Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правовой нигилизм как антипод правовой культуры общества.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм общества и личности.

Правовой нигилизм - деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, исключающее, однако, преступный умысел.

Игнорирование закона с преступной целью - самостоятельная форма деформации правосознания. Вместе с тем правовой нигилизм порождает правонарушения, в том числе уголовные преступления.

Явления правового нигилизма (неприятие законов, отрицательное отношение к праву) - наиболее распространенная и укоренившаяся форма деформации правосознания населения в государствах с авторитарным и тоталитарным режимами.

Правовой нигилизм в Украине во время ее вхождения в СССР - результат деформации правового регулирования того времени. В СССР правовой нигилизм выступал в двух формах:

1.теоретической (идеологической) - когда в унисон с марксистско-ленинской теорией на государственном уровне обосновывались идеи: а) об отмирании государства и права при социализме и тем самым принижалась роль права; б) о предпочтительности всемирной пролетарской революции перед правами человека; в) о превосходстве постановлений Коммунистической партии перед законом и др.;

2.практической - когда а) было накоплено огромное количество нормативных актов либо морально устаревших, либо содержащих декларации и призывы, либо не имеющих ясности и четкости формулировок и противоречащих друг другу. Распространившаяся порочная практика, согласно которой закон не действовал до тех пор, пока он не обрастал инструкциями или ведомственными приказами, привела к правовой деградации общества, породила неверие в закон, пренебрежение им; б) установленные государством правовые нормы не соблюдались государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, которые прикрывали нарушения законности оправдательными объяснениями типа "в интересах народа", "для выполнения плана" и др., что породило ведомственный правовой нигилизм и даже правовой цинизм со стороны высших должностных лиц государства.



Правовой нигилизм украинского общества советского периода возник не на голой почве: он имел глубокие исторические корни. Многовековая правовая необеспеченность общества, неравенство перед законом и судом, правовой цинизм правительства и других высших органов власти, попрание национальной самобытности народа - все это, говоря словами А.И. Герцена, "убило...всякое уважение к законности" в Российском государстве, в состав которого на протяжении ряда столетий входила значительная часть Украины.

В настоящее время причинами проявления правового нигилизма в Украине можно считать следующие:

1) экономические - процесс разрушения старого хозяйственного организма (нежизнеспособного, но все же целостного) значительно опережает становление украинской экономики как саморегулируемой системы производственных связей и материальных возможностей производства - на основе экономической свободы. Граждане лишились привычных условий трудовой деятельности и, силу невозможности и неспособности быстро адаптироваться к новой экономической обстановке, возникли неудовлетворенность, апатия, агрессивность, неуверенность в завтрашнем дне, неверие в законы;

социальные - социальная напряженность как результат ослабления социальной ответственности государства и неуравновешенности социальной политики. Нерегулярной оплатой труда, повышением платы за коммунальные услуги, низким уровнем социального обеспечения (при наличии инфляции) государство вольно или невольно провоцирует (независимо от социально-психологической неустойчивости личности) нигилистическое отношение к праву и закону;

политические - распад СССР, отмена однопартийной системы, утверждение идеологического и политического плюрализма, трудности формирования политической системы украинского общества обнаружили неподготовленность демократических общественных сил к быстрым историческим преобразованиям, отсутствие прагматической демократической идеологии и политики для переходного периода. Это привело к политической неустойчивости общества, которая повлекла за собой игнорирование законов;

идеологические - падение прежних идеалов, низкий уровень правосознания как следствие разрушения существовавшей ранее системы правового воспитания и только начавшегося формирования новой. Правосознание гражданина оказалось неподготовленным к снятию криминала со многих деяний, считавшихся ранее преступными (спекуляция товарами, частно-предпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и др.), и одновременным вступлением в действие принципа “дозволено все, что не запрещено законом”. Свободу выбора гражданин воспринял как вседозволенность;

юридические:

- в сфере правотворчества - отсутствие последовательности, логичности, принимаемых законов и подзаконных актов, их противоречивость подрывают веру в качество законов, служат основанием для правового нигилизма (напр., нормативные акты о налогах неконкретны, неполны, казуистичны);

- в сфере правоохранительной деятельности - слабое раскрытие преступности, их коррумпированность создают условия для возможности обойти закон, порождают неустойчивость правомерного поведения.

