Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и типология конфликтов

Конфликт - Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Ниже мы будем говорить о конфликтах в социально-психологическом плане. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда, (различные социальные группы с их специфическими особенностями), понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности.

Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот "личностный смысл", который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация.



Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.

Очень важна роль общественно-экономической формации в формировании социально-психологического климата производственного коллектива. В соответствии с этим наиболее значимыми факторами, определяющими в конечном счете характер межличностных взаимоотношений в коллективе, являются совокупность общественных отношений данного общества, его социально-экономическая структура, и, как следствие, содержание общественного сознания. Данный фактор детерминирует межличностные отношения как на уровне основного производственного коллектива, так и на уровне всех его структурных подразделений, вплоть до первичного коллектива. Однако эта детерминация на уровне отдельных производственных коллективов не может носить жесткого характера. Так, отмечается возможность несовпадения черт конкретной структуры отношений на отдельных предприятиях с характерными для всего общества в целом отношения взаимопонимания.

Конфликт- это столкновение интересов, сторон, мнений и сил. Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту.

Конфликты являются неотъемлемой частьювзаимодействия людей. Социальная психология сосредотачивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой - на выделение частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. Обе эти задачи могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования. Она должна охватить как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта.

Конфликты могут быть:

деструктивные (ведущий к рассогласованию взаимодействия, его расшатыванию, увеличению негативных установок, наращиванию предубежденности против другой стороны участников) и конструктивные, или продуктивные (порождается различием точек зрения на какую-либо проблему, способы ее решения, его результатом является нахождение оптимального решения исходной проблемы). Деструктивные конфликты приводят к негативным явлениям, которые, в свою очередь, приводят к резкому снижению эффективности работы группы.

В зависимости от уровней взаимодействиясторонв конфликте различают следующие типы: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые,внутриорганизационные.

Внутриличностный конфликт. Данный тип конфликта возникает в результате несоответствия поставленных перед работником задач внутренним мотивам его поведения. Этот тип конфликта может проявляется в период адаптации работника на новой работе или при организационныхпеременах.

Межличностный конфликт. Данный тип конфликта возникает между работникамифирмы либо на основе несовместимости их целей и намерений, либо на основе культурных различий(различий вценностях, знаниях, опыте).

Конфликт между личностью и группой. К такому типу конфликта приводитнеприятие кем-либо из членов рабочей группы (новичком, новатором или "бунтарем") норм и правилгруппы.

Межгрупповой конфликт. Такого рода конфликт развертывается либомежду подразделениями фирмы (в этом случае он называется также внутриорганизационным конфликтом),либо между группами работников фирмы на основе различий их членства в ней. Этоконфликты между администрацией и наемными работниками, между собственниками и руководствомфирмыи т. п.

Внутриорганизационные конфликты могут происходить между разными структурными подразделениями фирмы, например, между линейными и функциональными управленческими подразделениями.

По значению конфликтов для организации, а так же по способу их разрешения различают конструктивные и деструктивные конфликты.

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные вопросы и разрешение которых выводит организацию на более высокий и эффективный уровень развития.

В конфликтной ситуации важным является то, как субъекты взаимодействия ее себе представляют.

Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, но сами субъекты полагают, что они есть.

Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного, при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами подлинного противоречия. Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный, т. е. скрытый конфликт.

Данный конфликт должен был бы произойти, но не происходит, так как по тем или иным причинам он либо не осознается субъектами взаимодействия, либо скрывается ими за социально приемлемыми формами поведения.

Сложными конфликтами являются личные и производственные. Семья и работа, личная жизнь и профессиональная деятельность — основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют ее особую уязвимость.

Производственные противоречия могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями субъектов взаимодействия, но также и спецификой профессионального труда.

Конфликт может быть смещенным или двойным, когда существующие значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными противоречиями.

Смещенный конфликт — это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, если по каким-то причинам индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках конфликта.

Разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта.

Стадии конфликта

Для регулирования конфликта важно знать процессуальную сторону его протекания. В протекании конфликта разделяют четыре стадии, каждая из которых имеет свои фазы

  • Предконфликтная стадия представлена двумя фазами - депривации и напряженности. Депривация (в переводе с лат. - потеря, лишение) - это состояние неудовлетворенности, вызванное несоответствием между ожидаемым и полученным объемом благ. Важной характеристикой в определении состояния депривации играет уровень притязаний, под которым понимается представление человека о том, на какой объем благ он может рассчитывать.

Напряженность - это состояние взаимодействия между работниками и группами, характеризующееся возбудимостью и ослаблением или утратой привычных, регуляторов поведения. Для фазы напряженности характерно, что стороны конфликта воспринимают окружающую среду крайне субъективно и искаженно.

  • Конфликтная стадия. Фазы этой стадии конфликта развертываются в такой последовательности:

• в какой-то момент появляется повод, позволяющий превратить предконфликтную стадию в стадию конфликта;

• участники конфликта "осознают" противника и свои с ним противоречия;

• участники конфликта формулируют цели борьбы и проводят оценку и мобилизацию ресурсов;

• участники конфликта начинают предпринимать действия по достижению своих целей и блокированию целей противника (в данной фазе конфликт становится открытым и его дальнейшее развитие во многом определяется внешней средой, прежде всего - позицией руководства фирмы);

• в какой-то момент в фазе открытых действий происходит важный перелом - участники конфликта проводят переоценку мотивов, целей, возможностей как своих, так и противника;

• в результате переоценки стороны делают выбор в отношении дальнейшего поведения. Выбор возможен из трех вариантов:

  • обострение борьбы "до победы";
  • смягчение форм борьбы;
  • поиск способов разрешения конфликта.
  • Стадия разрешения конфликта. На этой стадии происходят изменение объективной ситуации и субъективная перестройка противников, которая при полном разрешении конфликта превращает их враждебные отношения в партнерские.
  • Послеконфликтная стадия протекает в зависимости от характера разрежения конфликта и принятия руководством фирмы стратегии управления конфликтами.

Если конфликт был подавлен силовыми методами, то вполне вероятно его воспроизведение. В этом случае его не следует оценивать как завершенный. Действительное разрешение конфликта означает, что целенаправленными действиями руководства фирмы окончательно устраняются противоречия интересов и целей конфликтующих сторон и их отношения становятся уважительными и продуктивными.

Любой конфликт зарождается, когда люди используют в общении конфликтогены – это действия или бездействия, которые являются причиной конфликт. К словам конфликтогенам относятся слов-долженствования, слова-оскорбления, слова-насмешки, слова-угрозы и т.д.

Конфликтогены могут быть как вербальными, так и невербальными. Например, тон голоса, нахмуренные брови, выражение лица и поза. Все эти компоненты легко считываются собеседником и могут привести к непониманию и конфликту. В деловом и профессиональном общении необходимо избавляться от конфликтогенов.

К нарушению этики в общении можно отнести:

  • категоричность,
  • авторитарность,
  • обвинение,
  • перебивание партнера,
  • грубость,
  • агрессивность.

Необходимо отличать непреднамеренный конфликтоген. Часто такое поведение может быть вызвано не злым умыслом собеседника, а незнанием этикета. Также часто наше восприятие моет быть избирательным и какое-то безобидное замечание партнера, мы будем воспринимать как обидное. Если так случилось, и вы случайно обидели собеседника, необходимо извиниться.

Структура конфликта

Конфликтная ситуация

Предмет конфликта

Информационная модель Информационная модель

конфликтной ситуации конфликтной ситуации






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.