Основы ценообразования в телекоммуникационной сфере Все многообразие факторов, влияющих на образование цены в современной экономике, принято делить на три группы:
- базовые (неконъюнктурные);
- конъюнктурные;
- регулирующие.
Базовыми факторами в условиях товарного рынка являются различные затраты - внутрипроизводственные и внепроизводственные. Изменение цен под воздействием этих затрат происходит в том же направлении, что и изменение затрат. Конъюнктурные факторы являются следствием изменчивости рынка и зависят от макроэкономических условий, потребительского спроса и т. п. Регулирующие факторы определяются степенью вмешательства государства в экономику.
Кроме того, факторы, определяющие колебания цен вверх или вниз от стоимости товара, разделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от самого производителя, его руководства и коллектива. Внешние - как правило, не зависят от предприятия.
К внутренним факторам относят:
- эффективность рекламной деятельности;
- специфику, степень уникальности и уровень качества производимой продукции;
- особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального процессов имеет более высокую себестоимость и, соответственно, цену; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и менее высокую цену);
- рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);
- характер и специфика жизненного цикла продукции;
- гибкость и мобильность производственного процесса;
- длительность продвижения товара по цепочке между производителем и потребителем;
- имидж и авторитет производителя на внутреннем и внешнем рынке.
К внешним факторам, влияющим на отклонение цены от стоимости, относят:
- степень политической стабильности в стране, где производится товар;
- наличие или отсутствие на рынке трудовых, материальных или иных ресурсов;
- характер и принципы государственной политики;
- уровень, темп изменения и другие динамические характеристики инфляции;
- масштабы и сегментация рынка;
- объем рынка и характеристики фактически существующего и перспективного покупательского спроса;
- наличие, уровень и характер конкуренции на рынке однородной продукции.
Совокупное воздействие этих факторов в конечном счете приводит к установлению цен, обеспечивающих сбалансированность экономической деятельности.
Существует большое количество признаков, по которым осуществляется классификация цен. Однако твердых границ этих классификаций не существует – одна и та же цена может одновременно относиться к нескольким классам или видам цен.
В зависимости от степени государственного регулирования различают регулируемые, свободные и фиксированные цены.
Регулируемые - цены, которые формируются под влиянием колебаний спроса и предложения, но испытывают определенное лимитирующее воздействие государственных органов ценообразования, министерств и ведомств, ограничивающих их рост или снижение в различной степени. Сюда относятся:
- предельные (пороговые, лимитные) - самые высокие цены, по которым можно продавать продукцию;
- гарантированные - единые для всех производителей цены, по которым закупается продукция, устанавливаемые с целью создания оптимальных экономических условий ее производства;
- рекомендуемые - цены, которые предполагается устанавливать на тот или иной вид продукции, однако рекомендация не носит директивный, обязательный характер.
Свободные - цены, которые свободно формируются только под влиянием изменения конъюнктуры рынка и не испытывают прямого государственного влияния. К свободным ценам относятся:
- цена спроса - цена, по которой потребители готовь, по купать товар;
- цена предложения - цена, по которой производители готовь, продавать товар;
- цена производства - цена, определяемая на основе издержек производства плюс средняя прибыль.
Фиксируемые - цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которого возможно только в соответствии с решениями органов государственного ценообразования. В условиях рыночной экономики круг товаров, на которые устанавливаются фиксируемые цены, ограничен.
По способу установления и фиксации различают твердые (постоянные), подвижные и скользящие цены.
Твердые (постоянные) - данные цены устанавливаются один раз в момент заключения договора и не подлежат изменению в течение всего срока его выполнения.
Подвижные - цены, указанные в договоре, с оговоркой о возможности их дальнейшего уточнения в случае изменения рыночной цены к моменту фактического выполнения поставки.
Скользящие - цены, устанавливаемые на товары, требующие длительного срока изготовления. За этот срок могут подвергаться существенному изменению отдельные статьи издержек производства. Поэтому в договоре обязательно содержится оговорка о том, что исходная цена на продукцию будет перечислена в момент фактического выполнения поставки продукции. Часто в договор заранее вносится оговорка о пределе, в котором может быть изменена цена. Этот предел называется лимитом скольжения.
По способу получения информации об уровне цены все цены можно разделить на публикуемые и расчетные.
Публикуемые- цены, сообщаемые в специальных источниках информации (источники информации могут быть государственными, официальными или частными). К публикуемым ценам относят:
- справочные цены - данные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; 'используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;
- прейскурантные цены - виды_ справочной цены, которые публикуются в прейскурантах фирм-продавцов;
- цены аукционов - цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот); устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением;
- цены торгов - цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство отдельных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям;
- биржевые котировки - цены однородной стандартизированной продукции, продаваемой на бирже. Биржевые торги проводятся регулярно, на них продается массовая, взаимозаменяемая продукция.