Итак, неупорядоченность законодательства, его нестабильность и противоречивость, низкая правовая культура, неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов и ряд иных названных выше причин порождают правовой нигилизм.

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать:

- совершенствование правотворчества, обеспечение должного качества принимаемых законов (в том числе уменьшение запрещающих норм в новом законодательстве по сравнению с предыдущим), наличие развитого законодательства, стабильности и единообразия в регулировании общественных отношений;

наличие развитой системы правоприменительной деятельности; упрочение законности, учет каждой юридической ситуации, повышение роли суда;

повышение эффективности в деятельности правоохранительных органов по предотвращению правонарушений. Необходима систематическая работа по повышению профессиональной культуры всех субъектов правоохранительной системы, что будет способствовать преодолению недоверия населения к работе правоохранительных органов;

повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, которое позволило бы закону работать. Этому в немалой степени призвано помочь улучшение правовой информации;

качество профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

Важное значение в преодолении правового нигилизма отведено правовому всеобучу, в котором роль юриста является ведущей.

3. Раскройте основное содержание статьи 33 Закона ДНР Об образовании(19.06.2015) О стипендии и других денежных выплатах.

Статья 1. Сфера деятельности, на которую распространяется действие настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения участников образовательного процесса, возникающие в связи с реализацией конституционного права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования. Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Донецкой Народной Республике, основные принципы государственной политики Донецкой Народной Республики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

 

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, а также другими законами, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

 

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Донецкой Народной Республике В Донецкой Народной Республике гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Донецкой Народной Республике гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Донецкой Народной Республике гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

 

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования

 

3.Финансовое обеспечение осуществления полномочий местного самоуправления по решению вопросов в сфере образования осуществляется за счет местного бюджета. Средства на осуществление полномочий местного самоуправления в сфере образования носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели без согласования с республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки Донецкой Народной Республики.

 

Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: 1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики; 2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики; 3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Законом и жилищным законодательством Донецкой Народной Республики, жилых помещений в общежитиях; 4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 37 настоящего Закона; 5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики об образовании; 6) иные меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

 

Статья 33. Стипендии и другие денежные выплаты Стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. В Донецкой Народной Республике устанавливаются следующие виды стипендий: 1) государственная академическая стипендия студентам; 2) государственная социальная стипендия студентам; 3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам; 4) именные стипендии; 5) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение. Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки. Государственная академическая стипендия назначается студентам, отвечающим требованиям, установленным республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки. Государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф. Аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики, в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, назначаются государственные стипендии. Порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет местных бюджетов, устанавливается, соответственно, органами государственной власти Донецкой Народной Республики и органами местного самоуправления Донецкой Народной Республики. Государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств (стипендиальный фонд), выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не ниже прожиточного минимума. Размер стипендиального фонда определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики на основании нормативов, установленных Советом Министров Донецкой Народной Республики по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции. Размеры государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не могут быть меньше нормативов, установленных в соответствии с частью 9 настоящей статьи. Обучающимся – иностранным гражданам и лицам без гражданства, осваивающим основные профессиональные образовательные программы по очной форме, выплачиваются государственные академические стипендии студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, если они обучаются за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики, и местных бюджетов, в том числе в пределах квоты, установленной Советом Министров Донецкой Народной Республики, или это предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики, в соответствии с которыми такие лица приняты на обучение. Именные стипендии учреждаются республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые определяют размеры и условия выплаты таких стипендий. Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего профессионального образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики, выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов предусматриваемого им размера стипендиального фонда, средства для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами в размере месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам среднего профессионального образования и двукратного месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам высшего профессионального образования. Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся. Размер, условия и порядок денежных выплат обучающимся государственных образовательных организаций по образовательным программам в интересах обороны и безопасности государства, законности и правопорядка определяются в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

 

Экзаменационный билет № 17

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.