Организация материальных и информационных потоков Материальный поток является важнейшим понятием в экономической логистике. Оно обобщает непрерывность изменения и движения продуктов труда в сфере обращения и производства, в том числе рециркуляцию отходов.
Формы существования материального потока могут меняться в зависимости от этапа продвижения: товарный поток, грузовой поток и т.д.
По отношению к предприятию материальный поток представляется:
1. На этапе обеспечения производственных процессов – поток сырья, комплектующих, вспомогательных материалов.
2. На этапе производства – в виде полуфабрикатов.
3. На этапе распределения и сбыта – в виде готовой продукции, запасных частей для продукции, находящейся в употреблении и т.д.
Материальные потоки характеризуются количественными и качественными показателями. Основные из них:
1. Напряженность материального потока – это интенсивность перемещения материальных ресурсов, полуфабрикатов и готовой продукции.
2. Мощность материального потока – это объемы продукции, перемещаемые за единицу времени (сутки, месяц, год).
Данные показатели напрямую зависят от состояния инфраструктуры организации, выбранной логистической системы по управлению процессами производства и обращения, от стратегии организации и т.д.
В сфере материально-технического обеспечения основой логистического потока являются: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство, складские сооружения, средства связи и передачи информации.
Связи между отдельными элементами логистики выражают логистические цепи, представляющие собой совокупность лиц, участвующих в логистической операции.
Существующие методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую инфраструктуру товарного рынка. К ее субъектам относятся транспортные и складские предприятия и коммерческие посредники. Они непосредственно или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при установлении хозяйственных связей и выборе способа доставки материалов в адрес конкретных потребителей.
Изучение материальных потоков служит основой:
1. Для оптимизации технологических процессов производства.
2. Материально-технического обеспечения.
3. Транспортировки и сбыта продукции.
4. Рационализации документооборота.
5. Проектировании производственных, складских и вспомогательных помещений.
6. Создания высокоэффективной коммуникационной инфраструктуры и организационных структур управления.
В логистических системах материальные потоки сопровождает определенный объем информации. Их взаимосвязь очевидна, так как в основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации. Содержание информационного потока, как правило, отражает данные материального потока, но по временным параметрам они могут не совпадать.
Информационный поток в логистике – это совокупность сообщений, циркулирующих в рамках логистической системы, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для контроля и управления логистическими операциями.
Формы проявления информационных потоков сводятся к 4 видам:
1. Бумажный документ.
2. Электронный документ.
3. Визуальный документ (фотография, кинопленка, телевидение и т.д.).
4. Вербальные (устные) сообщения (разговор, радио, телефон).
Процессы управления материальными потоками разделяются на 2 сферы:
1. Материальное управление – это планирование, организация и управление перемещением материальных ресурсов и полуфабрикатов на пути к предприятию и в его пределах.
2. Материальное распределение – это распределение готовой продукции среди ее потребителей и организация доставки к месту назначения.
Эти понятия включают комплексный подход к решению ряда задач деятельности организации, связанные с установлением хозяйственных связей, производством, транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами, складирование, распределением товарной массы, обслуживанием потребителей и т.д.
При таком подходе материальное управление представляет собой сферу деятельности, которая значительно шире, чем материально-техническое обеспечение, а материальное распределение соответственно шире, чем сбыт готовой продукции. При этом транспортная деятельность рассматривается как единый процесс и включается одной стороной в материальное управление, а другой – в материальное распределение.
При традиционном подходе к процессам транспортировки относят доставку материальных ресурсов и готовой продукции, осуществляемую транспортными средствами, а также погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на подъездных путях.
В логистических же системах транспортные работы включают любые перемещения материалов и продукции на любом участке системы. Работы такого характера называют не транспортными, а транспортно-перемещающими. Сюда подпадают все операции, которые осуществляются при поступлении материальных ресурсов на предприятие, при их движении в процессе производства от одного рабочего места к другому и даже перемещение полуфабрикатов в рамках производственной операции (установка, поворот, съем и т.д.)
Все эти работы, а также перемещение готовой продукции за пределы предприятия в сферу обращения и доведение ее до сферы потребления в логистических системах образуют единый транспортно-перемещающий комплекс.
Управление информационным потоком представляет собой деятельность по ограничению скорости передачи определенной информации до величины, соответствующей скорости ее приема и закрепления, а в области количественных показателей – в ограничении объема информационного потока до установленных параметров пропускной способности обусловленного участка или распределительного узла пути следования.
Большую роль в установлении параметров материальных и информационных потоков играют не только источники (поставщики) и пункты приема (потребители), но и промежуточные системы переработки, которые трансформируют материальные и информационные потоки, преобразуя их таким образом, чтобы логистические задачи и функции приобрели максимальную согласованность при достижении логистических целей.
Современные условия товарного производства при развитии новейших технологий и жесткой конкурентной борьбы характеризуются тем, что:
1. Циклы разработки и выпуска новой продукции (материальной и нематериальной) становятся все короче.
2. В связи с ускорением морального износа, особенно товаров производственного назначения, их жизненный цикл также неуклонно сокращается.
3. Возрастают экономические риски деятельности организаций. Потребители стремятся при меньших затратах получить большее количество товаров в короткие сроки.
4. Фактор времени в условиях рынка покупателя приобретает важнейшее значение.
5. В предложениях поставщиков в определенной степени происходит выравнивание потребительских характеристик, качества и стоимости продукции.
Следовательно, получают преимущества те поставщики, которые:
1. Располагают большим ассортиментом продукции.
2. Имеют налаженную систему технического обслуживания.
3. Могут поставить нужные товары требуемого качества в нужное место, в необходимое для заказчика время при минимальных для него совокупных затратах.
В этих условиях логистика становиться решающим фактором в конкурентной борьбе товаропроизводителей.
Логистическое управление материальными, информационными, денежными и иными потоками является одним из наиболее перспективных направлений в деятельности организаци, связанных с комплексным воспроизводством совокупности функций по регулированию потоковых процессов в сфере производства и обращения.
|