Расчетные - цены, которые рассчитываются поставщиками продукции с учетом индивидуального заказа потребителей. Данные цены нуждаются в обосновании, пояснении и уточнении в момент заключения договора или контракта на их поставку и чаще всего используются при расчете цены на продукцию, выполняемую по индивидуальным заказам.
В зависимости от фактора времени цены делят на сезонные, постоянные и ступенчатые.
Сезонные - цены на товары, потребление которых носит сезонный характер, величина и срок действия этих цен определяются фактором времени. Скидки на данные цены также носят сезонный характер. Например, скидки, устанавливаемые на телефонные разговоры в ночные часы, скидки на покупку зимней одежды и обуви летом и наоборот.
Постоянные - цены, срок действия которых не определяется заранее.
Ступенчатые - цены, которые подвергаются последовательному снижению в заранее известном порядке и в заранее обусловленные моменты времени. Такие цены устанавливаются на продукцию серийного выпуска, снижение может быть связано с моральным устареванием продукции, ростом объемов производства или сокращением издержек.
В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке товаров различают следующие виды цен.
Цены ФОБ в месте продажи товара или цена франко-станция отправления товар продается покупателю в месте его производства с одновременной передачей всех прав и ответственности. Покупатель оплачивает все расходы по доставке товара к месту назначения.
Единые цены с включением расходов по доставке или цена франко-станция назначения - на свой товар фирма формирует общую, единую цену с включением в нее одинаковой суммы транспортных издержек, которая рассчитывается как средняя стоимость всех возможных перевозок.
Зональные цены - фирма выделяет несколько географических зон реализации своей продукции. В пределах одной зоны товар реализуется потребителям по единой цене. В зависимости от вида рынка различают: аукционные цены, биржевые котировки, цены торгов (см. предыдущий вопрос).
Внутрифирменные (трансфертные) цены - это цены, применяемые внутри предприятия при реализации продукции между подразделениями предприятия, а также между различными предприятиями, но входящими в одну ассоциацию. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе и управленческие.
Мировые цены - это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, они характеризуют состояние международной торговли конкретными товарами.
Выделяют следующие разновидности мировых цен:
- мировые цены на товары народного потребления определяются ценами, опубликованными крупными каталогами;
- мировые цены на изделия производственно-технического назначения определяются ценами ведущих мировых производителей этой продукции;
- мировые цены на сырье определяются уровнем цен стран-экспортеров, импортеров или ценами аукционов и бирж.
Установление экспортных цен связано со множеством переменных составляющих, различных для отдельных рынков, его сегментов и потребителей. На уровень цен влияют не только такие факторы, как объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, но и условия экономического, политического, правового и культурного развития страны-импортера. Обычно затраты на производство и сбыт экспортной продукции по сравнению с продажей товара на внутреннем рынке оказываются более высокими, однако продуценты, как правило, осуществляют экспорт продукции по сравнительно низким ценам за счет различных мер государственного регулирования.
Моделирование ценовой политики предполагает связь между ценой и ценообразующими факторами и включает несколько этапов процесса ценообразования:
1. Определение цели организации. Любая организация должна определить, какую цель он преследует, выпуская конкретный товар:
- максимизация прибыли;
- обеспечение выживаемости;
- удержание рынка;
- увеличение доли рынка и т.д.
2. Установление характера рынка, который определяется количеством и размером предприятий-конкурентов:
- свободная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- монополия.
3. Анализ покупательского спроса. На его величину влияют различные факторы:
- потребность в товаре;
- отсутствие замены или конкурентов;
- платежеспособность потенциальных покупателей;
- потребительские предпочтения;
- эластичность спроса.
4. Исследование уровня рыночных цен, когда фирма определяет восприятие потребителем своих товаров по сравнению с товарами конкурентов. С данной целю делаются сравнительные покупки, в результате которых проводится анализ цен, товаров, качества и т.д.
5. Анализ издержек. Фирма определяет зависимость полных издержек от изменений объема производства, определяет закономерности предельных издержек. При этом эффективный подход к ценообразованию предполагает первоочередность анализа уровня цен, определяющих объем продаж, масштаб производства, а уже затем их соотношение с затратами.
Кроме того, при установлении окончательной цены необходимо учитывать:
- психологическое восприятие потребителем товара предприятия;
- реакцию конкурентов;
- условия предоставления и уровень скидок по ценам и т. д.;
- методы ценообразования.
