Обратная связь
|
Вербальная и невербальная коммуникация. Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения.
Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата
Существуют две проблемы понимания невербального общения:
во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет
во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской ( КТО ОНА ?), «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека» Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».
Происхождение невербальных способов общения
С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:
биологическая эволюция;
культура.
Функции невербального кода
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Уровни анализа невербального общения
Типы и виды коммуникаций
| Области научного знания и группы
| Приемы и средства
| | | | | | | 1. Фонационные средства
| а) экстралингвистика (внеречевая система) б) паралингвистика (околоречевая система) в) просодия
| · пауза; темп речи; вздох; плач; кашель; гелоскопия
· вокальные качества голоса; диапазон; тембр
· фразовое ударение, синтагматическое уда- рение, логическое ударение; тон; интонация.
| 2. Оптико–кинетические средства
| а) выразительные движения б) физиогномика в) окулесика или окуломантия
| · мимика; жесты; позы; осанка; походка
· внешние признаки лица: нос, уши, глаза; френология
· направление взгляда, длительность и частота
| 3. Знако–символические средства
| а) системология б) графология в) актоника г) гастика д) хирософия и подомантия е) стерномантия ж) онихомантия з) нумерология и) молеософия
| · предметы, окружающие человека в жизни
· особенности почерка
· поступки человека
· пища, напитки
· особенности формы рук, флексорных линий и холмов на ладони; дерматоглифика; линии на ступнях ноги
· особенности формы и объёма груди женщины
· особенности формы и цвета ногтей
· дата рождения, фамилия и имя человека
· родинки
| 4. Тактильные средства (обоняние, осязание, слух и вкус)
| а) гаптика или такесика б) сенсорика в) аускультация г) одорика (ольфакция)
| · прикосновения
· чувственное восприятие человека другой культуры
· слуховое восприятие звуков и аудиальное поведение
· запахи парфюма, табака, еды…
| 5. Пространственно–времен- ные средства
| а) проксемика б) хронемика
| · расположение собеседников и дистанция между ними
· способ использования времени: монохронный тип (возможен только один вид деятельности в одно и то же время) и полихронный (несколько дел)
|
Речь— исторически сложившаяся форма общения/коммуникации людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.
Экзаменационный билет № 11
Эстетика как наука.
Эстетика (от греч. "эстетикос" - чувственный, чувствующий) - философская наука, изучающая всю область человеческого отношения к миру, все стороны освоения человеком мира по законам красоты. В эстетике как науке можно выделить два основных взаимосвязанных круга явлений:
сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру ("философия прекрасного");
сферу художественной деятельности людей ("философия искусства").
Оба раздела эстетики, будучи органически взаимосвязаны, обладают относительной самостоятельностью.
"Философия прекрасного" как раздел науки эстетики - рассматривает такие вопросы: природа и своеобразие эстетического в системе ценностных отношений; диалектическая связь эстетической ценности, оценки, восприятия и практики; значение эстетической активности человека в общественной и личной жизни; взаимосвязь эстетического и художественного в разных сферах их проявления - в практической деятельности, воспитании, образовании, созерцании.
"Философия искусства" как раздел науки эстетики - посвящена специальному анализу художественной деятельности; ее возникновение; структурное и функциональное своеобразие в ряду других форм человеческой деятельности; связи процесса художественного творчества и его результатов с характером их восприятия человеком и др.
И "философия искусства" и "философия прекрасного" находят преломление в профессиональной деятельности юриста. Область эстетики - область разума и область непосредственных чувств. Тут действует и то и другое, и еще определенные наши способности, связанные с интуицией, воображением, мечтаниями.
Эстетическое и эстетика для личности - это именно то, что неотделимо от восприятия прекрасного в искусстве и в жизни, неотделимо от своеобразного, художественного восприятия вещей и явлений. Немало выдающихся адвокатов, прокуроров, следователей прекрасно рисовали, писали стихи, выступали с вокальными номерами и др. Искусство формирует целостную личность в единстве ее чувственно-эмоциональной и интеллектуально-мыслительной сфер, ценностных ориентаций. Искусство совершенствует творческие способности юриста, побуждая его к деятельности по законам красоты. Настоящий юрист может работать плодотворно, не ограничивая свою деятельность рамками профессионализма.
Правовая эстетика - это система знаний о требованиях, предъявляемых к внешней стороне деятельности юристов и их роли в достижении положительных результатов при рассмотрении юридического дела.
Требования правовой эстетики касаются всех аспектов деятельности юриста. Они способствуют обеспечению эффективной и оптимальной организации труда юриста, ее высокой культуры, создания обстановки делового комфорта.
В сферу правовой эстетики входит изучение эстетических чувств личности юриста, исследование эмоциональных реакций и переживаний и их значение для физической и психической жизнедеятельности. Эстетическое отношение - это способность юриста оценивать явления действительности как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические. Можно сказать, что один из главных вопросов правовой эстетики - о природе эстетических отношений и оценок в связи с психофизиологическим состоянием юриста, с ощущением необходимого и полезного для его физического и нравственного здоровья.
Правовая эстетика выясняет причины, вызывающие ощущения приятного возбуждения и радости, смены психических состояний, когда печаль сменяется успокоением, а последнее переходит в длительное, духовное равновесие (катарсис). В сферу правовой эстетики входит также описание деятельности юриста по законам красоты, направленной на решение юридических задач.
2.Раскройте основное содержание статьи 3.1, 3.2, 3.3, Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования ДНР (07. 08.2015) Учебный год, формы организации учебного процесса, формы обучения.
|
|