и готовой продукции.
Эффективность логистической системы определяется набором показателей, характеризующих качество работы данной системы при заданном уровне логистических издержек.
С точки зрения потребителей эффективность логистической системы можно определить двумя показателями: качеством и ценой обслуживания.
При оптимизации транспортных издержек следует учитывать совокупные издержки, которые включают не только издержки на приобретение и транспортировку продукции, но и расходы на поиск ее на рынке и установление хозяйственных связей с изготовителем. Такие издержки называют транзакционными. Это затраты на поиск информации, ведение переговоров и заключение контрактов, по соблюдению условий контракта.
Минимизация затрат сопряжена с выбором: более дешевого вида транспорта, сокращением уровня запасов, содержанием меньшего количества складов, содержанием меньшего количества обслуживающего персонала.
Все это оказывает влияние на сокращение сервисного обслуживания потребителей.
|