Методы ценообразования:
- метод полных (средних) издержек;
- предельных (маржинальных) издержек;
- на основе ощущаемой ценности товаров;
- безубыточности, целевой прибыли.
Метод полных (средних) издержек. Предприятие на рынке запрашивает цену товаров, способную возместить затраты и обеспечить максимально возможную прибыль на основе стандартной наценки в зависимости от вида товара. Данный метод стыкуется с существующей практикой калькулирования себестоимости, что также объясняет его предпочтение для многих отечественных производственных структур.
Недостатками данного метода являются:
- затратный механизм ценообразования, обусловливающий слабую заинтересованность к их снижению;
- понижение конкурентоспособности товара;
- слабая связь с уровнем спроса.
Метод маржинальных издержек базируется на разделении затрат на постоянные и переменные. При ценообразовании учитываются фактические переменные издержки на единицу продукции, которые увеличиваются на сумму предельного дохода. Назначение последнего - покрытие постоянных затрат и обеспечение приемлемой прибыли предприятию.
Применение данного метода ограничено ввиду:
- неурегулированности соотношения принципов управленческого и налогового учета;
- высокой степени государственного регулирования отечественного ценообразования;
- низкой квалификации администрации и т. п.
Установление цен на основе ощущаемой ценности товара. Основным фактором выступают не издержки предприятия, а восприятие потребителя. Для этого в маркетинговой и сбытовой политике фирм используются специальные приемы, а цены призваны соответствовать ощущаемой ценности товара. При этом исследуются модели потребительского поведения, ценностные представления покупателей. Также при меняются неценовые методы воздействия: сервисное обслуживание, гарантии покупателям и т. д.
Расчет цены на основе обеспечения безубыточности и целевой прибыли. Фирма стремится установить цену, обеспечивающую ей желаемый объем прибыли. Строятся специальные графики общих издержек (постоянных, временных) и ожидаемой выручки при различных объемах продаж. Кривая выручки зависит от цены товара. Подбирается такое сочетание объема выпуска и цены, которое обеспечивает нужную прибыль. Такой метод ценообразования требует от предпринимателя рассмотрения различных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для обеспечения безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Тарифы на услуги связи должны полностью возмещать затраты на услуги связи и обеспечивать рентабельную работу организаций связи. Уровень рентабельности определяется с учетом средств, выделяемых в рамках федеральной и региональных программ развития связи, и согласовывается с регулирующими органами. Уровень рентабельности по отдельным видам услуг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их социальной значимости, потребительской ценности и необходимости развития данного рынка услуг связи. Тарифы на одноименные услуги связи дифференцируются по двум категориям потребителей: населению и организациям.
Минимальный уровень тарифов на услуги связи для населения, кроме услуг сельской телефонной связи, должен полностью возмещать затраты организаций связи на их предоставление с учетом налога на добавленную стоимость. Максимальный уровень тарифов на услуги связи, предоставляемые организациям, не должен превышать трехкратной величины их себестоимости. Большие превышения допускаются только в случае, если трехкратное превышение себестоимости услуг не обеспечивает покрытия убытков по предоставлению регулируемых услуг связи и сохранению уровня рентабельности в целом по организациям связи в пределах, согласованных с регулирующими органами.
Тарифы на услуги местной, междугородной и международной телефонной связи дифференцируются по часам суток.
Для государственного регулирования тарифов на услуги связи применяются коэффициенты индексации действующих тарифов, которые дифференцируются по видам услуг и категориям потребителей. Дифференциация коэффициентов индексации производится исходя из соотношения действующих (базовых), тарифов и расчетных затрат на предоставление соответствующих услуг.
Все тарифы на услуги связи подразделяются на:
- основные, которые являются наиболее распространенным видом тарифов и применяются на услуги связи всех видов;
- льготные – устанавливаются на отдельные виды услуг связи, которые предоставляются для социально незащищенных категорий населения или в часы наименьшей загрузки данного вида связи;
- дополнительные – устанавливаются и действуют совместно с основными и льготными тарифами.
На Федеральном уровне регулируются следующие виды услуг связи: пересылка писем, бандеролей, денежных переводов; доставка пенсий, пособий; передача телеграмм; международные телефонные разговоры; предоставление магистральных телефонных и телеграфных каналов связи; передача данных по каналам связи организациям, финансируемым из бюджета; регистрация, контроль и инспектирование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; испытание электроустройств и высокочастотных устройств общего назначения на соответствие стандартами нормам на индустриальные помехи для организаций; услуги связи по трансляции российских гостелерадиоорганизаций.
На региональном уровне регулируются: абонентская плата за пользование телефоном; установка телефона; разговоры по телефонам-автоматам местных телефонных сетей.
|