Обратная связь
|
Прежде чем вводить любой новый показатель, его нужно всесторонне оценить, а главное посоветоваться с производственниками. 7 глава . . .И даже при помощи машин не справиться с планированием производства, если в системе не будет достаточно представлен принцип саморегулирования, самоорганизации, как в организме человека. И конечно, важнейшее условие успешного управления — хорошо поставленные обратные связи... (акад. Н. Амосов. Мысли и сердце.— «Радуга». 1964, № 10.).
Для чего существуют наши предприятия?
Не праздный ли это вопрос? Нет. Если мы пришли к заключению, что управление промышленностью и показатели плана, в которых задают план и по которым судят о выполнении плана, должны быть выбраны с учетом цели социалистического производства в целом, а не цели отдельного предприятия, то, по-видимому, вопрос этот не лишний.
Но разве цель производства не ясна в каждом отдельном случае? Разве металлургический комбинат существует не для того, чтобы давать металл? Разве станкостроительный завод — не для того, чтобы строить станки? Текстильная фабрика — не для того, чтобы выпускать ткани, а швейная — костюмы и пальто?
Нет, конечно, нет! *
Такое определение целей производства неполно и крайне односторонне. Металлургический комбинат должен давать металл, это верно; но не металл вообще, а тот металл, который нужен, например, станкостроительному заводу. И успехи металлургического комбината должны оцениваться с точки зрения интересов завода — получателя металла. Успехи работы металлургов должны оцениваться не по бездушному «валу», а по тому, насколько полно, по количеству и по качеству, удовлетворяют металлурги запросы станкостроителей, строителей мостов, зданий, средств транспорта и т. д.
Станкостроители должны давать станки, это верно; но не станки вообще, а такие, которые нужны, например, текстильному комбинату для того, чтобы наиболее успешно выполнять план по количеству, качеству и ассортименту тканей.
Текстильщики должны не просто гнать миллионы метров тканей на радость ЦСУ, а давать такие ткани и такого качества, которые нужны для удобной, красивой, недорогой, ноской, маломнущейся, опрятной одежды.
Швейные фабрики должны шить костюмы и одежду не для отчета, не для статистики, а для удовлетворения спроса, для того, чтобы советский человек на свою зарплату мог прилично, со вкусом одеться, не тратя лишнего времени на приведение одежды в порядок, на глаженье и чистку.
Таких вертикальных лесенок можно построить сколько угодно. Идя от сырья к конечному продукту, Мы обязательно придем к человеку, для которого в конечном счете работает весь механизм промышленности, к человеку, который приводит его в действие, к творцу всех ценностей на земле.
И напротив, идя поэтой «лесенке» в обратном направлении, мы обязательно придем к основе основ нашего материального производства — к руде, топливу, энергии, металлу, ко всему комплексу тяжелой промышленности — становому хребту социалистической экономики,— но обогащенные более четким пониманием цели каждой операции, каждого звена производства.
Вот две ступени такой «лесенки».
«В металлургической промышленности, например, недопустимо затянулось создание и освоение производства новых видов электротехнических сталей. Между темпродолжающийся выпуск трансформаторов устаревших, неэкономичных типов причиняет серьезный ущерб государству. Из-за низкого коэффициента полезного действия такого оборудования потери электрической энергии измеряются миллиардамикиловатт-часов». («Экономическая газета», 1964, 11 апреля).
Металлурги, вероятно, выполняют «свой» план трансформаторщики — «свой». Заводские экономисты радуются. «Валовка» выполнена, себестоимость снижена, фонд зарплаты не перерасходован, предприятие рентабельно, дало прибыль. В итоге и премия получена. Металлурги довольны.
А что касается коэффициента полезногодействиятрансформаторов — так это «в другом уезде»!
Не пора ли покончить с такой «уездной» экономикой», с «волостным» планированием?
