Виды логистики, ее цели и задачи По характеру зон управления логистика делится на внешнюю и внутреннюю.
По характеру хозяйственной деятельности логистика бывает:
1. Заготовительной (закупочной, снабженческой). Заготовка материальных ресурсов.
2. Производственной. Материальное обеспечение производства.
3. Распределительной (маркетинговой). Реализация продукции и послепродажное обслуживание.
4. Информационной. Информационные потоки (производство, обращение и финансы), коммуникации и компьютеризация.
5. Транспортной. Транспортировка материальных ресурсов.
6. Складской. Складирование, хранение и переработка материальных ресурсов.
7. Финансовой. Управление и рационализация денежных потоков на всех этапах движения наличных денежных средств (банки, страхование, инвестиционная и торговая деятельность).
Все виды логистики обязательно предполагают наличие логистического информационного потока, включающего поступление совокупности данных о параметрах материальных потоков, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации в заданном виде.
Главная цель логистики – доставка продукции соответствующего качества и соответствующего количества точно в срок, при относительно минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также получение, обработку и передачу информации. Предназначение логистики состоит в адаптации результатов предпринимательской деятельности к желаниям потребителей.
Главная цель логистики конкретизируется подцелями:
1. Создание эффективной системы контроля, вскрывающей неоптимизированные процессы, на основе комплексных сравнений, выгод и рисков, доходов и расходов, возможностей и потребностей.
2. Создание функционально согласованной и технологически рациональной организационной структуры хозяйственного образования.
3. Создание эффективной системы управления по оптимизации материальных, информационных и иных потоков, обеспечивающих минимизацию совокупных затрат при максимальном использовании существующих мощностей.
Формирование логистических систем связано:
1. С глубоким изучением рынка, его тенденций и закономерностей.
2. С оптимизацией методики выработки альтернативных вариантов и осуществлением правильного выбора.
3. С Эффективным прогнозированием не только прямых конечных и промежуточных результатов, но и побочных явлений.
4. Синхронизацией действий на всех уровнях и во всех сферах управления.
В соответствии с главной целью логистической системы отдельно выделяется главная задача логистики – достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности субъектов предпринимательской деятельности к рыночной конъюнктуре, увеличение на рынке своей доли участия и получение преимущества перед конкурентами.
Задачи логистики:
1. Осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах
2. Разработка и совершенствование способов управления материальными потоками.
3. Многовариантное прогнозирование объемов производства, перевозок, запасов и т.д.
4. Выявление несбалансированности:
- между потребностями производства и возможностями материально-технического обеспечения;
- потребностями в логистических услугах при сбыте и возможностями логистической системы.
5. Стандартизация требований к качеству логистических услуг и отдельных операций.
6. Рациональное формирование хозяйственных связей.
7. Выявление центров возникновения потерь времени, материальных, трудовых и денежных ресурсов.
8. Оптимизация технической и технологической структуры транспортно-складских комплексов.
9. Определение стратегии и технологии физического перемещения материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции.
10. Формализация актуализированных (текущих, оперативных) логистических целей и параметров функционирования логистической системы.
Частные задачи логистики имеют локальный характер. Они более динамичны и разнообразны:
1. Оптимизация запасов всех видов и на всех этапах.
2. Максимальное сокращение времени перевозок.
3. Быстрая реакция на требования потребителей.
4. Повышение готовности к поставкам.
5. Снижение затрат во всех звеньях логистической цепи.
6. Рациональное распределение транспортных средств.
7. Гарантирование качества послепродажного обслуживания.
8. Поддержание постоянной готовности к приему, обработке и выдаче информации и т.д.
Чтобы реализовать цели и задачи логистики, необходимо располагать соответствующей системой обеспечения, которая имеет 4 направления:
1. Социально-экономическое обеспечение – это спрос, наличие сфер производства и обращения, а также совокупность мотиваций в социально-экономической жизни общества.
2. Материально-техническое обеспечение – это материалы и технические средства для физической реализации логистических целей, а именно:
- транспортные средства, подъездные пути.
- подъемно-транспортное оборудование.
- здания, сооружения.
- вычислительные машины.
- средства связи.
- складское оборудование.
- тара, упаковка и т.д.
3. Технологическое обеспечение – это четкая синхронизация процессов производства и управления материальными и информационными потоками на всех этапах их продвижения.
4. Математическое обеспечение – это применение методов и инструментария математики и кибернетики.
Логистические функции
Логистическая функция представляет собой определенный комплекс логистических операций, направленный на реализацию целей и задач конкретной логистической системы.
Логистическая функция задается формализованными значениями показателей, которые являются ее выходными переменными.
Наиболее важные сферы проявления логистических функций по управлению материальными потоками:
1. Снабжение.
2. Производство.
3. Распределение.
4. Сбыт.
Спектр логистических функций, используемых организацией в своей деятельности, разнообразен. В качестве примере можно привести следующие:
1. Планирование, организация и управление материально-техническим снабжением, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация.
2. Планирование, организация и управление складским хозяйством.
3. Планирование, организация и управление транспортным хозяйством.
4. Планирование, организация и управление материальными и информационными потоками в процессе производства.
5. Управление материальными и товарными запасами.
6. Управление информационными системами.
7. Контроль качественных параметров и их стандартизация.
8. Прогнозирование потребности в перевозках и т.д.
Многие логистические функции реализуются в тесном взаимодействии с функциями маркетинга:
1. Управление ассортиментом продукции.
2. Прогнозирование емкости рынка.
3. Прогнозирование доли рынка организации.
4. Формирование ценовой политики и т.д.
В логистике помимо понятия прямых функций выделяют понятие обратная логистическая функция.
Наиболее распространенные примеры реализации обратной логистической функции это возврат:
1. Торговым посредником товара с истекшим сроком реализации своему поставщику.
2. Торговому посреднику дефектного товара покупателем.
3. Тары потребителем поставщику и т.д.
|