Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Историко-правовые аспекты возникновения деонтологии как науки.

Факультет права и социального управления

Кафедра хозяйственного права

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Дисциплина Юридическая деонтология

 

Экзаменационный билет № 1

 

Историко-правовые аспекты возникновения деонтологии как науки.

Деонтология как наука происходит от слов греческого происхождения “деон”- родительный падеж слова “нужное, должное” и “логос” - учение, т.е. учение о должном.

2. Истоки возникновения деонтологии следует искать в древности, когда возникло общественное разделение труда, превратившее человека в относительно самостоятельного индивида и положившее начало профессиональному обособлению социальных групп внутри общества. По мере развития производительных возможностей поведение человека становилось все более автономным, все менее зависимым от общины. Общественное разделение труда (на ранней стадии формирования государства: выделение скотоводства как обособленной сферы общественной деятельности, отделение ремесла от земледелия, появление купцов, занимающихся только обменом; позднее: возникновение целого ряда профессий в связи с развитием экономических, политических, социальных, культурных отношений внутри государства и за его пределами), ставит людей в зависимость друг от друга. Эта зависимость будет всегда и везде, пока существует общество: продавец и покупатель, врач и пациент, преподаватель и студент, юрист и клиент и т.п. Стремясь к получению какого-либо блага (покупка автомобиля, проведение медицинского осмотра, получение образования, оформление завещания и т.п.) каждый член общества попадает в зависимость от другого, обладающего социальной властью.



3. Уже у своих истоков право было связано с появлением особого института социальной власти - с возникновением государства, его аппарата, специализированных органов: суда, полиции, карательных учреждений, обладающих властными полномочиями.

4. Отношения с государством строятся на основе власти - соподчинения: одна из сторон обладает властными полномочиями, другая подчиняется им. Эта соподчиненность имеет иерархический характер и чревата превышением властных полномочий, злоупотреблением властью: посягательство на свободу, честь, достоинство другой стороны, нарушение принципов социальной справедливости. Человечество нашло такого гаранта, который поставил бы преграды превышению властных полномочий. Этим гарантом является право.

5. Возникновение права потребовало появления применителей права - юристов, т.е. слоя людей, который бы занимались управлением и обслуживанием населения на высоком профессиональном уровне. Термин "юрист" происходит от немецкого "jurist", который является производным от латинского " jus ("juris"). Каждая историческая эпоха и каждая страна предъявляла свои деонтологические требования к юристу, действующему в сфере юридической практики и имеющему определенные властные полномочия.

6. Возникновение представлений о том, какой должна быть юридическая деятельность, относятся к временам Древнего Рима и связана с именами классиков юриспруденции: Гай, Ульпиан, Модестин, Павел, Папиниан. Они видели содержание юридической деятельности в трех ее составляющих: agеrе - руководить юридическими действиями сторон; cavеrе - составлять формулы документов; rеsроndеrе - давать советы, консультации. Да и сам термин "юриспруденция" возник в Древнем Риме в конце IV -начале III века до н.э. (лат. jurisрrudеntia - знание права). Деятельность ведущих юристов Древнего Рима оказала существенное влияние на последующие поколения юристов стран Западной Европы в плане формирования у них профессиональных качеств, навыков и установок.

7. Постепенно во всех странах мира шел процесс становления, а затем организационного и методического оформления профессионального юридического образования. Первые университеты, возникшие в Х1-Х111 в.в. в Болонье, Падуе, Кембридже, Саламанке, Париже, имели юридические факультеты, где готовились юристы в соответствии с объемом и содержанием правовых работ и услуг данного общества, данной страны.

8. Переломным моментом в становлении юридической профессии стал период развития буржуазных отношений и формирования юридического мировоззрения, которое стало классическим мировоззрением буржуазного общества с конца ХУ111 века - после победного шествия по странам Европы идей Великой французской революции, которые нашли яркое выражение во Франции в Декларации прав человека и гражданина (1789), в США - в Декларации прав Вирджинии (1776), Декларации независимости США (1776), Конституции США (1787), Билле о правах (1791). Правда, импульс этому процессу дала Голландия благодаря происшедшей здесь первой буржуазной революции и особенно Великобритания в таких документах, как Петиция о правах (1628 р.), Habеas Cоrрus Act (1679 р.) и Билль о правах (1689 р.), возникших в период революционных преобразований ХУ11 века.