Какими должны быть показатели плана
При существующей системе планирования предприятие не ориентировано на нужды потребителя. Оно ориентировано на выполнение плана, или, точнее, на выполнение «показателей» плана. Даже если план более или менее увязан руководящими органами с запросами потребителя, то «показатели», как выпущенные из бутылки духи, хозяйствуют уже сами по себе, практически бесконтрольно. Более того, как раз безоговорочного их выполнения, часто не взирая ни на что, и требуют органы, контролирующие выполнение плана.
Дал «показатели» — выполнил план. Недал «показателей» — не выполнил.
Что же нужно сделать? Очевидно, нужно подобрать «показатели» так. чтобы они побуждали предприятие работать в интересах потребителя. А потребитель, который в свою очередь является предприятием, работающим на следующего потребителя, в интересах этого следующего и т. д.
Возможно ли это? Не является ли это беспочвенной мечтой?
«Пессимисты» даже и не пытаются задуматься над этой возможностью; они ее не видят, или не верят в нее.
Творчески настроенные организаторы, руководители предприятий и объединений, рабочие-новаторы, математики и кибернетики,— очень широкий круг советских людей ищут путей, чтобы решительно повернуть наши предприятия лицом к народнохозяйственной выгоде.
Осуществление такой организации, душой которой должны стать показатели плана и учета работы предприятий народнохозяйственного типа (назовем их кратко "народнохозяйственными показателями» — «НХП»), отведет к переориентации каждого предприятия на производство самой нужной, самой прогрессивной продукции, к небывалому ускорению роста, к большому снижению потерь в народном хозяйстве страны и, что также очень важно, к резкому уменьшению необходимости постоянного детального вмешательства высших руководящих органов сверху в дела каждого предприятия и совнархоза и, следовательно, к громадному упрощению руководства промышленностью, сокращению отчетности, переписки и к действительному сокращению действительно излишних управленческих звеньев и т. п.
Когда мы введением в план показателей народнохозяйственного типа внесем в функционирование нашей промышленности большую долю автоматизма, руководители, наконец, вздохнут свободно и вместо удушающей, отупляющей «текучки» смогут заняться перспективой, прогрессивной техникой, организацией производства в лучшем, прямом смысле слова.
Но возможно ли это?
IV. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ПРОДУКЦИИ ВНУТРИПРОМЫШЛЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Технические условия на показатели для социалистического производства
Выше уже говорилось о том, что необходимо так построить показатели плана, чтобы они приводили к совпадению интересы каждого отдельного производства с общими народнохозяйственными интересами.
Такие показатели мы предложили для краткости именовать НХП — народнохозяйственными показателями, а валовую продукцию, исчисляемую по этим показателям, — «полезным валом». Так как целью нашего производства является быстрейшее построение материально-технической базы коммунизма, то с точки зрения этой цели и нужно предъявлять требования к «показателям», составлять на них «технические условия». Поэтому результат деятельности предприятия должен оцениваться тем выше, чем полнее удовлетворены запросы предприятия-потребителя в сфере промышленности или запросы торговой сети, т. е. запросы советских граждан в сфере личного потребления.
Рассмотрим сперва, каким самым общим условиям должна удовлетворять продукция предприятий-поставщиков для промышленности.
Таких самых общих условий можно назвать три:
1. Продукция (машины, инструмент, материалы и т. д.) должна быть той самой, которая нужна заказчику, быстро изменяющейся и приспособляющейся к его изменяющимся нуждам, г. е. строго соответствовать потребности по номенклатуре.
2. Сама продукция должна иметь высокое качество, т. е. надежно работать у потребителя в течение заданного периода времени, с нужной точностью, с высоким коэффициентом полезного действия и с наименьшими затратами на ремонт, замену вышедших изстроя частей и обслуживание.
3. Машины, инструмент, материалы и т. д. должны обеспечивать высокую производительность труда, высокое качество продукции и другие хорошие показатели на предприятии-потребителе.
Нетрудно видеть, что третье условие является главнейшим.
Если оно выполняется, то само собой должны быть выполнены и первые два.
Первые два из перечисленных выше условий нужны тогда, когда трудно определить эффект повышения производительности труда у потребителя выпускаемой продукции или когда разные потребители имеют различные нужды.
На этих основах могут быть построены показатели плана для предприятий, выпускающих продукцию внутрипромышленного потребления.
НХП для продукции внутрипромышленного потребления
Заинтересовать предприятие в том, чтобы его продукция «обеспечивала высокую производительность труда, высокое качество изделий и другие хорошие показатели на предприятии-потребителе», можно путем оценки результатов его деятельности по этому самому показателю, т. е. саму эту формулу и принять за показатель.
На первый взгляд это может показаться сложным, нечетким и поэтому трудно осуществимым.
Однако здесь есть упрощающие обстоятельства.
Во-первых, если предприятие-потребитель само тоже работает по НХП, следовательно, тоже нацелено на обеспечение высокой производительности труда на следующих предприятиях и т. д., чего нельзя достичь без высокого качества своей продукции и всего, что его обусловливает, то в формуле можно оставить только высокую производительность труда на предприятии-потребителе». Все остальное при этом обеспечивается само собой.
Во-вторых, как правило, нет необходимости скрупулезно учитывать интересы каждого потребителя в отдельности. Обычно предприятие, поставляющее станки, оборудование, инструмент, работает на широкий круг потребителей, в том числе и на экспорт.
Если побудить предприятия учитывать интересы народного хозяйства в целом, то от этого интересы отдельных потребителей не пострадают, напротив — выиграют все. В получении высокопроизводительного оборудования, материалов, инструмента, приспособлений и т. п., обеспечивающих высокуюпроизводительность труда, заинтересованы все предприятия.
Только наша социалистическая система, основанная на разуме и плане, а не на игре частных интересов, только она одна и позволяет судить о результатах трудовой деятельности человека, по ее... результатам! Да, по ее прямым результатам, а не по критериям прибыли. рентабельности и т. д., перекочевавшим к нам из экономик капитализма, общества, не имеющего с нашим никаких общих стимулов.
Качество продукции
Способность обеспечить высокую производительность труда — это важнейшее качество оборудования, станков, машин, агрегатов, материалов, изделий.
Полезно в связи с этим несколько уточнить понятие «качество продукции».
Выражение «качество продукции» часто употребляется у нас бездумно. Между тем в одном этом слове заключен огромный диапазон понятий. При составлении плана качество как категория «в общем» признается; признается полезность высокого качества. К сожалению, обычно считается, что качество продукции присутствует в продукте труда как нечто данное, само собой разумеющееся.
Этот пошлый механистический взгляд на качество продукции и порождает распространенное среди экономистов и плановиков мнение, что о качестве, как о бедном родственнике, тоже надо заботиться, но о планы его включать не нужно, да и как его включать, чем его мерить. Есть ГОСТы и ладно. Другими слонами, давай количество, а качество «по возможности получше», в крайнем случае, не ниже действующего стандарта какого-нибудь 1936 года!
Отсюда легко скатиться к пресловутой позиции: «давай, давай», а если качество будет немножко похуже, сойдет!
Нулевое качество
Начнем с того, что качество может быть равным пулю. Таково качество испорченной, бракованной продукции, например засвеченной фотобумаги. Такое качество обращает все количество произведенного продукта в нуль. Труд, затраченный на его изготовление, обращается в нуль.
Более того, нулевое качество (брак) обращает в нуль прежний труд, овеществленный в материалах, оборудовании, энергии, т. е. уничтожает прежние трудовые усилия предприятий, выпустивших добротные реактивы, хорошую бумагу-подложку, выработавших электроэнергию, добывших топливо и т. д.
Отрицательное качество
Как исключение (к счастью редкое), встречается качество отрицательное. Представьте себе, что в процессе изготовления пластической массы на предприятии «Б» вы добавляете в нее пластификатор, полученный с предприятия «А», но вместо пластичного получаете хрупкий, растрескивающийся, никуда не годный материал.