9. Свойственная ранним стадиям развития капитализма идеализация права во многом способствовала формированию интереса к юридической профессии. Накопленный опыт в государствах Западной Европы в Новое время стал одним из важных этапов в развитии деонтологических качеств юриста.

10. Университет в дореволюционной России, в состав которой входила большая часть Украины (в соответствии с университетскими уставами 1863 и 1864 годов) состоял из четырёх факультетов: юридического, физико-математического, историко-филологического, медицинского. Значительное количество выпускников шло на службу в государственный аппарат по ведомству Министерства юстиции (судьи, прокуроры, следователи, нотариусы) и в юрисконсульские части казенных и коммерческих учреждений. Многие из них избирали "свободную" профессию адвоката.

11. Принципы и нормы деонтологии зависели от уровня социально-экономического развития, от общественно-политического строя, образа жизни, менталитета народа, его национальных и религиозных традиций. Деонтология всегда была органически вплетена в систему духовной культуры. По мере усложнения социальной жизни, развития нравственной и этической культуры общество передавало все больший объем различных видов деятельности, регулирующих их жизнь и обеспечивающих эту регуляцию (особенно при разрешении конфликтов), специально выделенным и профессионально подготовленным людям. На протяжении истории общества потребность в праве, в профессиональной деятельности юристов была различной и осознание этой потребности менялось. Но всегда в обществе жило стремление иметь возможность справедливого решения спора, защиты от произвола.

12. Профессия юриста изначально возникала и развивалась и как вид социальных услуг, и как средство исполнения управленческих функций.

13. Термин “деонтология” введен в научный оборот в 1834 году английским философом и юристом Иеремия Бентамом при изложении нравственных установок, необходимых для карьеры и достижения личного материального благополучия. Он разработал модель науки о нормах профессионального поведения человека, имеющего власть, и изложил в книге “Деонтология, или Наука о морали”.

14. Руководствуясь значением термина обычно деонтологию считали, да и ныне считают, разделом этики, в которой анализируются проблемы долга и должного во взаимоотношениях между людьми (понятие деонтологии в узком смысле). Такое понятие деонтологии, как уже указывалось, сужено до рассмотрения вопросов профессионального поведения, включающего нравственные установки, которыми должен руководствоваться специалист. Деонтология (и в узком и в широком смысле этого понятия) в равной мере применима к любой профессиональной деятельности, которая связана с работой с людьми и не может быть вне морали. В социальную деятельность профессионал вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, образом мышления, нравственных оценок. Они определяют его деятельность - реализацию имеющихся у него знаний в процессе решения социальной задачи и умение создать благоприятную атмосферу для получения необходимого результата.

15. Еще задолго до введения термина “деонтология” И. Бентамом впервые в медицине стали возникать принципы и правила, регламентирующие деятельность профессионала. В античные времена на развитие этих принципов оказала влияние “клятва“ Гипократа. Да и попытки создать деонтологию в бывшем СССР, увенчавшиеся успехом, первоначально наблюдались в медицине. Была разработана система требований, которые определяют атмосферу взаимодействия врача и больного.

16. Основоположником “медицинской деонтологии” считается профессор Н.Н. Петров (начало 50-х гг. н. ст.). По его мнению, медицинская деонтология изучает не только отношения “врач-больной”, но и систему организации обслуживания (включая культуру обслуживания) больного в лечебных учреждениях. Поводом к оформлению медицинской деонтологии в СССР в качестве науки и учебной дисциплины послужил Международный конгресс врачебного общества (Женева, 1949), на котором был утвержден “Международный кодекс медицинской деонтологии”. С 60-х гг. начальный курс этой науки стабильно преподается в медицинских вузах. В 80-х гг. вышел двухтомник "Деонтология в медицине" под редакцией академика Б.В. Петровского (М., 1988). Медицинская деонтология в современном понимании - раздел науки о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, направленных на достижение максимальной пользы в лечении и профилактике болезней человека, его оздоровлении и продлении жизни.