Негодное, нулевоекачество продукта на предприятии-изготовителе «А» становится отрицательной величиной на предприятии «Б», его потребляющем. Такой продукт не только обращает в нуль все усилия по его изготовлению до предприятия «А» включительно, но и анигилирует труд, вложенный в последующий производственный процесс, обращает в нуль трудовые усилия предприятия «Б» и всех связанных с ним поставщиков.
Вместо создания новых ценностей на предприятии «А» такое «качество» уничтожает ценности на всех предприятиях, получивших его продукцию, так как создает минус сырье, минус материал, минус энергию, минус труд. Такое качество уже не может считаться нулевым, оно является отрицательной величиной.
Нечего и говорить о том, что возможность выпуска продукции нулевого и отрицательного качества должна быть исключена. Сделать это можно, но не путем усиления контроля, не путем приказов, запрещений, указаний, взысканий и призывов, а разумной методикой планирования.
Но мало исключить негодное иплохое качество. надо добиться выпуска продукции только хорошего, высокого, высшего качества. Я не знаю случая, когда экономически не оправдывалось бы для народного хозяйства в целом самое высокое достижимое на данный момент качество продукции.
Что же такое хорошее качество продукции? Что оно может дать?
Пошлое понимание ,,хорошего качества" продукции
Е Самое пошлое понимание качества — это «получше— похуже». Так брадобрей оценивает качество одеколона, спрашивая клиента:
—Вас каким одеколоном: — обыкновенным или получше?
Получше — хорошее качество. Похуже — плохое.
Такое упрощенное понимание качества продукции непригодно даже для оценки «ширпотреба» и характерно для мышления людей, вообще не придающих в глубине души серьезного значения качеству, не понимающих его значения. «Качество» понимается как одно из свойств всякой вещи, как цвет, гладкость, вес форма и т. д., как нечто застывшее, неизменяющееся.
Считается даже, что высокое качество может быть обеспечено соблюдением ГОСТов.
«Основные' показатели качества каждого вида продукции нужно определять, пересматривать и закреплять ГОСТами регу- | лярно, через каждые два-три года»,—пишет экономист т. Клевцов («Экономическая газета», 1964,1 мая).
Безнадежное дело! Предложение ориентировать качество — самый динамичный фактор производства — на самое консервативное учреждение явно порождено страхом перед возможным ухудшением качества и полной недооценкой возможностей его быстрого роста.
«Закрепить» качество—это мечта многих экономистов и плановиков. Как было бы легко планировать, если бы качество не менялось, не росло. Вот была бы тихая жизнь... За решетку качество! Гостировать его! Потом можно через 5—6 лет и амнистировать...
«Особенно досадно, что даже нормали и технические условия допускают выпуск низкокачественной продукции. По нормалям филиала Телевизионного института в каждом телевизоре обязательно должен быть трансформатор, хотя бестрансформаторная схема питания уже давно не новинка. Эта схема делает телевизор на 4—5 кг легче, дает в первый год экономию 3 тысячи тонн дефицитной медной проволоки, 4 тыс. г трансформаторного железа и 60 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Но по-прежнему сходит с конвейера устарелая и дорогостоящая продукция, надежно оберегаемая от критики существующими нормалями. (подчеркнуто мною — О. А,). — Говорится в статье «Цена плохого качества». Я. Орлова («Техническая эстетика», 1964, № 1).
Яснее не скажешь. ГОСТы, стандарты, нормали «оберегают устарелую продукцию от критики». Надеяться, что они обеспечат сами по себе высокое качество, наивно. Они обеспечивают только одну сторону качества — стандартность, единообразие, и всегда только по допустимому минимуму.
Качество и количество равноценны?
Более высокий уровень понимания значения качества продукции можно встретить в случаях, когда качество и количество продукции явно ставятся рядом и заменяют друг друга. Так, например, количество и качество (ходимость) шин явно равнозначны. Этот факт был приведен мною в качестве гипотетического примера в статье «Почему новая техника внедряется с боем». («Знамя», 1957, № 2).
«Работу предприятия, изготовляющего автопокрышки, следует оценивать не только по количеству выпущенных покрышек, но и по километрам пробега, обеспеченным качеством покрышек.
Таким образом, например, десятипроцентное увеличение срока службы покрышек равноценно, по крайней мере, десятипроцентному увеличению их выпуска (а ведь еще следует учесть сокращение расходов потребный для доставки готовых покрышек к местам потребления, снижение затрат труда на смену покрышек, уменьшение простоев автотранспорта и т. п.).
Выгоды от продления срока жизни покрышек очевидны, даже если для этого потребуется увеличить стоимость производства; На 3—5%, даже если выпуских при этом снизится на 1—2%...»
Эти же соображения, но уже с полным знанием дела привели т. Боровицкий, директор Омского шинного завода, и т. Цейтлин, заместитель начальника Центральной лаборатории этого завода, в статье «Шина шине— рознь, или о том, как плохое качество пожирает количество». («Известия», 1962, 22 марта).
Дадим им слово:
«Тщательно, все обдумав, мы, основываясь на опыте шинных предприятий, со всей ответственностью утверждаем: голод в автопокрышках можно значительно ослабить уже сейчас, используя ныне действующие мощности. Это можно сделать, если работники шинных заводов страны, в том числе и Омского, засучив рукава, возьмутся за улучшение качества своей продукции.
Именно в продлении сроков службы покрышек, или, как мы говорим, в увеличении их «ходимости», кроется колоссальный резерв увеличения ресурсов шин. Судите сами, насколько велик этот резерв. Если поднять «ходимость» только на десять процентов, то при нынешнем объеме производства это равнозначно годовому выпуску крупного шинного завода! Причем такой «выпуск» сэкономит труд, материалы и крайне дефицитное сырье на сто миллионов рублей! Мы говорим о десяти процентах, но если по-настоящему взяться за улучшение качества нашей продукции, то «ходимость» можно поднять на 30—40% (подчеркнуто мною — О. А.). Нетрудно прикинуть, какую огромную выгоду получит dt этого наша страна...
Как это происходит, покажем на примере.
Допустим, что два шинных завода имеют одинаковую программу — два миллиона шин в год. Один завод выпустил 2100 тысяч штук и выполнил план по валу на 105%, по производительности труда—на 103%, получил накоплений пять миллионом рублей. Шина этого завода пробежала в среднем 35 тысяч километров.
Другой завод изготовил два миллиона шин, выполнил план по валу и по производительности труда только на 100%, получил накоплений в два раза меньше, чем первый, но средняя «ходимость» его шин составила 40 тысяч километров.
Если не принимать во внимание «ходимости» шин, то выходит, что первый завод имеет лучшие показатели, он считается передовым. На самом же деле второй завод, выпустивший на 100 тысяч шин меньше, фактически работал лучше, принес государству гораздо больше пользы. Ведь шины первого завода отработают на автомобиле только 73,6 миллиарда километров, а шины второго — 80 миллиардов. Таким образом, второй завод, получив на 5 процентов меньше материалов, изготовил больше продукции, так как его шины имеют ресурсы пробега на 6,5 миллиарда километров больше, чем у первого, а это равно выпуску 162 тысяч шин. Выходит, что второй завод без затрат труда я материалов выпустил сверх плана 262 тысячи шин. Так выглядит выполнение плана по валу с учетом «ходимости».
Наконец, в статье «Критерий—качество» (Правда», 1963, 20 октября) акад. В. Трапезников использует еще раз тот же, весьма наглядный пример с шинами, чтобы показать эквивалентность количества и качества:
«Например, известно, что автомобильные шины Бакинского завода выдерживают пробег в полтора-два раза меньший, чем шины Ярославского завода. Поэтому с точки зрения народного хозяйства каждая шина Ярославского завода по своей полезности соответствует полутора-двум шинам Бакинского завода, а в плановых данных они фигурируют на равных основаниях. Подобные примеры можно умножить.
Совершенно очевидна необходимость устранить эти противоречия. А для этого следует изменить основной показатель, отказавшись от планирования только количества. Надо ввести показатель, учитывающий и количество, и качество продукции,— ее полезность, эффективность для народного хозяйства» (подчеркнуто мною.— О. А.).