Что касается юридической деонтологии, то она была введена во второй половине 80-х гг. н.ст. в качестве пропедевтической, вводной, учебной дисциплины по инициативе профессора В.М. Горшенева в Харьковском юридическом институте (ныне Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого) и с тех пор стабильно вошла в программу обучения юридических вузов Украины. В России в ряде юридических вузов в качестве вводной дисциплины преподаются "Основы профессиональной деятельности юриста", которая во многом сходна с "Юридической деонтологией", хотя имеет определенные отличия в структуре предмета. Между тем, во Франции и других посткапиталистических странах уделяется особое внимание деонтологии юридических профессий - в учебном и нормативно-правовом аспектах. Так, Декретом № 86592 введен "Кодекс деонтологии национальной полиции Франции", в Англии имеется "Положение об этических принципах полицейской службы Великобритании", в ФРГ -"Этика полицейского ФРГ", в США - "Морально-этический кодекс полицейского США". В России утвержден "Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации". Наконец, на международном уровне имеется немало правовых документов, посвященных деонтологическому кодексу ряда юридических профессий, напр., Кодекс правил осуществления деятельности адвокатов Европейского сообщества, принятый делегацией двенадцати стран-участниц на заседании в Страсбурге в октябре 1988 года (Деонтологический кодекс).

2 Раскройте основное содержание статьи 33 Закона ДНР Об образовании(19.06.2015) О стипендии и других денежных выплатах.

Статья 1. Сфера деятельности, на которую распространяется действие настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения участников образовательного процесса, возникающие в связи с реализацией конституционного права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования. Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Донецкой Народной Республике, основные принципы государственной политики Донецкой Народной Республики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

 

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, а также другими законами, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

 

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Донецкой Народной Республике В Донецкой Народной Республике гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Донецкой Народной Республике гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Донецкой Народной Республике гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

 

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования

 

3.Финансовое обеспечение осуществления полномочий местного самоуправления по решению вопросов в сфере образования осуществляется за счет местного бюджета. Средства на осуществление полномочий местного самоуправления в сфере образования носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели без согласования с республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки Донецкой Народной Республики.

 

Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: 1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики; 2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики; 3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Законом и жилищным законодательством Донецкой Народной Республики, жилых помещений в общежитиях; 4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 37 настоящего Закона; 5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики об образовании; 6) иные меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

 

Статья 33. Стипендии и другие денежные выплаты Стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. В Донецкой Народной Республике устанавливаются следующие виды стипендий: 1) государственная академическая стипендия студентам; 2) государственная социальная стипендия студентам; 3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам; 4) именные стипендии; 5) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение. Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки. Государственная академическая стипендия назначается студентам, отвечающим требованиям, установленным республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки. Государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф. Аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики, в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, назначаются государственные стипендии. Порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет местных бюджетов, устанавливается, соответственно, органами государственной власти Донецкой Народной Республики и органами местного самоуправления Донецкой Народной Республики. Государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств (стипендиальный фонд), выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не ниже прожиточного минимума. Размер стипендиального фонда определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики на основании нормативов, установленных Советом Министров Донецкой Народной Республики по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции. Размеры государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не могут быть меньше нормативов, установленных в соответствии с частью 9 настоящей статьи. Обучающимся – иностранным гражданам и лицам без гражданства, осваивающим основные профессиональные образовательные программы по очной форме, выплачиваются государственные академические стипендии студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, если они обучаются за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики, и местных бюджетов, в том числе в пределах квоты, установленной Советом Министров Донецкой Народной Республики, или это предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики, в соответствии с которыми такие лица приняты на обучение. Именные стипендии учреждаются республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые определяют размеры и условия выплаты таких стипендий. Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего профессионального образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики, выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов предусматриваемого им размера стипендиального фонда, средства для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами в размере месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам среднего профессионального образования и двукратного месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам высшего профессионального образования. Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся. Размер, условия и порядок денежных выплат обучающимся государственных образовательных организаций по образовательным программам в интересах обороны и безопасности государства, законности и правопорядка определяются в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.