При производстве подшипников тот же автор предлагает учитывать срок службы подшипников и класс точности,для электроламп — срок службы, экономичность, цвет и т. д., т. е. в соответствии сих так или иначе оцененной полезностью в народном хозяйстве.
Эти примеры в основном относятся к изделиям, имеющим ограниченный срок службы. В таких случаях всегда существует соотношение:
долго служит = меньше надо (штук, килограммов и т. д.);
недолго служит == больше надо.
К сожалению, даже эти элементарные соображения редко учитываются нашими плановиками и экономистами.
«Действующая ныне система планирования производства не решает и даже не затрагивает качественной оценки надежности и долговечности изделий. Планирование практически охватывает лишь количественный выпуск продукции, в то же время основные качественные показатели, характеризующие технический уровень изделий, не входят в состав народнохозяйственного плана».(Акад. Л. Берг и другие. Стандарт высокого качества.— «Известия», 1964, 10 января).
Качество важнее количества
«Ну уж тут вы, т. Антонов, «перегнули», скажут плановики. Кое в чем вы, пожалуй, правы, но ведь из только что приведенных примеров (например, с шинами) как раз и явствует, что качество и количество продукции—категории равноценные и, пожалуй, могут иногда заменять друг друга.
Действительно, на первый взгляд так оно и об-< гонт, когда мы имеем данное количество и данное качество.
Но в действительной жизни, на производстве, как правило, есть гораздо больше возможностей поднять качество (например, срок службы изделия) вдвое, чем вдвое увеличить выпуск изделий и тем более вдвое перевыполнить установленный план. Количество продукции, измеряемое тоннами, метрами, штуками и другими физическими мерами, не таит в себе никаких неожиданностей.
10 г угля ровно в 10 раз больше 1 т. угля того жекачества и ни на один процент больше.
1 млрд. квт-ч в 1000 раз больше 1 млн. квт-ч и ни на один киловатт-час больше.
Наоборот, в «качестве» таятся неисчерпаемые резервы роста. Тут неожиданности поджидают нас на каждом шагу. И если эти резервы сейчас плохо, а иногда и совсем не используются, то виновата в этом прежде всего методика планирования, которая принимает качество за нечто данное, стандартное и требует только количества, поощряет перевыполнение по количеству и редко учитывает улучшение качества продукции, да и то отдельным, второстепенным показателем.
В статье «Для всех и для себя» («Известия», 1961, 18 ноября) я приводил пример с коломенскими моторостроителями, которые повысили срок службы дизелей на 20%, удорожив их всего на 1 %.
Наши конструкторы авиационных двигателей и моторостроители добились за несколько лет упорной работы повышения срока службы отдельных видов авиационных двигателей в 3—4 раза! Подумайте, какие потребовались бы капиталовложения, чтобы увеличить выпуск двигателей в 3—4 раза! Сколько нужно труда, металла, энергии, станков, инструмента!
В результате этого трудового подвига потребность Аэрофлота в двигателях этого типа сократилась также в 3—4 раза.
Спросите Аэрофлот, что он предпочтет: взять 400 двигателей со сроком службы 500 час. или 100 двигателей со сроком службы в 2000 час? Да аэрофлотовцы только посмеются над таким «эквивалентом».
Во-первых, двигатели с четырехкратным сроком службы стоят только немного дороже прежних, значит, стоимость одного мото-часа снизится примерно в 3—4 раза.
Во-вторых, смена двигателей на самолетах будет происходить в четыре раза реже, что даст огромную экономию в трудовых затратах, сократит простой самолетов, упростит, т. е. у дешевит обслуживание и, наконец, резко повысит надежность, регулярность и безопасность полетов, что в свою очередь даст громадные выгоды народному хозяйству.
Из-за того, что потребности транспорта стали удовлетворяться меньшим количеством двигателей, высвободилось несколько тысяч рабочих, которые тут же были переключены на производство другой продукции.
Если бы все творческие и производственные коллективы имели такие успехи, можно было бы уже сейчас перейти на более короткий рабочий день.
Вот что такое качество, вот как высокое качество способно обеспечивать высокую производительность труда в народном хозяйстве. В наш век бурного раз-пития науки и техники качество продукции заключает и себе огромную взрывную силу, способную опрокинуть всякие расчеты и предположения рутинеров.
Либо наши плановики и экономисты поймут эту фундаментальную истину современного производства и направят свои усилия на обеспечение быстрого роста качества продукции, либо неизбежно начнется отставание в развитии, которое никакими количественными успехами перекрыть невозможно.
Увеличение количества продукции без внимания к качеству может создать только видимость успеха. Поднятие качества продукции обеспечит и надежный, неуклонный количественный рост производства.
Высокое качество сегодня — это огромное количество завтра. Количество любой ценой сегодня — это снижение качества сегодня и падение количества завтра.
Скрытые ресурсы ускорения роста общественного производства, заключенные в динамических свойствах качества продукции, в безграничных возможностях его повышения, неимоверны. Высвободить усилия гигантской армии советских ученых, инженеров и конструкторов для ускорения создания материально-технической - базы коммунизма в нашей стране планового хозяйства можно только введя качество продукции в план, по крайней мере, наравне с количеством продукции. Поэтому введение показателей народнохозяйственного типа, обладающих этим свойством, является жизненной необходимостью.
Если наши плановики и экономисты дальше будут расценивать борьбу за повышение качества продукции, как досадное обстоятельство, осложняющее выполнение планов, нечего и думать о быстром поднятии производительности труда.
Где были показатели во времена Маркса?
Итак, «показатели» в нашем обществе играют столь важную роль, что по силе воздействия на производство их можно сравнить, пожалуй, только с воздействием стремления капиталиста к извлечению прибавочной стоимости на производство в отживающей общественной формации.
Могут найтись люди, которые начнут искать в трудах К. Маркса определение роли «показателей» плана в социалистическом обществе и даже рецепты по их совершенствованию. Такие поиски, вероятно, рассмешили, а возможно и рассердили бы нашего великого учителя, если бы он мог хоть краем глаза взглянуть на такие попытки, по существу задним числом возлагающие какую-то долю вины за наши производственные неполадки на гениального создателя «Капитала».
Конечно, показатели были и в эпоху Маркса и гораздо раньше. Но почему же «показатели» не играли тогда той роли, что играют у нас сейчас, не приносили вреда капиталистам и помещикам, купцам и банкирам, ростовщикам и бандитам, а теперь также не приносят вреда монополистам, рэкэтирам, и гангстерам? Что эти «друзья» заколдованные что ли? Может быть, они знают какое-нибудь заклинание, «петушиное» слово против вреда, приносимого показателями, которые у нас зачастую выходят из-под нашего подчинения и контроля и начинают свою разрушительную работу в народном хозяйстве?
Никакого волшебства тут нет.
Капиталисту «показатели» вреда принести не могут, потому что хозяйчик преследует свою узко личную цель—наживу. Он, как магнитная стрелка, как замороженный, смотрит все время в сторону максимальной прибыли и никакие влияния, никакие «показатели» не могут его отвлечь от этой заветной цели. Он пользуются «показателями» постольку, поскольку они могут помочь ему достичь вожделенной цели — максимальной прибыли.Он принимает любые решения только с оглядкой на эту цель, и все остальное для него только подсобный инструмент. Для него показатель не хозяин, а слуга, вид информации наряду с бухгалтерским учетом, сообщениями о рыночной конъюнктуре и т. п.
А наши руководители — не хозяйчики — это ответственные лица, которым наше государство поручило выполнение производственного плана. А план дается в показателях. По показателям, как все время подчеркивается здесь, учитывается выполнение плана. Выполнить план, т. е. выполнить поручение, данное государством, — это значит, дать «показатели» плана, или, как у нас говорят, «выполнить план по всем показателям».
|
|